Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:52, реферат
За последние несколько лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в педагогической науке. Такой интерес объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной педагогике в последние два десятилетия.
Данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией.
Субъектами общения являются живые существа – люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ………………………...4
1.1 Особенности педагогического общения, его стили и функции………4
ГЛАВА 2 ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...........................................................................9
2.1 Организация деятельности учащихся на уроке – лекции………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....15
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ………………………...4 1.1 Особенности педагогического общения, его стили и функции………4 ГЛАВА 2 ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ........................ 2.1 Организация деятельности учащихся на уроке – лекции………………….9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………................. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....15 |
ВВЕДЕНИЕ
Категория «общение» является одной из центральных в любой гуманитарной науке
За последние несколько лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в педагогической науке. Такой интерес объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной педагогике в последние два десятилетия.
Данная тема является актуальной
в настоящее время, т.к. общение
– сложный процесс
Субъектами общения являются живые существа – люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным.
Цель контрольной работы – наиболее полно раскрыть тему, дать определения основным понятиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение общению;
2. Перечислить функции общения;
3.Рассмотреть понятие «лекция» как активная форма учебно –воспитательной работы.
Предметом исследования контрольной работы является категория общения.
Объектом контрольной
работы выступают особенности
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
1.1 Особенности педагогического общения: понятие, стили и функции
Педагогическое общение
— специфическая форма общения,
имеющая свои особенности и в
то же время подчиняющаяся общим
психологическим
Педагогическое общение
— совокупность средств и методов,
обеспечивающих реализацию целей и
задач воспитания и обучения и
определяющих характер взаимодействия
педагога и учащихся.
Будет ли педагогическое общение оптимальным,
зависит от педагога, от уровня его педагогического
мастерства и коммуникативной культуры.
Для установления положительных взаимоотношений
со студентами преподаватель должен проявлять
доброжелательность и уважение к каждому
из участников учебного процесса, быть
сопричастным к победам и поражениям,
успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать
им.
Известный психолог В. А. Кан – Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»;
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации;
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель — ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника;
4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя;
5. Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Следует отметить диаметральную
противоположность
1. Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого;
2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению;
3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.
Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.
Можно выделить разные уровни педагогического общения:
• высокий — характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;
• средний;
• низкий — отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.
Уровень общения непосредственно
связан с воздействиями педагога,
которые соответствуют
• положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
• отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.
Различные стили коммуникативного
взаимодействия порождают несколько
моделей поведения
Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность
выполнения учебной
2) разлад, отчужденность,
неспособность понять и
Достижение положительного
результата общения и взаимодействия
связано с накоплением и
В соответствии с центральным
назначением педагогического
Первая функция — "открытие" ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами.
Вторая функция — "соучастие" ребенку в педагогическом общении — обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий... одиннадцатый классы. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.
Третья функция — "возвышение" ребенка в педагогическом общении — понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: "Молодец! Ты уже научился ходить!.." Ребенок написал первое слово, им восхищаются: "Как здорово у тебя получилось!.." Девочка в первый раз испекла блины — вся семья в восторге, ей говорят: "Таких вкусных блинов мы в жизни не ели".
ГЛАВА 2 ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Организация деятельности учащихся на уроке – лекции
Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 минут от урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции.
Слово «лекция» имеет латинское
происхождение и в переводе на
русский язык означает «чтение». Традиция
изложения материала путем
Поскольку лекция – это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами.
Лекция сравнительно с
рассказом и объяснением
Лекция не перестает быть лекцией от того, что учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с вопросом. Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения. Точный и верный ответ на этот вопрос все же существует.
Единственное отличие лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.
Важным моментом в проведении лекции является предупреждение пассивности учащихся и обеспечение активного восприятия и осмысления ими новых знаний. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия:
1) во-первых, само изложение
материала учителем должно
2) во-вторых, в процессе
устного изложения знаний
Один из этих приемов – создание проблемной ситуации. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно проверить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.