Стратегическая цель профессиональной
деятельности социального педагога
определяется как помощь человеку
в преодолении различных форм
отчуждения (социальных, духовных, психологических),
в восстановлении нарушенных коммуникативных
связей в системе социальных коммуникаций.
Все это позволяет говорить о
коммуникативной специфике социально-педагогической
деятельности, в которой решение
профессиональных целей и задач
полностью находится в плоскости
коммуникации и реализуется через
коммуникативное взаимодействие, и
потому в ней предельно значимы
вопросы общения, взаимопонимания,
сотрудничества, диалога. Соответственно,
возрастает уровень требований к
коммуникативной культуре как основному
фактору, позволяющему социальному
педагогу выйти на высокий профессиональный
уровень осуществления специальных
социально-воспитательных функций
и реализовать социальные ожидания
общества.
понятие коммуникативной
культуры вошло с появлением устойчивого
интереса к проблемам коммуникации
и информации. Однако сама идея
коммуникативной культуры возникла
значительно раньше, прежде всего, в
рамках таких научных дисциплин,
как этика, риторика, теория общения,
заложивших многие идеи культуры человеческой
коммуникации, принципы и способы
ее успешного осуществления.
Анализ
образовательной практики и результаты
психолого-педагогических исследований
свидетельствуют, что вопросам
формирования коммуникативной культуры
социального педагога в высшей
школе уделяется недостаточное
внимание, в существующих программах
подготовки не находят отражения
коммуникативные дисциплины как
отдельная область социального
знания и практики. У значительной
части выпускников сохраняется
низкий уровень коммуникативной
культуры, что непосредственно
влияет на эффективность профессиональной
деятельности.
до настоящего времени
коммуникативная культура социального
педагога не подвергалась специальному
научному исследованию, ее проблематика
в системе профессиональной подготовки
социального педагога является в
определенном смысле новой и недостаточно
изученной.
Изложенное позволило
установить ряд объективно
существующих противоречий:
- между объективными
требованиями, предъявляемыми обществом
и государством к личности
социального педагога, и фактическим
уровнем его профессионально-коммуникативной
подготовки в системе вузовского
образования;
- между актуализацией
проблематики коммуникативной культуры
в структуре междисциплинарного
и психолого-педагогического знания
и отсутствием разработанных
теоретико-методологических и технологических
основ формирования коммуникативной
культуры социального педагога;
- между социальной значимостью
профессиональной деятельности
социального педагога, обладающей
ярко выраженной коммуникативной
спецификой, и практикой овладения
коммуникативной культурой в
вузе, не имеющей целенаправленного
психолого-педагогического обеспечения.
процесс формирования коммуникативной
культуры социального педагога в
системе профессиональной подготовки
в вузе будет успешным, если:
- существенно усилена
коммуникативная направленность
системы профессиональной подготовки
через включение в нее
компонентов коммуникативной культуры
и установление межпредметных
связей дисциплин основной образовательной
программы подготовки социального педагога;
- обеспечено единство
компонентов моделируемого процесса
как педагогической системы, характеризующейся
целостностью и единством
ее структурных составляющих (концептуальных,
целевых, содержательных, организационных,
технологических);
- приведены в соответствие
технологические этапы формирования
коммуникативной культуры социального
педагога с уровнями его учебно-профессиональной
мобильности в процессе подготовки
в вузе;.
- учитываются результаты
диагностирования, обеспечивающего
адекватную оценку достижений
будущего социального педагога
в процессе формирования коммуникативной
культуры;
- учитываются основные
закономерности, принципы формирования
коммуникативной культуры социального
педагога
- инициированы внутриличностные
факторы формирования коммуникативной
культуры и созданы психолого-педагогические
условия, обеспечивающие динамику
этого процесса через интеграцию
коммуникативного потенциала образовательного
процесса, образовательной среды,
образовательного пространства
вуза.
- Теоретико-методологические основы исследования коммуникативной
культуры базируются на общеметодологическом
принципе дополнительности, позволяющем
взаимодополнять важнейшие положения
философии антропологии, культуры,
коммуникации, информации, образования
и системного, культурологического,
коммуникативного, этического,семиотического,
личностно-деятельностного, синергетического
подходов.
- Система профессиональной подготовки социального педагога, характеризуясь наличием актуальных проблем коммуникативного характера, требует переориентации на коммуникативную парадигму развития, отвечающую социокультурным, образовательным тенденциям и самой сущности социально-педагогической деятельности, имеющей коммуникативную специфику, обусловленную ее целями, функциями и содержанием.
- Коммуникативная культура выступает императивом системы
профессиональной подготовки
социального педагога в силу социальной,
гуманистической значимости и коммуникативной
специфики социально-педагогической
деятельности, а также своих функций:
гуманистической, этической, воспитательной,
интегративной, регулятивной, терапевтической,
когнитивной, эмоциональной, рефлексивной.
Указанные значения позволяют считать
коммуникативную культуру универсальной
характеристикой личности, выступающей
основным критерием подготовки
социального педагога к осуществлению
специальных воспитательных функций
в соответствии с социальными
ожиданиями общества.
- Коммуникативная культура социального педагога как
универсальная характеристика
личности представляет собой сложноорганизованную
систему этико-аксиологических, процессуально-деятельностных
и информационно-семиотических достижений
специалиста в его профессионально-коммуникативном
взаимодействии с окружающим миром,
другими людьми, самим собой,
осуществляемом посредством оперирования
смыслами на основе использования
любых знаковых систем.
- Структурно-уровневая модель коммуникативной культуры социального педагога выстраивается на основе культурологического, коммуникативного, информационного подходов, отражающих атрибутивные свойства коммуникативной культуры (культура, коммуникация, информация), и принципов системного подхода. Принцип полиструктурности позволяет определить в структуре коммуникативной культуры подсистемы: этико-аксиологическая (проявляется в этико-коммуникативных ценностях и коммуникативных отношениях); процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии и коммуникативные технологии); информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью). Принцип многомерности отражает разнообразные стороны проявления коммуникативной культуры: как интегрального профессионально-личностного качества социального педагога; как основного профессионального инструмента социально-педагогической деятельности; как способа постижения коммуникативных смыслов социальной реальности и ее субъектов. Принцип иерархичности помогает представить компоненты коммуникативной культуры в виде преемственных уровней (интуитивно-эмпирический, репродуктивно-прагматический, продуктивно-ценностный, творчески-императивный).
- Уровни коммуникативной культуры социального педагога определяются через систему критериально-показательных признаков: профессионально-личностные коммуникативные качества (осознанность, направленность коммуникативно-этических ценностей и отношение к ним; успешность их реализации в социально-педагогической деятельности; стремление к профессионально-коммуникативному совершенствованию); прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия (осознание и направленность коммуникативных стратегий; умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами социально-педагогической деятельности, владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения педагогически значимого результата; семиотический потенциал (наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний, степень развития социального интеллекта, владение операциональными умениями смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования и смыслопередачи).
- Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры социального педагога конструируется с учетом основных тенденций развития системы профессиональной подготовки социальных педагогов, закономерностей, принципов, обеспечивающих научность, целостность, динамичность процесса. Модель определяется как педагогическая система, являющаяся неотъемлемым, но относительно самостоятельным элементом в общей системе профессиональной подготовки социального педагога, и представляет собой целостное единство концептуального, целевого, содержательного, организационного, технологического, диагностического и результативного компонентов.
- Процесс фрмирования коммуникативной культуры социального педагога основывается на психолого-педагогических закономерностях, проявляющихся в аспектах развития личности, организации образовательного процесса и содержания коммуникативной культуры: а) формирование коммуникативной культуры эффективно при стимулировании внутриличностных факторов: коммуникативных потребностей, коммуникативной деятельности, коммуникативной рефлексии; б) формирование коммуникативной культуры представляет собой целостный последовательный процесс, элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы; в) эффективность процесса формирования коммуникативной культуры зависит от ситуации успеха, позитивных субъективных переживаний каждым студентом своих индивидуальных достижений и достижений группы; г) структурные компоненты коммуникативной культуры не рядоположены, а взаимозависимы и взаимообусловлены, составляя единую сложноорганизованную систему.
- Основными принципами формирования коммуникативной культуры социального педагога являются: принцип активности, ориентирующий социального педагога на “органически-творческое самооформление” (И.А. Ильин), духовную активность, углубление самопознания, устремленность к профессиональному совершенствованию; принцип диалогичности (А.В. Мудрик), предполагающий обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и др.), отношения со-трудничества; принцип индивидуализации, основывающийся на учете мотивации каждого субъекта и требующий адаптации условий, средств формирования коммуникативной культуры к уникальному коммуникативному потенциалу каждого студента; принцип вариативности и дополнительности, требующий осуществления межпредметных связей, использования разнохарактерных педагогических явлений, всего многообразия форм коммуникации; принцип преемственности, аккумулирующий положительные результаты на всех этапах формирования коммуникативной культуры.
- Технологическая система включает методики коммуникативного корректива, коммуникативного тренинга, коммуникативного креатива, в совокупности обеспечивающие технологичность процесса формирования коммуникативной культуры и его соотнесенность с этапами учебно-профессиональной мобильности студента.
- Диагностический комплекс базируется на организационно-дидактических принципах научности, развития, моделирования, стандартизации, портативности, доступности. Для учета результатов диагностирования и комплексной оценки достижений целесообразно использовать метод портфолио, эффективный для решения диагностических и педагогических задач: он формирует мотивацию успеха; позволяет каждому студенту актуализировать свои коммуникативные проблемы; отражает достижения студента в статике и в динамике; выступает инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента; формирует качества критического мышления, умения обосновывать свой выбор.
- Эффективность процесса формирования коммуникативной культуры социального педагога, его содержание и динамичность обеспечиваются инициированием внутриличностных факторов и реализацией психолого-педагогических условий.
Внутриличностными факторами
выступают коммуникативные потребности
(потребности в духовных отношениях,
в осуществлении справедливости,
добра, милосердия, ответственности, долга;
во взаимных контактах с другими
людьми; в обмене знаниями, опытом, эмоциями,
переживаниями; в познании смыслов
окружающего мира и личностных смыслов);
коммуникативная активность (интенсивность
коммуникативной деятельности, направленной
на построение устойчивых взаимных отношений,
ее операционально-динамические характеристики);
коммуникативная рефлексия (осознание
социальным педагогом коммуникативных
особенностей своей личности, собственных
чувств, мыслей, действий, а также
осознание того, каким воспринимают
его окружающие).
Психолого-педагогические условия интегрируют
коммуникативный потенциал образовательного
процесса, образовательной среды и образовательного
пространства. В образовательном
процессе это: включение в него компонентов
коммуникативной культуры; использование
межпредметных связей учебных дисциплин;
личностно-ориентированная направленность
технологий и методик; рациональное
сочетание активных инновационных форм
и методов с самостоятельными заданиями;
осуществление контроля и самоконтроля
за количественно-качественными показателями
коммуникативной культуры; организация
творческого, диалогового взаимодействия
между субъектами образовательного процесса. В образовательной
среде - гуманистическая
и творческая направленность образовательной
среды; стимулирующая коммуникативные
потребности социального педагога,
формирующая его коммуникативный
опыт, способствующая индивидуальному
самоопределению. В образовательном
пространстве - включение студентов
в многообразные виды социально-педагогической
практики и учебно-исследовательской
работы; активизация студентов как
активных субъектов различных структур
образовательного пространства; инициирование
их саморазвития, самореализации.
коммуникативная культура является
способом бытия человека, процессом
и результатом осуществления
человека, где его Я обнаруживает
себя в другом Я, во взаимодействии
с социумом, с окружающим миром
в целом. Такое понимание человека
и его сущностных свойств задает
логику исследования коммуникативной
культуры как системы взаимодействия
человека с другими людьми, с
окружающим миром. Обращение к
общефилософскому пониманию категорий
"культура", «коммуникация», «информация»,
являющихся атрибутивными свойствами
коммуникативной культуры, позволило
приблизиться к ее постижению как
социально-педагогического феномена.
Философия культуры помогает высветить истинную,
глубинную сущность коммуникативной культуры
социального педагога как системы достижений,
высшим уровнем которой являются нравственные
императивы любви, добра, человечности,
справедливости. Именно эти категории
задают целевую направленность процесса
формирования коммуникативной культуры
социального педагога.
Философия коммуникации разрабатывая идеи социальных
функций коммуникации, диалога, коммуникативного
действия как способа достижения
согласия, взаимопонимания, создает основу
для понимания коммуникативной культуры
как коммуникативной деятельности и
как базового инструмента установления
гармоничных отношений между людьми
и окружающим миром.
Философия информации помогает преодолеть традиционные
трактовки коммуникативной культуры в
пределах межличностного общения или
речевой коммуникации и подойти к пониманию
этого феномена как системы коммуникативного
взаимодействия человека с окружающим
миром в целом на основе любых знаков и
знаковых систем.
Философия образования провозглашая идею модернизации
образования, предлагает стратегические
ориентиры, гуманизации, этизации, фундаментализации,
актуальные для формирования коммуникативной
культуры социального педагога.
Содержанием социально-педагогической
деятельности является коммуникативное
взаимодействие, которое в широком
смысле слова, определяется
как процесс обмена коммуникативными
действиями между субъектами посредством
использования знаков вербальной и
невербальной систем с целью взаимоинформирования,
воздействия на поведение, интеллектуальное,
эмоциональное состояние, их изменение
и регулирование
Одно из главных направлений
деятельности социального педагога
- работа с человеком, в основе которой
лежит коммуникативное взаимодействие,
прежде всего, в его индивидуально-личностном
выражении
Коммуникативная направленность
целей, функций и содержания социально-педагогической
деятельности дает основание рассматривать
коммуникативную культуру как императив
системы профессиональной подготовки
социального педагога. Императивная
роль коммуникативной культуры подтверждается
также ее функциональными характеристиками: гуманистическая
функция проявляется в уникальном
потенциале продуцировать элементы
гуманности, человечности в других людях,
превращать гуманность в содержательную
действительность; этическая функция
требует практической реализации этических
норм, их трансляции в общество, миссии
специалиста быть человеческим образцом
высшей нравственности; воспитательная
функция состоит в непосредственном
влиянии на поведение, мысли, чувства воспитанника,
в способности «транслировать себя
в воспитанника» через совместную коммуникативную
деятельность; интегративная функция
выступает важным условием интеграции
культуры и нравственности, культуры
личности и культуры деятельности; регулятивная функция
отражает роль коммуникативной культуры
как внутренней детерминанты профессиональной
деятельности; терапевтическая
функция реализуется
через фасилитаторские коммуникативные
отношения, предполагающие сопереживание,
сочувствие, понимание, терпимость; когнитивная функция
создает потенциалы интеллектуального
развития воспитанника, обогащения
его новыми знаниями; эмоциональная функция
находит отражение в общей психологической
атмосфере, эмоциональном самочувствии
субъектов взаимодействия; помогает найти
адекватные коммуникативные средства
для поддержания позитивных эмоций или,
наоборот, преодоления негативных; рефлексивная функция
связана с самопознанием коммуникативного
“Я”, мотивов своих коммуникативных
действий, осознанием необходимости саморазвития
и самосовершенствования.