Кейс-технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: развитие методической системы курса «Экономика» для студентов техникума в аспектах модернизации методики преподавания с использованием метода case study.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙС - МЕТОДА….……………..5
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЕЙС - МЕТОДА 5
1.2 ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС - МЕТОДА 7
1.3 Источники Кейсов…………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. КЕЙС - МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 14
2.1 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КЕЙС - МЕТОДА 14
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ 16
2.3 РАЗРАБОТКА КЕЙСОВ ПО ЭКОНОМИКЕ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Копия кейс.docx

— 49.13 Кб (Скачать)
    • Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный характер от базовых источников.

1. Художественная и публицистическая  литература, которая может подсказывать  идеи, а в ряде случаев определять  сюжетную канву кейса. Великолепные  кейсы можно создать на базе  известных произведений классической  художественной литературы. Эффективное  использование фрагментов из  художественной литературы и  публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики навязывает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.

2. Нельзя недооценивать и значение  местного материала. П. Шеремета  и Г. Канищенко отмечают, что  исходя из нашего опыта, наиболее  насыщенное и интересное обсуждение  кейсов о деятельности разных  компаний происходит тогда, когда  компания и ее продукция имеют  определенное личное значение  для студентов. 

Вывод очевиден: критическая масса  кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы  должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые  присутствуют на национальном рынке  в том или ином виде.

3. Научность и строгость кейсу  придают статистические материалы,  сведения о состоянии рынка,  социально-экономические характеристики  предприятия и т.п. При этом  данные материалы могут играть  роль непосредственного инструмента  для диагностики ситуации, а могут  выступать в качестве материала  для расчета показателей, которые  наиболее существенны для понимания  ситуации. Статистические материалы  размещают либо в самом тексте  кейса, либо в приложении.

4. Добротные материалы к кейсу  можно получить посредством анализа  научных статей, монографий и  научных отчетов, посвященных  той или иной проблеме. Если  произведения публицистики и  художественной литературы придают  эмоциональную насыщенность и  предметную осязаемость кейсу,  то произведения науки придают  ему большую строгость и корректность.

5. Неисчерпаемым кладезем материала  для кейсов является Интернет  с его ресурсами. Этот источник  отличается значительной масштабностью,  гибкостью и оперативностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Кейс –  метод в процессе обучения экономики  студента техникума

2.1. Этапы процесса  обучения кейс – метода.

1. Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

  1. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в  анализ реальной ситуации, выбор оптимальной  формы преподнесения материала  для ознакомления.

На этом этапе возможны следующие варианты работы: 

Текст  кейса может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная  проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

  1. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

Деятельность может быть организована в малых группах, или  индивидуально.  Слушатели распределяются по временным малым группам для  коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного  преподавателем времени. В каждой малой  группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.   В каждой группе выбирается или назначается  «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикер представляют решение группы и отвечают на вопросы. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

  1. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

На этом этапе анализируется  эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации  совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя  могут быть следующими: преподаватель  завершает дискуссию, анализируя процесс  обсуждения кейса и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Правила для педагога: Откажитесь от прямых подсказок и  —придерживайтесь нейтралитета к мнению и высказываниям учащихся — займите нейтральную, наблюдательную позицию — преодолевайте конфликты и разногласия без морализаторства — серьезно воспринимайте участников —активизируйте и мотивируйте группу —сдерживайте свои эмоции — четко структурируйте занятие.

Правила для учеников: Высказывания должны быть краткими и по делу — не разрешается говорить нескольким учащимся одновременно — главные идеи должны быть зафиксированы — все обсуждения ведутся с учетом мнения каждого участника. Группа выбирает спикера, который представляет результаты обсуждения.

Структура кейса:

1.   Введение.

2.   Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию.

3.   Задание.

Примерная временная  последовательность работы над  кейсом

Этап

Содержание деятельности

Форма

работы

Время

1

·     Ознакомление с ситуацией.

·     Выявление проблем

·     Обобщение информации

·     Анализ информации

Индивидуальная

30%

2

·     Уточнение проблем и их иерархия

·     Формулировка альтернативных решений

·     Составление перечня «+» и «-» каждого решения

·     Оценка альтернатив

Групповая

50%

3

·     Обоснование выбора решения

·     Разработка плана реализации решения

·     Презентация результатов

Индивидуальная  и групповая

20%


 

2.2. Формирование профессиональных умений.

Навыки, развиваемые  Case study:

  1. Аналитические навыки (умение работать с текстом, умение анализировать информацию, классифицировать, выделять нужные фрагменты).
  2. Творческие навыки (умение принимать решение в нестандартной ситуации).
  3. Практические навыки (умение видеть путь разрешения определенной исторической проблемы).
  4. Коммуникативные навыки (умение работать в группе, аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, оценивать противоположное мнение).
  5. Социальные навыки (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.).
  6. Самоанализ (несогласие в дискуссии способствует и анализу мнения других и своего собственного, возникающие моральные и  этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).

Метод кейсов имеет  как преимущества, так и недостатки

Преимущества

Недостатки

Использование метода кейсов в программе  тренинга или самостоятельно может  дополнить многие теоретические  аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить.

Способность выявлять, анализировать  и просчитывать каждый шаг, ведущий  к решению, является одним из самых  больших преимуществ метода кейса  и в то же время – одним из его ограничений. При столкновении в реальности с проблемой, подобно той, которую человек решал на тренинге, у него может оказаться в распоряжении меньше времени, может не хватить знаний и не будут такие безопасные условия, чтобы справиться с ней.

Метод кейсов дает уникальную возможность  изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке тренинга, а не в реальной жизни  с ее угрозами и риском. Он позволяет  учиться без тревоги о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения.

Временные рамки решения кейса  не позволяют выработать какие-либо практические рекомендации.

Коммуникативная природа упражнений с помощью кейса предоставляет  возможность быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых  проблем и предлагаемых решений.

Потребность в реализме – постоянное условие любого упражнения в ситуационном анализе, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники  могли идентифицировать  себя с  предлагаемыми ролями т справиться с ними. Оно должно вырабатывать требуемую модель поведения в  условиях таких же установок и  ограничений, которые могут возникнуть в реальной ситуации.


 

2.3. Разработка  кейсов по экономике

Кейс 1. Цели организации  – 1

Предприятие "А" производит и реализует через коммерческие киоски дешевые значки с различными модными надписями. Одновременно предприятие  готовится к выпуску дорогих  сувениров (чеканки, бронзовых статуэток): закупает сырье, оборудование, обучает  кадры.

Анализ целей. Положение данного предприятия определяется двумя факторами:

1)  требуются средства для финансирования нового дорогостоящего оборудования для производства сувениров;

2)  существующий источник финансирования (выручка от продажи значков) нестабилен, так как по предположению производителей мода на данный вид товара краткосрочна.

Задание: Сформулируйте цель предприятия в этой ситуации.

Кейс 2. Цели организации-2

Предприятие "С" является маленькой частной авторемонтной  станцией, организованной тремя компаньонами. Владельцы фирмы пытаются продать огромный шикарный автомобиль, на сборку и отделку которого затрачены последние средства фирмы.

Однако, экономическая ситуация на автомобильном рынке такова, что  успехом у покупателей пользуются маленькие и дешевые машины. Действие развертывается во время одного из самых разрушительных экономических  кризисов конца 20-х годов нашего века.

Анализ   целей.   Положение   предприятия   "С"   крайне   тяжелое:   

1) неблагоприятная    общеэкономическая    обстановка    (кризис);   

2)    все денежные  средства вложены в производство.

Задание:

1.  Сформулируйте главную   цель фирмы в описываемой ситуации.

2.   Предложите возможные пути  ее достижения.

Кейс 3.

Описание ситуации: Горнопромышленная компания “Черные каски” собирается работать в некоторой области в течение следующих пяти лет. У нее имеется 4 шахты, для каждой из которых есть технический верхний предел на количество руды, которая может быть выдана «на гора» за год. Эти верхние пределы составляют: шахта Койот – 2 млн. тонн, шахта Мокрая – 2.5 млн. тонн, шахта Елизавета – 1.3 млн. тонн и шахта Ореховый лог – 3 млн. тонн.

Стоимость извлечения руды на разных шахтах различная, вследствие отличающихся глубины и геологических  условий. Эти стоимости составляют (включая последующую обработку):  шахта Койот – 6 $/тонна, шахта  Мокрая – 5.5 $/тонна, шахта Елизавета  – 7 $/тонна и шахта Ореховый лог  – 5 $/тонна.

При этом руда из различных  шахт имеет и разное содержание извлекаемого компонента. Для упомянутых выше шахт содержание извлекаемого компонента равно:  10%, 7%, 15% и 5% соответственно. Каждая руда перерабатывается по одному и тому же технологическому процессу, а затем  смешивается, чтобы получить более-менее  однородную руду с заданным и фиксированным  содержанием извлекаемого компонента, так как технологический процесс  на металлургическом предприятии подстроен  под определенное содержание соединений металла в руде.

Так как руды с течением времени становятся беднее, металлургическое предприятие, на которое компания поставляет руду, собирается провести постепенный  переход на обработку более бедных руд. Если в первый год предприятие  ожидает 5 млн. тонн руды с содержанием  извлекаемого компонента 9%, то во второй и третий годы – 5.63 млн. тонн руды с  содержанием 8%, а в четвертый и  пятый годы – 6.43 млн. тонн  7%-ной  руды.

Информация о работе Кейс-технологии