Клиническая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Работа содержит 1 файл

5 вариант.docx

— 41.05 Кб (Скачать)
align:justify"> Эмоциональный контакт  родителей и детей - одно из  условий нормального психического  развития, формирования характера  и личности. Проблемы эмоционального  контакта с родителями у детей,  которые впоследствии заболевают  неврозами, обусловлены прежде всего гиперсоциальной направленностью личности матерей в виде гипертрофированного чувства долга, обязанности, повышенной принципиальности, трудности компромиссов. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожатся, а с другой - поступают излишне правильно, но, что называется, без души. Часто не идут вовремя навстречу, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, без конца читают мораль и считают детскую возню, смех и веселье пустым времяпрепровождением.

 Эмоциональный контакт  нарушается и при помещении  детей в ясли или замене  матери другим воспитывающим  лицом (няней, родственниками). Больше всего этих матерей в группе ИТР, прежде всего при гиперсоциальной направленности личности и незрелости чувства материнства. Эмоциональный контакт осложняется и при нежеланности детей, чаще - несвоевременности их появления или несоответствия пола ожидаемому родителями. Типичны затруднения и в эмоциональном контакте с отцом ввиду его занятости, недостаточной включенности в воспитание и конфликтной изоляции в семье.

 В сумме показатели  шкалы "проблемы эмоционального  контакта с детьми" превышают  аналогичные показатели в норме.  Существенно, что мать не может  обеспечить приемлемого и, главное,  устойчивого эмоционального контакта, в то время, когда ребенок  наиболее нуждается в нем. В  этой связи типичной будет  ситуация, когда нежность и любовь  матери заменяются строгостью, отзывчивость - недоверием, терпение - раздражительностью, а последовательность - переходами  из одной крайности в другую.

 Рассмотрим более подробно  такую сторону эмоционального  контакта, как привязанность детей  к родителям (прежде всего,  к матери) в дошкольный период  жизни. Привязанность формируется  в условиях достаточно теплого,  продолжительного и тесного контакта  матери с ребенком. Осознанные  проявления привязанности у эмоционально  чувствительных детей при неврозах  и в норме заметны с 7-месячного  возраста, когда выражено беспокойство  даже при непродолжительном отсутствии  матери. Это указывает как на  возникновение лежащего в основе  привязанности чувства общности, единства с матерью (категория  "мы"), так и на развитие  первичных групповых или социальных  отношений. Вместе с тем факт  реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным от нее, когда остается один, не чувствуя поддержки и заботы. Подобная дифференциация указывает на зарождение чувства "я" как осознанного восприятия себя. Выраженное беспокойство в отсутствие матери может отчетливо проявляться с 7 мес. до 2,5 лет у девочек (в норме до 2 лет) и 3 лет у мальчиков (в норме до 2,5 лет) и быть максимально представленным при помещении в больницу (без матери) и ясли.

 В возрасте 8 мес. при  неврозах и в норме возможен  выраженный страх при появлении  незнакомых взрослых. Ребенок при  этом прижимается к матери. Создается  впечатление, что он как бы  подчеркивает привязанность к  матери, будучи неспособным поделить ее с другими, особенно пожилыми и незнакомыми женщинами, отличными от сформировавшегося у него эмоционального образа матери. У девочек подобная, во многом инстинктивная, реакция может распространиться на мужчин. Появление категории "другого" или "они" в групповом контексте указывает на дальнейшую дифференциацию "я" в структуре межличностных отношений. Боязливо-аффективное восприятие другого продолжается сравнительно недолго, и уже в 1 год 2 мес. ребенок менее беспокоен в присутствии посторонних. С 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес. он уже не столько боится, сколько настороженно воспринимает действия чужих взрослых (к сверстникам подобная реакция, как и страх раньше, отсутствует). Некоторая смущаемость (застенчивость) остается до 2,5 лет, после чего дети могут первыми вступать в контакт. Беспокойство в присутствии незнакомых взрослых нередко фиксируется в психотравмирующих условиях пребывания в яслях и больнице (особенно в возрасте 8 мес. - 1 года 6 мес., когда дети не способны привязаться к кому-либо, кроме матери, и воспринимают чужих взрослых с чувством страха). В итоге, возрастает беспокойство, повышается потребность в безопасности и невротически заостряется привязанность к матери. Следует обратить внимание и на то, что мальчики более чувствительны к разлуке с матерью, девочки более беспокойно воспринимают появление чужих взрослых.

 При неврозах и в  норме чувство привязанности  достигает своего выраженного  развития к 2 годам. В это  же время активно представлено  формирование "я". Не случайно, что развитие привязанности к  матери и чувства "я" идет  параллельно. Мать в это время  нужна ребенку как опора, как  образ уже сложившегося "я", как источник удовлетворения  эмоциональных потребностей. Поэтому  спокойное, без лишней суеты,  уверенное, последовательное и  в то же время заботливое, любящее  отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражании отцу (у мальчиков) способствует стабилизации чувства "я" и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей. Этого не происходит при неврозах, поскольку мать часто находится в состоянии эмоционального стресса и не может являться опорой или источником безопасности для ребенка. Скорее, она представляет источник повышенного беспокойства, особенно когда испытывает невротически обусловленную тревогу одиночества или навязчивый страх возможного несчастья с ребенком. Тогда, чрезмерно опекая ребенка, она в буквальном смысле слова "привязывает" его к себе, делая рабом собственного настроения, не отпуская от себя ни на шаг и тревожно предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает каждый раз все большее беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, беспокоится и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность, зависимость, "цепляние" за мать, "приставучесть" и подобные им черты поведения в первые годы жизни детей. Потребность в привязанности нарастает при наличии невропатии и травмирующего опыта разлук с матерью. В итоге, можно говорить о формировании так называемой невротической привязанности, основанной на тревожности матери и аффективно заостренной потребности детей в безопасности.

Более выраженная, чем в  норме, привязанность отмечается у  детей, испытывающих много страхов, неуверенных в себе, часто болеющих и лишенных поддержки отца.

 При недостаточно включенной  позиции отца в жизнь семьи  дети в большей степени привязаны  к матери и легче перенимают  ее беспокойство. Последнее выражено  и тогда, когда ребенок боится  отца из-за его грубости, вспыльчивости  или излишней строгости. Тогда он стремится получить недостающие тепло и внимание от матери, невротически привязываясь к ней. Подобная ситуация оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на мальчиков, поскольку односторонний опыт общения с матерью привносит проблемы в их последующие отношения со сверстниками того же пола.

 К 3 годам жизни привязанность  при неврозах и в норме приобретает  качественно новые черты, проявляясь  выраженной потребностью в признании  и любви со стороны родителей,  скорее, чем в зависимости от  них. Интенсивно развиваясь, потребность  в любви достигает, как и  все эмоциональное развитие в  целом, выраженного уровня в  4 года. Причем любовь направлена  главным образом на родителя  противоположного с ребенком пола (у мальчиков - на мать; у девочек - на отца). В условиях удовлетворения родителями чувства любви к ним эмоциональное развитие детей протекает более благоприятно. На этом пути у детей с неврозами существуют определенные препятствия. Любовь родителей имеет условный или принципиальный характер, ребенок любим только тогда, когда оправдывает повышенные и субъективно односторонние требования к нему. Чувство любви нередко осложнено неприятием детей по полу, нежеланностью (преждевременностью) их появления или наличием в семье более благополучного сибса (брата или сестры). Это чувство, как и привязанность, "созревает" у родителей детей с неврозами несколько позже, чем в норме, приходя в противоречие с максимально выраженной потребностью в нежности и ласке у детей младшего дошкольного возраста. К тому же оно часто заменяется аффективно заостренным беспокойством о ребенке, чрезмерной опекой и постоянными предохранениями, избыточной регламентацией его деятельности. Чувства матери обычно "растворяются" в борьбе с упрямством детей, не отвечающих односторонним представлениям о должном поведении. Наконец, в любви много нереализованных, невосполненных чувств к мужу или же она отсутствует ввиду похожести ребенка на отца, с которым мать находится в конфликте.

 Отмеченные особенности  материнской любви затрудняют  эмоциональный контакт с детьми, препятствуют формированию полноценного  чувства привязанности и создают  характерный эффект эмоциональной  депривации в первые годы их жизни.

 В старшем дошкольном  возрасте заметна возрастная  потребность в отождествлении (идентификации)  детей с родителем того же  пола (у мальчиков - с отцом;  у девочек - с матерью). Выражена  в этом возрасте и потребность  в общении со сверстниками  как значимыми другими, что  совпадает с развитием ролевых  структур личности, умением принимать  и играть роли. В этой связи  родитель того же пола приобретает  значение эталона - модели для  формирования идентичных полу  навыков поведения при достаточно  выраженном чувстве любви к  родителю 

другого пола.С целью уточнения этих положений проведен опрос 960 здоровых в нервно-

психическом отношении детей и подростков 3-16 лет из полных семей /6/. Задавался вопрос о том, кем бы стал опрашиваемый в воображаемой игре "Семья": мамой, папой или собой (порядок этих слов все время менялся для устранения суггестивного влияния). У мальчиков 5-8 лет и девочек 3-9 лет преобладает выбор родителя того же пола, максимально представленный в старшем дошкольном возрасте. Отождествление с мужской или женской ролью, воплощенной в лице родителя того же пола, дает возможность более уверенно чувствовать себя среди сверстников того же пола, быть принятым ими. Полоролевая идентификация в большей степени выражена у девочек, у которых она имеет и больший возрастной диапазон своего выражения, чем у мальчиков. Как у мальчиков, так и у девочек имеется корреляция между идентификацией с ролью родителя того же пола, его авторитетом в семье, предпочтением его профессии и отсутствием страха перед ним (последнее только у девочек). Таким образом, факторы авторитета, компетентности и безопасности - необходимые условия полоролевой идентификации с родителями.

 Выбор роли родителя  другого пола, несмотря на наличие  привязанности (т. е. действие  эмоционального фактора), незначителен. Выбор себя в игре "Семья"  начинает преобладать у мальчиков  с 10 лет, а у девочек - с  9 лет, являясь показателем роста  самосознания личности. В 9 лет  у мальчиков и 8 лет у девочек  наблюдается перекрест между  уменьшающимся выбором родителя  того же пола и возрастающим  выбором себя. С учетом доминирующих  ответов можно считать старший  дошкольный возраст адекватным  для выбора роли родителя того  же пола, подростковый - выбора себя, а младший школьный - смешанным  (переходным) для обоих выборов.

 При неврозах выборы  в воображаемой игре "Семья"  рассматривались у 335 детей из  полных семей в возрасте 3-15 лет.  Как и в норме, дети старшего  дошкольного возраста чаще всего  выбирают роль родителя идентичного  с ним пола, особенно в 6 лет.  Вместе с тем мальчики при  неврозах чаще, чем в норме,  выбирают роль матери, что заметно  до 9 лет, и раньше начинают  быть собой в игре "Семья" (с 8 лет, в норме - с 10 лет). Подобные тенденции указывают  как на большую зависимость  мальчиков с неврозами от матерей  (феномен невротической привязанности), так и на развитие компенсаторного  стремления к независимости (автономии)  мнений и оценок. Говорит это  также о недостаточной роли  отца в жизни семьи.

 При наличии конфликта  между родителями девочки достоверно  чаще, чем при его отсутствии, становятся собой в игре "Семья", отказываясь таким образом от выбора роли матери. У мальчиков конфликт родителей не сказывается на характере их выборов, т. е. девочки более чувствительны к отношениям в семье.

 В старшем дошкольном  возрасте мальчики с неврозами  находятся в более сложной  семейной ситуации, чем девочки.  Вызвано это недостаточной ролью  отца в семье и уходом в  случае развода. Последствия этого  будут рассмотрены в разделах "Страхи" и "Неполная семья". Пока же отметим, что мальчики, лишенные общения с отцом, обнаруживают  большее количество страхов, неуверенность  в себе и трудности в общении  со сверстниками. Подобные отклонения  в немалой степени обусловлены  и компенсаторно-замещающим, односторонним  влиянием матери, нередко уже  больной неврозом.

 Последнее, на чем  мы остановимся в данном разделе, - это психологическая структура  семейных отношений, известная  под названием "комплекса Эдипа"  у мальчиков и "комплекса  Электры" - у девочек. По мнению 3. Фрейда, "самый глубокий и  постоянный мотив отчуждения, особенно  между лицами одного пола, проявляется  уже в раннем детском возрасте. Я имею в виду любовную конкуренцию  явно подчеркнутого полового  характера. Сын еще маленьким  ребенком проявляет особую нежность  к матери, которую считает своей  собственностью, и видит в отце  конкурента, который оспаривает  у него это исключительное  обладание. Точно так же маленькая  дочь видит в матери человека, мешающего ее нежным отношениям  с отцом и занимающего место,  которое с радостью заняла  бы сама девочка" (Фрейд 3., 1922). Помещая комплекс Эдипа в центр  конфликтного существования человека, 3. Фрейд видит в нем и главный  источник чувства вины при  неврозах. Как известный этап  формирования личности эти отношения  могут иметь место в младшем  дошкольном возрасте на фоне  развития чувства тела. Причем  речь идет не о половом чувстве,  а о выраженном чувстве любви,  направленном на родителя другого  пола. Следует учесть и стремление  к подражанию родителю того  же пола, когда мальчик, так  же как и отец, хочет быть  женатым на матери, лежать утром  с ней в одной постели, а  девочка, как и мать, хочет быть  замужем за отцом, по-детски  повторяя в игре ее образ  действий. На рубеже младшего  и старшего дошкольного возраста  эмоциональное влечение к родителю  другого пола, мотивированное чувством  любви (более выраженным при  внешнем сходстве с ним), дополняется  потребностью в идентификации  с родителем того же пола, который,  таким образом, как и раньше, не является объектом враждебности. От того, насколько отмеченные  возрастные тенденции будут конкурировать,  а не гармонично дополнять  друг друга, зависит характер  семейных отношений. Попытки одного  из родителей односторонне приблизить  к себе ребенка, настроить его  против другого родителя, способны  привнести проблемный ракурс  в естественную для возраста динамику личностных отношений, тем более, что ревность (в 3-5 лет) и агрессивные фантазии (в 2-4 года) являются нормальным проявлением эмоционально насыщенных отношений в этом возрасте. Эти отрицательные чувства могут быть направлены на родителя того же пола, "монополизировавшего" эмоциональный контакт с ребенком, в то время как он любит родителя другого пола. Например, мать доминирует в воспитании, оттеснив на задний план отца, которого любит дочь, или отец не воспитывает, а "дрессирует" сына, считая его излишне мягким и эмоциональным, в то время как мальчик любит мать, уступающую ему и более отзывчивую. Неприязненные чувства в этом случае будут направлены на отца, отнявшего любовь матери. Мы видим, что агрессивные чувства в этих случаях обусловлены конкретной социально-психологической динамикой семейных отношений. При всем этом ребенок не может реализовать свои чувства и потребности, испытывая к родителям противоречивые чувства любви, восхищения, обиды, ревности и неприязни.

Информация о работе Клиническая психология