Кейс-технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: развитие методической системы курса «Экономика» для студентов техникума в аспектах модернизации методики преподавания с использованием метода case study.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙС - МЕТОДА….……………..5
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЕЙС - МЕТОДА 5
1.2 ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС - МЕТОДА 7
1.3 Источники Кейсов…………………………………………………………....10
ГЛАВА 2. КЕЙС - МЕТОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА 14
2.1 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КЕЙС - МЕТОДА 14
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ 16
2.3 РАЗРАБОТКА КЕЙСОВ ПО ЭКОНОМИКЕ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Копия кейс.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

Содержание

ВВедение 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЕЙС - МЕТОДА….……………..5

1.1 Возникновение и развитие Кейс - метода 5

1.2 Признаки и функциональные возможности Кейс - метода 7

1.3 Источники Кейсов…………………………………………………………....10

ГЛАВА 2. Кейс - метод в процессе обучения экономике студентов техникума 14

2.1 Этапы процесса обучения Кейс - метода 14

2.2 Формирование профессиональных умений 16

2.3 Разработка кейсов по экономике. 17

Заключение 21

Список литературы 22

 

Введение

Активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных проблем в теории и практике обучения. Сегодня решение этой проблемы становится как никогда актуальной, так как современный рынок труда, характеризующийся предъявлением новых требований к рабочим и специалистам. Опросы работодателей показывают, что рынку труда нужны не только профессионально подготовленные кадры, обладающие необходимыми компетенциями, но кадры, способные к «командной» работе, сотрудничеству, обладающие навыками решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях, способные к непрерывному самообразованию, работе с информацией и т.д.

В последнее время в  Российской школе широкое распространение  получили активные методы обучения, среди  них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Наименее изученным и используемым является метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнию историю. Этот метод изучения экономики был  предложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее  время нашел широкое распространение  в изучении медицины, юриспруденции, математики, экономики и других наук.

Применение кейс-метода позволяет  развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс  решения проблемы, изложенной в кейсе  – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод  обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также  применять и для получения  принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод  исследования.

Кейсы применяются в педагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам.

Внедрение кейс-метода при обучении экономике позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему экономики, обогащает содержание дисциплины.

Объект – процесс обучения студентов техникума по экономике.

Предмет – методика case study в системе курса.

Цель работы: развитие методической системы курса «Экономика» для студентов техникума в аспектах модернизации методики преподавания с использованием метода case study.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика Кейс-метода

    1. Возникновение и развитие Кейс-метода.

Метод Case study – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского  «case» - случай).  Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом  обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность  проявить инициативу, почувствовать  самостоятельность в освоении теоретических  положений и овладении практическими  навыками.  Не менее важно и  то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует  интерес и позитивную мотивацию  к учебе.

Кейс-метод впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе.  В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения.  Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham).

Повсеместное распространение  метода в мире началось в 70-80 годы, тогда  же метод получил известность  и в СССР. Анализ ситуаций начал  использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод  обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время  весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению  игровых и дискуссионных методов  обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования  постепенно вытесняли метод из учебных  аудиторий.

Новая волна интереса к  методике Case study началась в 90 годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.

Перемены, происходящие в  образовании многими аналитиками  были охарактеризованы как переход  от классического к постклассическому  образованию. Этот переход проявился  в смене целей и ценностей  образования.

Классическое    образование

Постклассическое  образование

  • Массовость
  • Стабильность
  • Традиционализм
  • Завершённость
  • Нормативность
  • Цель
  • Результат – знания
  • Индивидуальность
  • Неустойчивость
  • Инновации
  • Непрерывность
  • Творчество и неповторимость
  • Самоцель
  • Результат – компетентность, самостоятельность

Метод Case study -  направлен не столько на освоение  конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала  студента и преподавателя.

В настоящее время этот метод чрезвычайно широко распространён, особенно при обучении экономике, управлению, а также в бизнес-образовании. Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают и определённые трудности.  В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации  обучения, однако его нельзя считать  универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных  задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может  быть соединён с другими методами обучения.

    1. Признаки и функциональные возможности кейс-метода.

Признаки кейс-метода:

1. Наличие модели системы,  состояние которой рассматривается  в некоторый момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений.  Отсутствие единственного решения.  Приходится иметь дело со спектром  оптимальных решений.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

 

 

Функциональные возможности  кейс-метода:

Под функцией кейса понимается его  возможное эффективное применение с целью разрешения каких-либо потребностей людей. Кейс представляет собой определенную функциональную систему, набор, в котором  доминируют те или иные функции.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения является очень  обостренной. Она обусловлена двумя  тенденциями.

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых  особое внимание уделяется способности  к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы  информации.

Вторая вытекает из развития требований к качествам личности специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям  первой тенденции, должен обладать также  способностью оптимального поведения  в различных ситуациях, отличатся  системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Рассмотрим взаимосвязь между качествами личности и кейс-методом. Для упрощения анализа ограничимся десятью наиболее важными качествами специалиста.

Качества специалиста

Их характеристика

Воздействия кейс-метода на их формирование

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать  модель конкретных действий

Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации

Способность к обучению

Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать свое обучение

Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития

Системное мышление

Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности

Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения

Высокая индивидуальная активность в  ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкости

Желание и способность быстро ориентироваться  в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Выработка поведения в постоянно  меняющихся ситуациях анализа

Коммерческая и деловая ориентация

Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата

Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации

Умение работать с информацией

Способность искать инфор-мацию, проводить  ее анализ, переводить её из одной формы  представления в другую

Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление  информции

Упорство и целеустремленность

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны  партнеров

Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные способности

Владение словом и неязыковыми  средствами общения, умение вступать в  контакт.

Постоянные высказывание своей  позиции, умение слушать и понимать собеседника

Способность к межличностным контактам

Способность производить благоприятное  впечатление на партнера по взаимодействию

Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя  и других студентов

Проблемность мышления

Способность видеть проблемы

Поиск проблемы и определение её основных характеристик

Конструктивность

Способность вырабатывать модели решения  проблем

Поиск путей разрешения проблемы в  кейсе

Этичность

Владение этическими нормами и  навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия

Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция


Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс-методу свойственны некоторые  недостатки. Он требует подготовленности студентов, наличие у них навыков  самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации  может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

    1. Источники кейсов

Кейс представляет собой результат  отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Схематически их можно отразить следующим образом:

Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса.

Общественная жизнь во всем своём  многообразии выступает источником сюжета, проблемы и базы кейса.

Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.

Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

    • Базовые или вторичные источники кейсов:
    1. Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.  Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
    1. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение. Он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни.
    2. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс экономики. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов.

Информация о работе Кейс-технологии