Неразрешимый внутренний
конфликт является источником
постоянного психического напряжения,
играющего роль одного из невротически
декомпенсирующих факторов. Чувство вины,
испытываемое детьми при наличии противоречивых
чувств к родителям, может иметь место,
но главным образом в старшем дошкольном
возрасте, когда происходит развитие социально
опосредованных или высших эмоций. Рассмотренные
семейные ситуации типичны для детей с
неврозами и представляют не что иное,
как патогенно значимые модели межличностных
конфликтов. Лучше всего и рассматривать
их таковыми, в социально-психологическом
ключе, не прибегая к искусственно созданной
терминологии.
Проблемы адаптации.
Посещают ясли 53% мальчиков и 55%
девочек. Из них состояние аффекта
возникает первое время у 92%
детей без различий по полу.
Пребывание в яслях представляет
для них психотравмирующую ситуацию
в результате разлуки с матерью
как объектом эмоционального
предпочтения и безопасности, появления
новых, незнакомых взрослых, которых
еще боится ребенок, и ломки
жизненного уклада в целом.
Под воздействием этих факторов
не смогли адаптироваться в
яслях 73% мальчиков и 52% девочек.
Большая трудность приспособления
к яслям у мальчиков обусловлена
их более интенсивной привязанностью
к матери, чем у девочек, в
связи с чем более травмирующим становится
отделение от нее и прекращение эмоционального
контакта. В свою очередь, более выраженный
стресс является одной из причин достоверно
более высокой (р<0,01) заболеваемости
(большей частью ОРВИ) у мальчиков, посещающих
ясли (у 84%), по сравнению с девочками (у
44%). Посещение яслей в этих условиях становится
невозможным и ребенок остается дома,
но в более худшем состоянии, чем до их
посещения.
Выраженным психотравмирующим
воздействием обладает также
госпитализация в первые годы жизни
по поводу заболеваний, обследования и
операции (60% из обследуемого контингента
детей, бывших свыше недели в больнице).
Госпитализация без матери имеет место
у каждого второго ребенка. В этом случае
почти всегда отмечается различной длительности
и выраженности реактивное состояние.
После выписки некоторые дети из-за пережитого
эмоционального шока первое время не узнают
родителей, затем болезненно реагируют
на замечания, становятся более обидчивыми,
требовательными и капризными. У них часто
расстраивается сон, увеличиваются количество
страхов и "прилипчивость" к родителям.
Нарастают эмоциональная и вегетативная
неустойчивость, вероятность появления
психомоторных нарушений в виде тиков,
заикания, энуреза. Определенную роль
в происхождении невротического состояния
может иметь отношение обслуживающего
персонала, недостаточно учитывающее
психологические особенности детей. Причиной
невротического состояния при госпитализации
являются в большинстве случаев те же
факторы, что и при помещении детей в ясли
(отрыв от матери, ломка стереотипа, страх
незнакомых взрослых, как и чрезвычайно
остро воспринимаемое чувство боли в раннем
возрасте). Безусловно, не все реагируют
подобным образом. Так, большинство из
консультированных нами детей из детского
дома не обнаруживают ярких реакций при
госпитализации из-за отсутствия возрастных
страхов, привязанности или недостаточного
понимания происходящего, доходящего
временами до степени безразличия. Но
даже на детей, заболевающих неврозами,
госпитализация действует неодинаково.
Наиболее травматична она у детей с последующим
развитием невроза страха и истерического
невроза, особенно при госпитализации
без матери. Это не случайно, поскольку
дети с истерическим неврозом эмоционально
более тяжело переживают разрыв привычных
связей, лишение любви, признания и поддержки.
Для детей, заболевающих неврозом страха,
более характерно беспокойство в ответ
на появление в больнице незнакомых взрослых,
контрастирующих своим поведением с привычным
отношением матери.
Следует коснуться
и вопроса о неблагоприятных
последствиях для детей с неврозами
раннего помещения в санаторий,
где срок пребывания, как правило,
несколько месяцев. Даже в современных
условиях приходящие воспитатели
не могут заменить внимание
и заботу матери для детей
2-5 лет. Отсутствие психологически
регламентированной службы только
усиливает эффект невротизации
эмоционально чувствительных детей,
когда их выбирают в качестве
жертвы для проявления агрессивных
чувств дети с психопатоподобными
и психопатическими чертами поведения.
Немалое число этих детей имеет почти
каждый санаторий. Это еще больше осложняет
адаптацию у детей с неврозами ввиду их
беззащитности. Вместе с родительской
депривацией подобная психогенная ситуация
приводит к снижению эмоционального тонуса,
расстройству настроения и замедлению
процесса соматического оздоровления,
что способствует заболеванию неврозом.
Рассмотрим более подробно
проблемы адаптации в детском
саду, поскольку большинство детей
дошкольного возраста являются
организованными.
Состояние аффекта
в первое время посещения детского
сада выявлено у 44% детей (49%
мальчиков и 37,5% девочек). В большинстве
случаев оно не достигает степени
реактивного состояния, как в
яслях: меньше и число детей,
неадаптированных в детском саду
- 41% (45% мальчиков и 35% девочек). Обращает
внимание несколько большее число
неадаптированных мальчиков в
детском саду, больше их также
в яслях и школе. Если в
яслях это объясняется более
выраженным, чем у девочек, беспокойством
при отделении от матери, то
в детском саду и школе зависит
от недостаточно сформированного
навыка общения с отцом. В
отношении частых соматических
заболеваний различия у мальчиков
и девочек отсутствуют (48 и
45% соответственно).
Сравнение с нормой
(мальчики и девочки вместе) показывает
заметное преобладание у детей,
заболевающих неврозами, состояния
аффекта при начале посещения
детского сада (р<0,001) и отсутствие
адаптации в дальнейшем (р<0,001). Прежде
всего, это относится к эмоционально чувствительным,
впечатлительным и боязливым детям, обнаруживающим
тревожную зависимость от матери и невропатически
обусловленные проблемы еды и дневного
сна. Плохой аппетит и отсутствие дневного
сна являются часто источником конфликтных
отношений со стороны воспитателей, стыдящих,
а то и наказывающих детей как непослушных.
В целом, число плохо
адаптированных детей при неврозах
заметно снижается в детском
саду (41%) и особенно в школе
(26%) по сравнению с яслями (65%),
что подчеркивает улучшение адаптации
с возрастом.
Родители детей, у
которых выявляется состояние
аффекта при помещении в детский
сад и неадаптированные в нем
в дальнейшем, сравнивались по
вопроснику MMPI с родителями детей
без проявления аффекта и адаптированных
в детском саду (для краткости
обозначим детей соответственно
как адаптированных и неадаптированных).
В профиле MMPI у матерей и
отцов неадаптированных детей
заметен подъем 4-й шкалы (у
матерей мальчиков различия достоверны
(р<0,001). Ввиду относительно невысоких
подъемов шкалы ее следует трактовать
как наличие у родителей неадаптированных
детей трудностей самоконтроля, конфликтности,
проблем взаимоотношений с окружающими
и, прежде всего, - с детьми.
Обращает внимание
и подъем 1-й шкалы у матерей
неадаптированных мальчиков (р<0,001).
Это указывает на большое количество жалоб,
хроническое чувство усталости и недомогания,
тревожно-мнительную фиксацию болезненных
ощущений. Подобный настрой неблагоприятно
отражается на выздоровлении детей, поскольку
матери продолжают считать их больными
даже тогда, когда практически они здоровы.
У матерей неадаптированных
девочек достоверно более выражены
6-я и 7-я шкалы. Посредством
механизма ролевой идентификации
с матерью дочь усваивает такие
особенности ее поведения, как
нетерпимость к чужому мнению,
чрезмерную настойчивость в осуществлении
своих желаний, подозрительность
и настороженность в контактах,
склонность к предвзятым оценкам
и категоричным суждениям (6-я
шкала). Эти особенности характера
матери сочетаются с неуверенностью
и тревожной мнительностью (7-я
шкала), создавая внутренне противоречивый
облик ее личности. Непроизвольное
усвоение детьми рассмотренных
черт характера родителей осложняет
отношения со сверстниками и
затрудняет адаптацию в детском
саду.
Упрямство - "камень
преткновения" в отношениях с
детьми, "столбовая дорога", ведущая
к невротизации детей уже в
первые годы жизни.
Наиболее часто упрямство
возникает в возрасте от 1,5 до
2,5-3 лет (до 3 лет у более стеничных
детей). Психологической основой происхождения
упрямства будет формирующееся чувство
"я", подчеркнуто звучащее в 2 года.
Ребенок стремится все делать сам и протестует
против помощи и ограничений его возможностей.
Развитие самостоятельности и активности,
умения владеть собой представляет волевой
аспект формирования "я", максимально
выраженный в 2 года. К этому возрасту ребенок
упрям с точки зрения родителей, поскольку
проявляет заметную настойчивость в осуществлении
своих желаний и его нелегко переубедить.
Известна педантичность детей этого возраста,
стремление к порядку, определенному расположению
вещей, месту за столом, времени укладывания.
Упрямство здесь связано с изменением
жизненного стереотипа, которое вызывает
чувство беспокойства или протест, расстройство
настроения и капризность. Постоянство
окружающей среды для ребенка, как и определенная
последовательность (ритуал) его действий,
создаст чувство безопасности, изначальной
уверенности в себе, являясь необходимой
предпосылкой для формирования целостного
чувства "я".
Физиологическая сторона
упрямства, по нашим наблюдениям,
связана с начальным этапом
повышения активности левого
полушария, сопровождаемого осознанием
чувства "я" и развитием
речи, наиболее активно представленных
(как и само упрямство) в
1,5-2,5 года. Нарастание активности
левого полушария происходит
в условиях социально детерминированного
перехода от спонтанного, недостаточно
контролируемого сознанием поведения
и непосредственного (наивного) выражения
чувств (феномен правополушарной
активности) к осознанному усвоению
предписаний и запретов, сдерживанию
выражения эмоций, т. е. к тому,
что обозначается как социализация
или рационализация чувств.
Процесс социализации
у детей, заболевающих неврозами,
сопровождается со стороны родителей
чрезмерно ранними и категоричными
требованиями опрятности, правильно
сформулированной речи, подчеркнутым
стремлением все организовать, упорядочить,
регламентировать. В большей степени
это присуще родителям с гиперсоциальной
направленностью личности, дети у которых
наиболее упрямы с их точки зрения. Преждевременная
вербально-информативная нагрузка на
еще недостаточно функционально развитое
левое полушарие приводит к его быстрому
утомлению и компенсаторно-реактивному
сохранению односторонне эмотивного (преимущественно
правополушарного) типа поведения. Клинически
это проявляется возрастающей аффективностью
(обидчивостью, недовольством, капризностью
и истериками, расцениваемыми как упрямство)
в ответ на продолжающиеся избыточные
требования взрослых. Это случаи, когда
ребенок "не слышит", т. е. перестает
реагировать на слова в качестве левополушарных
раздражителей, дает неадекватно сильную
или слабую реакцию в ответ на обращения
взрослых или поступает вопреки их требованиям.
Нетрудно увидеть в этом аналог фазовых
состояний в деятельности мозга: уравнительной,
парадоксальной и ультрапарадоксальной
фаз, тесно связанных, на наш взгляд, с
возрастной, но клинически заостренной
динамикой межполушарных соотношений.
Существенное значение
в генезе упрямства в рассматриваемом
возрасте имеют также чрезмерные
ограничения активности у детей
с холерическим темпераментом
и избыточная стимуляция у
детей с флегматическим темпераментом.
В первом случае повышается
возбудимость, а во втором случае
- тормозимость, что осложняет еще в большей
степени восприятие требований родителей.
Упрямство, таким образом,
имеет неоднозначные источники
своего происхождения, обусловленные
главным образом отклонениями
в отношении родителей к детям.
Возрастные проявления чувства
"я", воли, эмоций и темперамента
только тогда становятся проблемой
упрямства для родителей, когда
они не способны адекватно
оценить своеобразие психического
развития детей.
Следует заметить, что
упрямство у детей означает
наличие у них не только
стеничности, но и способности противостоять
психическому давлению и диктату родителей.
Тогда отсутствуют признаки невроза как
заболевания, поскольку ребенок может
как-то отреагировать свои желания и эмоции.
В условиях же их нарастающей блокады,
ограничений возможностей самовыражения
и чрезмерно ранней интеллектуальной
стимуляции облегчается возникновение
невротических расстройств при все более
возбудимом (у детей с холерическим темпераментом),
тормозимом (у детей с флегматическим
темпераментом), или смешанном (у детей
с сангвиническим темпераментом) характере
дальнейшего психического реагирования.
Если родители продолжают
упорно считать своих взрослеющих
детей упрямыми, то это указывает
на неблагоприятные особенности
личности самих родителей, а
также фиксацию предшествующих
проблем в отношениях с детьми,
их неразрешимый характер. Реактивный,
семейно обусловленный генезис
упрямства подтверждает его наличие
в семье и отсутствие вне
дома, подчеркнутое внушаемостью
таких детей. Нам почти всегда
удается найти лучшее, чем дома, взаимопонимание
с ребенком, что подтверждает субъективный,
проблемный характер оценки родителей.
По мнению родителей,
упрямым считается каждый второй
ребенок. Если у матерей нет
различий в оценке мальчиков
и девочек как упрямых, то
у отцов упрямыми чаще считаются
девочки. Как матери, так и отцы
наиболее часто определяют упрямыми
детей с истерическим неврозом, наименее
часто - детей с неврозом страха (различия
статистически достоверны).
Матери чаще всего
находят детей упрямыми в дошкольном
возрасте по сравнению с младшим
школьным и особенно подростковым
возрастом. Отцы, наоборот, чаще находят
упрямыми мальчиков в школьном
возрасте (в младшем школьном
и подростковом), девочек - одинаково
часто в дошкольном и подростковом
возрасте (при уменьшении в младшем
школьном). Следовательно, проблема
упрямства более значима для
матерей детей дошкольного, а
для отцов - школьного возраста.