Категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:45, доклад

Описание работы

Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Работа содержит 1 файл

1. Основные категории педагогики.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

 

 Всякое управление  наряду с организацией различных  учебно-познавательных действий, операций  предполагает осуществление контроля  за результатами учебной деятельности. Он дает возможность оперативно  вносить коррективы в организацию  функционирования процесса, определять  его динамичность. Хорошее усвоение  материала позволяет ускорить  темп учебной работы, плохое усвоение  сигнализирует о необходимости  его замедления.

 

В ходе учебной деятельность школьники общаются с учителем и  друг с другом. Особенности этих контактов складываются не только на характере учебно-познавательной деятельности, но и на процессе формирования личности каждого из них.

 

Решающая роль в процессе педагогического общения принадлежит  учителю. Его научная эрудиция, мировоззрение, психолого-педагогическая вооруженность, методическая культура имеют первостепенное значение в организации учебной  деятельности учащихся на каждом этапе.

 

Учебно-познавательная деятельность строится на принципах коллективизма. Каждая группа учеников представляет настоящий или будущий коллектив, живущий общими целями, потребностями, интересами. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные  контакты, оказывают помощь, поддержку  друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к общей работе, требует  гораздо большего направления, творческой активности, рождает подлинные коллективистические  отношения, общественно ценные мотивы деятельности и поведения.

 

Управляя коллективной учебной  работой, педагог должен проявлять  заботу не только о том, чтобы дети усвоили знания, приобрели умения и навыки, но и целенаправленно  формировать их положительные качества. Организация всей учебной деятельности должна повышать эффективность влияния  на личность каждого ученика. Поэтому  при конструировании форм учебной  работы учитывается вся система  отношений ученика в классном коллективе.

 

Важный фактор в организации  успешной деятельности учащихся на каждом этапе - это положительный эмоциональный  настрой. Если на уроке создана атмосфера  радостных переживаний за достигнутые  успехи, это обеспечивает условия  для эффективного продвижения школьников в усвоении знаний, в формировании положительных качеств личности. Необходимо четко подбирать задания. Завышенный уровень заданий может утвердить ученика в уверенности, что он неспособен, ограничен. Духовные силы ребенка в такой обстановке не развиваются. Здоровая обстановка в классе, в которой в равной степени развивается и взаимная требовательность, и взаимопомощь среди учеников, способствует тому, чтобы каждый из них не возводил в степень свои неудачи, промахи, а искал способы их исправления.

 

Итак, процесс обучения реализуется  только через конкретные формы его  организации. Однако форма организации  обучения - абстрактное понятие. В  реальном учебном процессе она проявляется  в конкретном типе урока, лекции, семинара, учебно-практического занятия, экскурсии, конференции и др.

 

2.2 Классификация конкретных  форм организации обучения

 

 

Основной формой организации  обучения является урок. Учебный процесс  в школе состоит из системы  конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие - закрепления  и совершенствования их, третье - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости  от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.

 

При этом, определяя тип  уроков, целенаправленно отталкиваться  не только от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процесса обучения могут объединяться для  достижения определённой цели.

 

На уроке применения знаний на практике с целью расширения, углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуются несколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.

 

Для достижения совокупности целей создается такая конструкция  урока, которая строится на сочетании  многих звеньев процесса обучения.

 

В зависимости от дидактических  целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков: формирования знаний, закрепления и совершенствования  знаний, формирования умений и навыков, совершенствования знаний, умений и  навыков, применений на практике, повторения и систематизации знаний, проверки знаний, комбинированный урок.

 

Урок является основной, но не единственной формой организации  обучения. В дидактике обосновываются и в школьной практике применяются  разнообразные формы организации  обучения: лекции, семинары, учебные  конференции, экскурсии, учебно-практические, практические занятия, практикумы, зачеты, экзамены.

 

Урок как основная организация  обучения в разных его типах реализует  все звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляют собой особую конструкцию, реализующую  в каждом конкретном случае лишь одно звено процесса обучения. Например, лекция - звено формирования знаний; семинар - звено закрепления, совершенствования  знаний. Экзамен - звено контроля, проверки знаний. Специфика этих форм организации  обучения определяется основными источниками  знаний, доминирующими способами  сообщения материала, формирования и совершенствования знаний, выработки  умений и навыков, доминирующими  видами учебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знаний учитель - учитель, на семинаре - ученики, ведущие дискуссию, и благодаря  этому обогащающие друг друга  информацией.

 

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока  проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического  занятия от соответствующего типа урока - в меньшей его регламентации  и большей самостоятельности  учащихся в экспериментальной и  практической деятельности.

 

Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации  обучения целенаправленны звеньевые  и индивидуальные формы учебной  работы и труда.

 

Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме  обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется  спецификой материала для изложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекции целесообразно  выделить стержневые моменты темы, раздела.

 

Контроль за усвоением  учащимся знаний помимо урока может  осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического  занятия, экзамена. Зачет как форма  организации обучения проводится для  проверки качества усвоения учащимися  отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.

 

Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень  усвоения учениками знаний, умений и навыков.

 

Практические занятия  и занятия практикума также могут  строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения  и отчитывается за проделанную работу перед учителем, мастером.

 

Экзамен - это форма организации  обучения, позволяющая реализовать  контрольные функции процесса и  фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год  или несколько лет; она позволяет  выявить уровень усвоения учащимися  учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися  контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

 

Названые формы организации  обучения применяются как при  изучении предметов, предусмотренных  учебным планом, в том числе  обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).

 

2.3 Общие формы учебной  работы учащихся

 

 

В современной дидактике  понятием «общие формы организации  обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы  учебной работы. Они пронизывают  весь учебный процесс. Фронтальные  формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на обязательных (классовых), так и факультативных занятиях. Групповые формы используются на уроках, семинарах, практикуме и др. Они возможны на обязательных (классных), факультативных и домашних заданиях.

 

Эти формы организации  обучения отличают друг от друга охват  школьников учебной работой, особенности  управления их учебной деятельностью  со стороны учителя.

 

При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью  всего класса, который работает над  единой задачей. Он осуществляет прямое идейно-эмоциональное воздействие  на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако она не рассчитана на учет индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым учащимся может показаться высоким, а сильным - низким.

 

При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. Эта группа предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах  самоуправления школьников с менее  жестким контролем учителя. Групповые  формы правомерно подразделять на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.

 

Звеньевые формы учебной  работы предполагают организацию учебной  деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебной  работы организуется учебная деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных  групп учащихся. Например, для выполнения лабораторной работы класс распределяется на 5 бригад.

 

При кооперировано-групповой  форме учебной работы класс распределяется по группам для выполнения каждой из них части общего задания. При  такой организации ученики сначала  взаимодействуют, сотрудничают в группах, а затем в классе.

 

Особой разновидностью групповой  формы обучения является дифференцированно-групповая  форма. Она предполагает организацию  работы групп учащихся с разными  учебными возможностями. Допустим, учитель  условно подразделяет учеников класса на две группы. Учитель может дать им разные по трудности задания или  оказывать помощь в разной мере. Их объединяют единые виды заданий, соответствующих  их учебным возможностям.

 

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп также зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При  такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.

 

Если каждый учащийся выполняет  задания определенные в соответствии с его учебными возможностями, такую  форму можно назвать индивидуализированной. Иногда выделяют одного - двух учеников для выполнения специальных самостоятельных  заданий или для дополнительной работы с учителем. Класс в это  время работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можно назвать индивидуализировано-групповой  формой.

 

 

 

Используемая литература

 

 

1. Гребенюк О.С. Рожков  М.И. Общие основы педагогики. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

 

2. Чередов И.М. Формы  учебной работы в средней школе.  Книга для учителя - М.: Просвещение, 1988.

 

3. Есипова Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967.


Информация о работе Категории педагогики