Клиническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Работа содержит 1 файл

5 вариант.docx

— 41.05 Кб (Скачать)

 Неразрешимый внутренний  конфликт является источником  постоянного психического напряжения, играющего роль одного из невротически  декомпенсирующих факторов. Чувство вины, испытываемое детьми при наличии противоречивых чувств к родителям, может иметь место, но главным образом в старшем дошкольном возрасте, когда происходит развитие социально опосредованных или высших эмоций. Рассмотренные семейные ситуации типичны для детей с неврозами и представляют не что иное, как патогенно значимые модели межличностных конфликтов. Лучше всего и рассматривать их таковыми, в социально-психологическом ключе, не прибегая к искусственно созданной терминологии.

 

 

 Проблемы адаптации.  Посещают ясли 53% мальчиков и 55% девочек. Из них состояние аффекта  возникает первое время у 92% детей без различий по полу. Пребывание в яслях представляет  для них психотравмирующую ситуацию  в результате разлуки с матерью  как объектом эмоционального  предпочтения и безопасности, появления  новых, незнакомых взрослых, которых  еще боится ребенок, и ломки  жизненного уклада в целом.  Под воздействием этих факторов  не смогли адаптироваться в  яслях 73% мальчиков и 52% девочек.  Большая трудность приспособления  к яслям у мальчиков обусловлена  их более интенсивной привязанностью  к матери, чем у девочек, в  связи с чем более травмирующим становится отделение от нее и прекращение эмоционального контакта. В свою очередь, более выраженный стресс является одной из причин достоверно более высокой (р<0,01) заболеваемости (большей частью ОРВИ) у мальчиков, посещающих ясли (у 84%), по сравнению с девочками (у 44%). Посещение яслей в этих условиях становится невозможным и ребенок остается дома, но в более худшем состоянии, чем до их посещения.

 Выраженным психотравмирующим  воздействием обладает также  госпитализация в первые годы жизни по поводу заболеваний, обследования и операции (60% из обследуемого контингента детей, бывших свыше недели в больнице). Госпитализация без матери имеет место у каждого второго ребенка. В этом случае почти всегда отмечается различной длительности и выраженности реактивное состояние. После выписки некоторые дети из-за пережитого эмоционального шока первое время не узнают родителей, затем болезненно реагируют на замечания, становятся более обидчивыми, требовательными и капризными. У них часто расстраивается сон, увеличиваются количество страхов и "прилипчивость" к родителям. Нарастают эмоциональная и вегетативная неустойчивость, вероятность появления психомоторных нарушений в виде тиков, заикания, энуреза. Определенную роль в происхождении невротического состояния может иметь отношение обслуживающего персонала, недостаточно учитывающее психологические особенности детей. Причиной невротического состояния при госпитализации являются в большинстве случаев те же факторы, что и при помещении детей в ясли (отрыв от матери, ломка стереотипа, страх незнакомых взрослых, как и чрезвычайно остро воспринимаемое чувство боли в раннем возрасте). Безусловно, не все реагируют подобным образом. Так, большинство из консультированных нами детей из детского дома не обнаруживают ярких реакций при госпитализации из-за отсутствия возрастных страхов, привязанности или недостаточного понимания происходящего, доходящего временами до степени безразличия. Но даже на детей, заболевающих неврозами, госпитализация действует неодинаково. Наиболее травматична она у детей с последующим развитием невроза страха и истерического невроза, особенно при госпитализации без матери. Это не случайно, поскольку дети с истерическим неврозом эмоционально более тяжело переживают разрыв привычных связей, лишение любви, признания и поддержки. Для детей, заболевающих неврозом страха, более характерно беспокойство в ответ на появление в больнице незнакомых взрослых, контрастирующих своим поведением с привычным отношением матери.

 Следует коснуться  и вопроса о неблагоприятных  последствиях для детей с неврозами  раннего помещения в санаторий,  где срок пребывания, как правило,  несколько месяцев. Даже в современных  условиях приходящие воспитатели  не могут заменить внимание  и заботу матери для детей  2-5 лет. Отсутствие психологически  регламентированной службы только  усиливает эффект невротизации  эмоционально чувствительных детей,  когда их выбирают в качестве  жертвы для проявления агрессивных  чувств дети с психопатоподобными и психопатическими чертами поведения. Немалое число этих детей имеет почти каждый санаторий. Это еще больше осложняет адаптацию у детей с неврозами ввиду их беззащитности. Вместе с родительской депривацией подобная психогенная ситуация приводит к снижению эмоционального тонуса, расстройству настроения и замедлению процесса соматического оздоровления, что способствует заболеванию неврозом.

 Рассмотрим более подробно  проблемы адаптации в детском  саду, поскольку большинство детей  дошкольного возраста являются  организованными.

 Состояние аффекта  в первое время посещения детского  сада выявлено у 44% детей (49% мальчиков и 37,5% девочек). В большинстве  случаев оно не достигает степени  реактивного состояния, как в  яслях: меньше и число детей,  неадаптированных в детском саду - 41% (45% мальчиков и 35% девочек). Обращает  внимание несколько большее число  неадаптированных мальчиков в  детском саду, больше их также  в яслях и школе. Если в  яслях это объясняется более  выраженным, чем у девочек, беспокойством  при отделении от матери, то  в детском саду и школе зависит  от недостаточно сформированного  навыка общения с отцом. В  отношении частых соматических  заболеваний различия у мальчиков  и девочек отсутствуют (48 и  45% соответственно).

 Сравнение с нормой (мальчики и девочки вместе) показывает  заметное преобладание у детей,  заболевающих неврозами, состояния  аффекта при начале посещения  детского сада (р<0,001) и отсутствие адаптации в дальнейшем (р<0,001). Прежде всего, это относится к эмоционально чувствительным, впечатлительным и боязливым детям, обнаруживающим тревожную зависимость от матери и невропатически обусловленные проблемы еды и дневного сна. Плохой аппетит и отсутствие дневного сна являются часто источником конфликтных отношений со стороны воспитателей, стыдящих, а то и наказывающих детей как непослушных.

 В целом, число плохо  адаптированных детей при неврозах  заметно снижается в детском  саду (41%) и особенно в школе  (26%) по сравнению с яслями (65%), что подчеркивает улучшение адаптации  с возрастом.

 Родители детей, у  которых выявляется состояние  аффекта при помещении в детский  сад и неадаптированные в нем  в дальнейшем, сравнивались по  вопроснику MMPI с родителями детей  без проявления аффекта и адаптированных  в детском саду (для краткости  обозначим детей соответственно  как адаптированных и неадаптированных). В профиле MMPI у матерей и  отцов неадаптированных детей  заметен подъем 4-й шкалы (у  матерей мальчиков различия достоверны (р<0,001). Ввиду относительно невысоких подъемов шкалы ее следует трактовать как наличие у родителей неадаптированных детей трудностей самоконтроля, конфликтности, проблем взаимоотношений с окружающими и, прежде всего, - с детьми.

 Обращает внимание  и подъем 1-й шкалы у матерей  неадаптированных мальчиков (р<0,001). Это указывает на большое количество жалоб, хроническое чувство усталости и недомогания, тревожно-мнительную фиксацию болезненных ощущений. Подобный настрой неблагоприятно отражается на выздоровлении детей, поскольку матери продолжают считать их больными даже тогда, когда практически они здоровы.

 У матерей неадаптированных  девочек достоверно более выражены 6-я и 7-я шкалы. Посредством  механизма ролевой идентификации  с матерью дочь усваивает такие  особенности ее поведения, как  нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении  своих желаний, подозрительность  и настороженность в контактах,  склонность к предвзятым оценкам  и категоричным суждениям (6-я  шкала). Эти особенности характера  матери сочетаются с неуверенностью  и тревожной мнительностью (7-я  шкала), создавая внутренне противоречивый  облик ее личности. Непроизвольное  усвоение детьми рассмотренных  черт характера родителей осложняет  отношения со сверстниками и  затрудняет адаптацию в детском  саду.

 

 

 Упрямство - "камень  преткновения" в отношениях с  детьми, "столбовая дорога", ведущая  к невротизации детей уже в первые годы жизни.

 Наиболее часто упрямство  возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 лет (до 3 лет у более стеничных детей). Психологической основой происхождения упрямства будет формирующееся чувство "я", подчеркнуто звучащее в 2 года. Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный в 2 года. К этому возрасту ребенок упрям с точки зрения родителей, поскольку проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить. Известна педантичность детей этого возраста, стремление к порядку, определенному расположению вещей, месту за столом, времени укладывания. Упрямство здесь связано с изменением жизненного стереотипа, которое вызывает чувство беспокойства или протест, расстройство настроения и капризность. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная последовательность (ритуал) его действий, создаст чувство безопасности, изначальной уверенности в себе, являясь необходимой предпосылкой для формирования целостного чувства "я".

 Физиологическая сторона  упрямства, по нашим наблюдениям,  связана с начальным этапом  повышения активности левого  полушария, сопровождаемого осознанием  чувства "я" и развитием  речи, наиболее активно представленных (как и само упрямство) в  1,5-2,5 года. Нарастание активности  левого полушария происходит  в условиях социально детерминированного  перехода от спонтанного, недостаточно  контролируемого сознанием поведения  и непосредственного (наивного) выражения  чувств (феномен правополушарной  активности) к осознанному усвоению  предписаний и запретов, сдерживанию  выражения эмоций, т. е. к тому, что обозначается как социализация  или рационализация чувств.

 Процесс социализации  у детей, заболевающих неврозами,  сопровождается со стороны родителей  чрезмерно ранними и категоричными  требованиями опрятности, правильно  сформулированной речи, подчеркнутым  стремлением все организовать, упорядочить,  регламентировать. В большей степени  это присуще родителям с гиперсоциальной направленностью личности, дети у которых наиболее упрямы с их точки зрения. Преждевременная вербально-информативная нагрузка на еще недостаточно функционально развитое левое полушарие приводит к его быстрому утомлению и компенсаторно-реактивному сохранению односторонне эмотивного (преимущественно правополушарного) типа поведения. Клинически это проявляется возрастающей аффективностью (обидчивостью, недовольством, капризностью и истериками, расцениваемыми как упрямство) в ответ на продолжающиеся избыточные требования взрослых. Это случаи, когда ребенок "не слышит", т. е. перестает реагировать на слова в качестве левополушарных раздражителей, дает неадекватно сильную или слабую реакцию в ответ на обращения взрослых или поступает вопреки их требованиям. Нетрудно увидеть в этом аналог фазовых состояний в деятельности мозга: уравнительной, парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз, тесно связанных, на наш взгляд, с возрастной, но клинически заостренной динамикой межполушарных соотношений.

 Существенное значение  в генезе упрямства в рассматриваемом  возрасте имеют также чрезмерные  ограничения активности у детей  с холерическим темпераментом  и избыточная стимуляция у  детей с флегматическим темпераментом.  В первом случае повышается  возбудимость, а во втором случае - тормозимость, что осложняет еще в большей степени восприятие требований родителей.

 Упрямство, таким образом,  имеет неоднозначные источники  своего происхождения, обусловленные  главным образом отклонениями  в отношении родителей к детям.  Возрастные проявления чувства  "я", воли, эмоций и темперамента  только тогда становятся проблемой  упрямства для родителей, когда  они не способны адекватно  оценить своеобразие психического  развития детей.

 Следует заметить, что  упрямство у детей означает  наличие у них не только  стеничности, но и способности противостоять психическому давлению и диктату родителей. Тогда отсутствуют признаки невроза как заболевания, поскольку ребенок может как-то отреагировать свои желания и эмоции. В условиях же их нарастающей блокады, ограничений возможностей самовыражения и чрезмерно ранней интеллектуальной стимуляции облегчается возникновение невротических расстройств при все более возбудимом (у детей с холерическим темпераментом), тормозимом (у детей с флегматическим темпераментом), или смешанном (у детей с сангвиническим темпераментом) характере дальнейшего психического реагирования.

 Если родители продолжают  упорно считать своих взрослеющих  детей упрямыми, то это указывает  на неблагоприятные особенности  личности самих родителей, а  также фиксацию предшествующих  проблем в отношениях с детьми, их неразрешимый характер. Реактивный, семейно обусловленный генезис  упрямства подтверждает его наличие  в семье и отсутствие вне  дома, подчеркнутое внушаемостью  таких детей. Нам почти всегда удается найти лучшее, чем дома, взаимопонимание с ребенком, что подтверждает субъективный, проблемный характер оценки родителей.

 По мнению родителей,  упрямым считается каждый второй  ребенок. Если у матерей нет  различий в оценке мальчиков  и девочек как упрямых, то  у отцов упрямыми чаще считаются  девочки. Как матери, так и отцы  наиболее часто определяют упрямыми детей с истерическим неврозом, наименее часто - детей с неврозом страха (различия статистически достоверны).

 Матери чаще всего  находят детей упрямыми в дошкольном  возрасте по сравнению с младшим  школьным и особенно подростковым  возрастом. Отцы, наоборот, чаще находят  упрямыми мальчиков в школьном  возрасте (в младшем школьном  и подростковом), девочек - одинаково  часто в дошкольном и подростковом  возрасте (при уменьшении в младшем  школьном). Следовательно, проблема  упрямства более значима для  матерей детей дошкольного, а  для отцов - школьного возраста.


Информация о работе Клиническая психология