Компьютер в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий. Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования.

Содержание

Введение.
Современное информационное общество и ДОУ.
Компьютер и дети.
Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.
Задачи обучения
Принципы построения программы
Структура занятий
Организация учебного и игрового процесса.
Примеры занятий.

Работа содержит 1 файл

компьютер в ДОУ.docx

— 43.01 Кб (Скачать)

ГБОУ СПО

Педагогический колледж  № 15 г. Москвы

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Методика применения ТСО  и ЭВТ в работе с детьми».

На тему: «Компьютер в  дошкольном учреждении».

 

 

 

 

 

 

                                                     Преподаватель: Марчук А.Е.

 

 

 

Москва, 2012

План.

  1. Введение.
  2. Современное информационное общество и ДОУ.
  3. Компьютер и дети.
  4. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ.
    • Задачи обучения
    • Принципы построения программы
    • Структура занятий
  1. Организация учебного и игрового процесса.
  1. Примеры занятий.
 

Введение

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий. Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Во многих детских садах с успехом используют компьютер как довольно эффективное средство обучения детей, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций. Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.             Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. 
Применение компьютерной техники как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приёмы и методы в обучении. 
Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. 
Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. 
Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий                  с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования. Каждое занятие                                     с использованием компьютера в детском саду будет направлено не только на овладение ребенком компьютерной игрой, но и на развитие его психических процессов, таких как память, мышление, внимание, воображение; обогащение словаря и совершенствование грамматического строя речи, а так же подъем общего культурного уровня. При помощи компьютерных игр ребёнок с легкостью осилит алфавит, выучит числовой ряд и научится выполнять нехитрые математические действия.

 

Современное информационное общество и ДОУ

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько  велик, что людям волей неволей  приходится прибегать с помощи разнообразной  техники. Сейчас трудно представить  себе человека, не пользующегося телевизором  и радио, печатной машинкой и компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала  настолько зависеть от созданных  нами вещей, что если бы человек вдруг  лишился бы их, то долго просуществовать  в этом мире он не смог бы.

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями  того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают  в школы и дома. НТР расширила  понятие грамотности: теперь грамотным  считается тот человек, который  не только пишет, читает, считает, но и "общается" с ЭВМ.

Компьютер и дети

     Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.                       Психологи отмечают: чем раньше ребёнок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребёнка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.                           Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста и учебной направленности.                                    Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщённое представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.                                                                              Играя на компьютере, ребёнок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.                                                                                                                          В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребёнок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.                                                                                                                    Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Учёные отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.                                               Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.  Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребёнка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного  возраста с использованием современных  информационных технологий. Задачи, которые  решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие  группы:

I. Группа задач  ознакомительно-адаптационного цикла.

Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
  • познакомить с историей ЭВМ;
  • познакомить с назначением ЭВМ;
  • познакомить с устройством ЭВМ.
  1. Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере.
  1. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребёнком и компьютером.
  2. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
  • познакомить с клавиатурой;
  • познакомить с манипулятором "Мышь".

II. Группа задач  образовательно-воспитательного цикла.

Задачи:                                                                                                                                                                1. Формировать навыки учебной деятельности:

  • учить осознавать цели;
  • выбирать системы действий для достижения цели;
  • учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные  математические представления:

 

  • совершенствовать навыки счёта;
  • изучать и закреплять цифры;
  • проводить работу с геометрическими фигурами;
  • решать простейшие арифметические задачи;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости;
  • закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь:

  • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
  • формировать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные  возможности ребенка.

5. Формировать эстетический  вкус.

6. Развивать знаковую  функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:

  • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
  • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач  творческого цикла.

Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа построена на следующих принципах:

1. Принцип развивающего  обучения.

Педагогу необходимо знать  уровень развития каждого ребёнка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего  обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны  друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности  и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными  знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать  возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии  педагог должен стремиться подходить к каждому ребёнку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребёнка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребёнка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребёнка.

6. Принцип сознательности  и активности детей в усвоении  знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребёнок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи  с жизнью.

Педагог и ребёнок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребёнка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение  способом управления программой для  достижения результата и самостоятельную игру ребёнка за компьютером.

Используется несколько способов "погружения" ребёнка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребёнку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретённые ребёнком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребёнку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребёнку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного  напряжения (проводится гимнастика для  глаз), для снятия мышечного и  нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут, 

2 этап - 10-15 минут, 

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия  проветривание помещения.

Занятия построены на игровых  методах и приемах, позволяющих  детям в интересной, доступной  форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.                                  Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Информация о работе Компьютер в дошкольном учреждении