Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 05:21, реферат
Стратегическая цель профессиональной деятельности социального педагога определяется как помощь человеку в преодолении различных форм отчуждения (социальных, духовных, психологических), в восстановлении нарушенных коммуникативных связей в системе социальных коммуникаций. Все это позволяет говорить о коммуникативной специфике социально-педагогической деятельности, в которой решение профессиональных целей и задач полностью находится в плоскости коммуникации и реализуется через коммуникативное взаимодействие, и потому в ней предельно значимы вопросы общения, взаимопонимания, сотрудничества, диалога.
Важным моментом реального функционирования коммуникативной культуры является возможность иметь не только положительный, но и негативный эффект, и тогда можно говорить о дисфункции коммуникативной культуры, преодоление которой возможно в рамках теории «этических добродетелей» (Аристотель), теории «золотого сечения» (В.Е. Каган).
Структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога
Формы проявления КК СП |
Универсальное профессионально-личностное качество СП |
Основной инструмент социально-педагогической деятельности |
Способ постижения смыслов социальной реальности и личностных смыслов ее субъектов | |||
Структурные компоненты КК СП
|
Этико- аксиологическая подсистема |
Процессуально-деятельностная подсистема |
Информационно- семиотическая подсистема | |||
Этико- коммуника-тивные потребности |
Коммуни- кативные отношения |
Стратегии
коммуника-тивного взаимодей- |
Коммуни- кативные технологии |
Социальный интеллект |
Семиоти-ческая компетент- ность | |
Творчески- императивный уровень |
Справедли-вость Профессиональный долг «Ориентация на человека и окружающий мир» Профессиона-льное само- |
Я- Я-Мы Глубинное общение - Гармоничное единство с миром, с людьми, с собой |
Коммуникативное Со-бытие - «Для других, для всего живого и неживого» |
Полилог творческое применение богатства средств коммуника- ции |
«Глубинное понимание» Взаимопони- мание Постижение смысловых систем окружающего мира и личностных смыслов каждого |
Системные междисцили- нарные, коммуникативные знания; способность к творческим, вариативным действим со смыслами окружающего мира |
Продуктивно- ценностный уровень |
Профессио- нальная ответствен- ность свобода «Ориентация на человека»
|
Я – Ты Диалогическое открытое общение |
Коммуникативный Поступок - «для Другого» |
Диалог Личностно ориенти- рованные продук- тивные технологии |
Понимание на основе постижения личностных смыслов Другого |
Хорошее знание основ дисциплин коммуникативной направ- лености; спо-собность к репродук- тивным действиям со смыслами Другого |
Репродуктивно- прагматический уровень |
Успех Польза «Ориентация на результат»
|
Я – Оно Информационная коммуникация Закрытое общение – ролевое взаимодействие |
Коммуникативная интеракция - «для себя» |
Монолог Коммуникативные технологии «по образцу» |
Пред- понимание (поверхност- ное понимание) |
Фрагмен- тарные междисциплинарные и комуникатив- ые знания; репродукти- ные действия со смыслами |
Интуитивно-эмпирический уровень |
Неосознан- ные мотивы, опосредованы внешними стимулами |
Неосознан- ность от- ношений, часто цент- рирован- ность «На себя» |
Неосознан- ность коммуникативной стратегии |
Коммуника- тивные технологии допрофессионального опыта |
Ситуативное понимание Смысловые барьеры |
Коммуникативные знания на уровне житейской коммуни- кации |
Этико-аксиологическая подсистема характеризует коммуникативную культуру через систему этических норм, ценностей. Коммуникативно-этические ценности представлены универсалиями добра, справедливости, милосердия, любви, дружбы, профессионального долга, социально-профессиональной ответственности, личностной свободы и профессионального успеха. Интерпретация коммуникативной культуры как системы взаимодействия предполагает выделение в ее структуре коммуникативных отношений, которые обнаруживают себя в таких специфических качествах личности, как толерантность, эмпатия , сочувствие, сострадание, великодушие, благородство, тактичность, вежливость, искренность.
Основу социально-
Информационно-семиотическая подсистема включает социальный интеллект - способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых выступает процесс социализации личности. У социального педагога в наибольшей степени, чем у специалистов других сфер деятельности, должны быть развиты такие стороны социального интеллекта, как социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способствующие пониманию смыслов социальной реальности и ее субъектов. Другим элементом подсистемы является семиотическая компетентность. Ее теоретический аспект предполагает овладение будущим социальным педагогом значительным объемом знаний общенаучного характера, а также общепрофессиональными и специализированными знаниями. В практическом плане семиотическая компетентность требует овладения операциональными действиями со знаками, значениями, смыслами, смысловыми системами и включает процессы смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования, смыслопередачи.
Интуитивно-эмпирический уровень коммуникативной культуры социального педагога отличается в целом несформированностью всех компонентов коммуникативной культуры, коммуникативное взаимодействие осуществляется интуитивно, на основе допрофессионального опыта коммуникативного взаимодействия на житейском уровне, имеет ситуативную ориентацию.
Репродуктивно-прагматический уровень коммуникативной культуры предполагает неуверенную ориентацию социального педагога на этико-коммуникативные ценности и отчетливую коммуникативную ориентацию на личный успех, на результат. Здесь развертываются субъект-объектные отношения (Я-Оно) на основе установки к миру как к совокупности окружающих предметов. Коммуникативный процесс, характеризуясь жесткой каузальностью, состоит из коммуникативных действий, выражающих собственные оценки, взгляды и цели. Коммуникативный контакт социального педагога с воспитанником не влечет для последнего значимых личностных изменений. Коммуникативные технологии репродуктивны, отличаются монологической направленностью, использованием поучения, манипулирования и т.п., где личность закрыта для взаимодействия на уровне личностных смыслов. Коммуникативные и междисциплинарные знания фрагментарны, отсутствуют навыки самопознания, самоконтроля, саморегуляции. В коммуникативном взаимодействии проявляется лишь предпонимание.
Продуктивно-ценностный уровень характеризует направленность личности социального педагога на категории профессиональной ответственности и свободы как формы проявления нравственности, самосознания. Отчетливо проявляются компетентная, социальная ответственности (классификация Г. Йонаса), ответственность за коммуникативные действия, их последствия и результат. Основу коммуникативного взаимодействия составляют субъект-субъектные отношения (Я-Ты), переходящие на уровень диалога, в котором присутствуют со-участие, со-чувствие, со-переживание. Коммуникативные стратегии ориентированы на субъекта социально-педагогической деятельности и реализуются в коммуникативном поступке, изменяющем личностные смыслы этого субъекта. Открытие смыслов, духовное освоение мира воспитанника осуществляется на основе понимания.
Творчески-императивный
уровень - высший уровень коммуникативной
культуры - соответствует ориентации
социального педагога в коммуникативном
взаимодействии на императивы справедливости,
профессионального долга, милосердия.
Результатом коммуникативной встречи
становится коммуникативное со-бытие,
когда происходит радикальное изменение
способа восприятия жизни и соответствующих
ему значений и смыслов воспитанников,
изменение его Я - концепции. Студенты
демонстрируют умения «глубинного
общения» - достигается духовное единство
субъектов коммуникативного взаимодействия,
влекущего за собой достаточно редкое
явление - взаимопонимание, широкий
гуманистический взгляд на окружающих
за счет полилогических отношений (Я-Я-Мы).
Универсалиями глубинного
общения
являются «мироутверждение»,
«со-причастность»
«доминантность на всех других»,
«творчество как свободный дар
встречи», «со-творчество». На
уровне Я-Я1-Мы между субъектами
социально-педагогической деятельности
возможно возникновение взаимоотношений
высокой дружбы и любви как
духовных отношений, характеризующихся
стремлением личностей к
Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры
будущего социального педагога
Социокультурные потребности - социальный педагог как носитель высокой коммуникативной культуры | ||
Цель – формирование коммуникативной культуры социального педагога | ||
Теоретико-методологические основы | ||
Философия антропологии, философии я культуры, философия коммуникации, философия информации, философия образования | ||
Системный подход культурологический, коммуникативный, семиотический, этический, личностно-деятельностный, синергетический | ||
Закономерности | ||
Развития личности, организации процесса, содержания коммуникативной культуры | ||
Принципы | ||
Активности, диалогичности, индивидуализации, разносторонности и дополнительности, междисциплинарности, преемственности | ||
Внутриличностные факторы формирования КК | ||
Коммуникативные потребности |
Коммуникативная активность |
Коммуникативная рефлексия |
Психолого-педагогические условия | ||
Коммуникативный потенциал образовательного процесса, образовательной среды, образовательного пространства | ||
Технологическая система | ||
Коммуникативный корректив |
Коммуникативный тренинг |
Коммуникативный креатив |
Этапы формирования коммуникативной культуры | ||
Мотивационно-корректирующий |
Обучающе-тренинговый |
Системно-творческий |
Содержательный компонент | ||
Гуманитарно-культурологические знания |
Коммуникативно- технологические знания |
Философско-семиотические знания |
Критерии и показатели сформированности коммуникативной культуры | ||
Критерий - коммуникативные профессионально-личностные качества; показатели: этические, отношенческие |
Критерий -прогностически- |
Критерий - интеллектуально- семиотический потенциал; показатели: семиотические, интеллектуальные |
Уровни коммуникативной культуры | ||
Репродуктивно-прагматический |
Продуктивно-ценностный |
Творчески-императивный |
Результативный компонент | ||
Коммуникативная культура
- интегральная характеристика личности
- полиструктурная, многофункциональная
система этико-аксиологических, процессуально-деятельностных
и информационно-семиотических | ||
Социальный педагог, обладающий
высокой коммуникативной |
Выявление структурно-уровневых и содержательных характеристик позволило перейти к моделированию процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога в системе его профессиональной подготовки. В концептуальном плане предложенная прогностическая модель базируется на теоретико-методологических подходах, охарактеризованных выше, и представляет собой целостную, открытую, педагогическую систему, являющуюся составной частью всего процесса профессиональной подготовки социального педагога и отличающуюся единством концептуального, целевого, содержательного, технологического, диагностического, организационного и результативного компонентов (см.: рис.2).
Целевой компонент определяется в контексте современного социального заказа общества на специалиста высокой коммуникативной культуры и предполагает достижение максимально возможного в условиях вуза уровня коммуникативной культуры будущего социального педагога.
Содержательный компонент модели характеризуется последовательностью этапов усвоения элементов содержания для достижения конкретных целей обучения; системным, логическим развертыванием соответствующих психолого-педагогических и коммуникативных знаний; конгруэнтностью содержания будущей профессиональной деятельности; использованием межпредметных связей с дисциплинами основной образовательной программы подготовки социального педагога.
Технологический компонент предполагает использование следующих методик: 1) коммуникативный корректив, включающий коммуникативное просвещение и собственно процесс коммуникативного корректирования; овладение репродуктивными коммуникативными умениями; 2) коммуникативный тренинг, обеспечивающий формирование коммуникативных профессионально-личностных и психологических качеств социального педагога, важных для коммуникативной деятельности; профессионально значимых коммуникативных умений, овладение репродуктивными и продуктивными коммуникативными технологиями; 3) коммуникативный креатив, предполагающий развитие способности к коммуникативному творчеству, выработку индивидуального стиля коммуникативного взаимодействия.
Важной идеей моделирования процесса формирования коммуникативной культуры является то, что он должен следовать логике основной образовательной программы подготовки социального педагога.
Диагностический компонент включает комплекс диагностических методик, направленных на выявление качественных и количественных показателей уровня коммуникативной культуры социального педагога. Методическая система диагностирования базируется на организационно-дидактических принципах: научности, развития, моделируемости, стандартизации, портативности, доступности. Для учета результатов диагностирования и комплексной оценки достижений в процессе формирования коммуникативной культуры будущих социальных педагогов целесообразно предлагается метод портфолио как современная эффективная форма оценивания.