Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа
Цель работы: развитие методической системы курса «Экономика» для студентов техникума в аспектах модернизации методики преподавания с использованием метода case study.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙС - МЕТОДА….……………..5
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЕЙС - МЕТОДА 5
1.2 ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС - МЕТОДА 7
1.3 Источники Кейсов…………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. КЕЙС - МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 14
2.1 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КЕЙС - МЕТОДА 14
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ 16
2.3 РАЗРАБОТКА КЕЙСОВ ПО ЭКОНОМИКЕ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
1. Художественная и
2. Нельзя недооценивать и
Вывод очевиден: критическая масса кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые присутствуют на национальном рынке в том или ином виде.
3. Научность и строгость кейсу
придают статистические
4. Добротные материалы к кейсу
можно получить посредством
5. Неисчерпаемым кладезем
Глава 2. Кейс – метод в процессе обучения экономики студента техникума
2.1. Этапы процесса обучения кейс – метода.
1. Подготовительный этап (до начала занятий).
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
На этом этапе возможны следующие варианты работы:
Текст кейса может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим разделом курса.
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Деятельность может быть
организована в малых группах, или
индивидуально. Слушатели распределяются
по временным малым группам для
коллективной подготовки ответов на
вопросы в течение
Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.
На этом этапе анализируется
эффективность организации
Правила для педагога: Откажитесь от прямых подсказок и —придерживайтесь нейтралитета к мнению и высказываниям учащихся — займите нейтральную, наблюдательную позицию — преодолевайте конфликты и разногласия без морализаторства — серьезно воспринимайте участников —активизируйте и мотивируйте группу —сдерживайте свои эмоции — четко структурируйте занятие.
Правила для учеников: Высказывания должны быть краткими и по делу — не разрешается говорить нескольким учащимся одновременно — главные идеи должны быть зафиксированы — все обсуждения ведутся с учетом мнения каждого участника. Группа выбирает спикера, который представляет результаты обсуждения.
Структура кейса:
1. Введение.
2. Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию.
3. Задание.
Примерная временная последовательность работы над кейсом
Этап |
Содержание деятельности |
Форма работы |
Время |
1 |
· Ознакомление с ситуацией. · Выявление проблем · Обобщение информации · Анализ информации |
Индивидуальная |
30% |
2 |
· Уточнение проблем и их иерархия · Формулировка альтернативных решений · Составление перечня «+» и «-» каждого решения · Оценка альтернатив |
Групповая |
50% |
3 |
· Обоснование выбора решения · Разработка плана реализации решения · Презентация результатов |
Индивидуальная и групповая |
20% |
2.2. Формирование профессиональных умений.
Навыки, развиваемые Case study:
Метод кейсов имеет как преимущества, так и недостатки
Преимущества |
Недостатки |
Использование метода кейсов в программе
тренинга или самостоятельно может
дополнить многие теоретические
аспекты курса посредством |
Способность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ метода кейса и в то же время – одним из его ограничений. При столкновении в реальности с проблемой, подобно той, которую человек решал на тренинге, у него может оказаться в распоряжении меньше времени, может не хватить знаний и не будут такие безопасные условия, чтобы справиться с ней. |
Метод кейсов дает уникальную возможность
изучить сложные или |
Временные рамки решения кейса не позволяют выработать какие-либо практические рекомендации. |
Коммуникативная природа упражнений с помощью кейса предоставляет возможность быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых проблем и предлагаемых решений. |
Потребность в реализме – постоянное условие любого упражнения в ситуационном анализе, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями т справиться с ними. Оно должно вырабатывать требуемую модель поведения в условиях таких же установок и ограничений, которые могут возникнуть в реальной ситуации. |
2.3. Разработка кейсов по экономике
Кейс 1. Цели организации – 1
Предприятие "А" производит и реализует через коммерческие киоски дешевые значки с различными модными надписями. Одновременно предприятие готовится к выпуску дорогих сувениров (чеканки, бронзовых статуэток): закупает сырье, оборудование, обучает кадры.
Анализ целей. Положение данного предприятия определяется двумя факторами:
1) требуются средства для финансирования нового дорогостоящего оборудования для производства сувениров;
2) существующий источник финансирования (выручка от продажи значков) нестабилен, так как по предположению производителей мода на данный вид товара краткосрочна.
Задание: Сформулируйте цель предприятия в этой ситуации.
Кейс 2. Цели организации-2
Предприятие "С" является
маленькой частной
Однако, экономическая ситуация
на автомобильном рынке такова, что
успехом у покупателей
Анализ целей. Положение предприятия "С" крайне тяжелое:
1) неблагоприятная общеэкономическая обстановка (кризис);
2) все денежные
средства вложены в
Задание:
1. Сформулируйте главную цель фирмы в описываемой ситуации.
2. Предложите возможные пути ее достижения.
Кейс 3.
Описание ситуации: Горнопромышленная компания “Черные каски” собирается работать в некоторой области в течение следующих пяти лет. У нее имеется 4 шахты, для каждой из которых есть технический верхний предел на количество руды, которая может быть выдана «на гора» за год. Эти верхние пределы составляют: шахта Койот – 2 млн. тонн, шахта Мокрая – 2.5 млн. тонн, шахта Елизавета – 1.3 млн. тонн и шахта Ореховый лог – 3 млн. тонн.
Стоимость извлечения руды
на разных шахтах различная, вследствие
отличающихся глубины и геологических
условий. Эти стоимости составляют
(включая последующую
При этом руда из различных
шахт имеет и разное содержание извлекаемого
компонента. Для упомянутых выше шахт
содержание извлекаемого компонента равно:
10%, 7%, 15% и 5% соответственно. Каждая руда
перерабатывается по одному и тому
же технологическому процессу, а затем
смешивается, чтобы получить более-менее
однородную руду с заданным и фиксированным
содержанием извлекаемого компонента,
так как технологический
Так как руды с течением времени становятся беднее, металлургическое предприятие, на которое компания поставляет руду, собирается провести постепенный переход на обработку более бедных руд. Если в первый год предприятие ожидает 5 млн. тонн руды с содержанием извлекаемого компонента 9%, то во второй и третий годы – 5.63 млн. тонн руды с содержанием 8%, а в четвертый и пятый годы – 6.43 млн. тонн 7%-ной руды.