Категория «общение»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

За последние несколько лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в педагогической науке. Такой интерес объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной педагогике в последние два десятилетия.
Данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией.
Субъектами общения являются живые существа – люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ………………………...4
1.1 Особенности педагогического общения, его стили и функции………4
ГЛАВА 2 ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...........................................................................9
2.1 Организация деятельности учащихся на уроке – лекции………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....15

Работа содержит 1 файл

контрольная педагогика.docx

— 32.34 Кб (Скачать)

Широкому и эффективному применению лекции мешает устаревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.

В действительности же на лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа, выбирая те или иные приемы работ. Есть лекции, обращенные, прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слушании их уместны различного рода записи: составление плана, тезисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чтение, звучание музыкальных произведений и другие виды демонстрации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не записывать.

Главная форма деятельности учащихся на уроке-лекции—это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много  условий, но главное — увлеченность самого лек­тора, глубокое знание предмета и слушателей, владение искусством устного слова. У нас нет возможности изложить хотя бы основы риторики—развивавшейся в течение тысячелетий науки об ораторском искусстве. Остановимся лишь на некоторых приемах, помогающих активизировать восприятие лекции детьми.

Начнем с выбора формы  лекции. В зависимости от материала  лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог  учителя, в другом — приближается к комментированному чтению, в  третьем —включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.

В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспримут полноценно, когда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему. Говоря о произведении литературы, мы стремимся понять, чем оно привлекает нынешнего юно­го читателя, какие насущные для него вопросы решает. Лекция о биографии писателя заинтересует ребят постановкой вопроса о гражданской позиции, о духовных исканиях, о самовоспитании и т. д. Рассказ об определенном этапе развития литературы может увлечь слушателей живым образом эпохи, картинами литератур­ной борьбы, сопоставлением давнего периода с нашей современ­ностью и др. Любое значительное явление культуры прошлого и настоящего может вызвать живой интерес — все дело в том, как о нем рассказать. Глубокая мысль и эмоциональность, заинтере­сованность не могут оставить ребят равнодушными, и, напротив, формальное отношение к предмету, неискренность рождают лице­мерие, равнодушие к истине.

Опытные учителя стремятся  вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с учениками ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство часто ведется «от противного», выясняется не только «что есть данное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.

Вот это стремление вызвать  у слушателей активный эмоциональный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слушая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.

В общем, приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лекция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой — настроить учащихся на восприятие, завязку—постановку актуальной проблемы, основную часть лекции — развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение — развязку. Продумывая построение основной части, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, повторы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учебной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав весь собранный материал, можно утверждать, что главная цель контрольной  работы достигнута.

В ходе исследования также были решены ранее поставленные задачи:

1. Было дано определение  общения как педагогической категории;

2. Перечислены функции общения;

3.Рассмотрено понятие «лекция» как активная форма учебно –воспитательной работы.

В заключении хочется отметить, что проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Березовин Н. А. Проблемы педагогического общения/ Н. А. Березовин – Минск, 2003.
  2. Добровин А. Б. Воспитателю о психогигиене общения/ А.Б. Добровин – М., 2001.
  3. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя/ А.П. Ершова, В. М. Букатов – М., 2010.
  4. Ильин Е. Н. Искусство общения/ Е. Н. Ильин. – М., 2000.
  5. Кан – Калик В. А. Учителю о педагогическом общении/ В. А. Кан – Калик – М., 2000.
  6. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие/ И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов – Ростов-на-Дону, 2001.
  7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение/ А. А. Леонтьев – М.,2002.
  8. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников/ А. В. Мудрик – М., 2004.
  9. Сластенин В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин – М., 2008

Информация о работе Категория «общение»