Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:45, доклад
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.
Всякое управление
наряду с организацией
В ходе учебной деятельность школьники общаются с учителем и друг с другом. Особенности этих контактов складываются не только на характере учебно-познавательной деятельности, но и на процессе формирования личности каждого из них.
Решающая роль в процессе
педагогического общения
Учебно-познавательная деятельность
строится на принципах коллективизма.
Каждая группа учеников представляет
настоящий или будущий
Управляя коллективной учебной работой, педагог должен проявлять заботу не только о том, чтобы дети усвоили знания, приобрели умения и навыки, но и целенаправленно формировать их положительные качества. Организация всей учебной деятельности должна повышать эффективность влияния на личность каждого ученика. Поэтому при конструировании форм учебной работы учитывается вся система отношений ученика в классном коллективе.
Важный фактор в организации
успешной деятельности учащихся на каждом
этапе - это положительный
Итак, процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения - абстрактное понятие. В реальном учебном процессе она проявляется в конкретном типе урока, лекции, семинара, учебно-практического занятия, экскурсии, конференции и др.
2.2 Классификация конкретных форм организации обучения
Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие - закрепления и совершенствования их, третье - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.
При этом, определяя тип уроков, целенаправленно отталкиваться не только от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процесса обучения могут объединяться для достижения определённой цели.
На уроке применения знаний на практике с целью расширения, углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуются несколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.
Для достижения совокупности
целей создается такая
В зависимости от дидактических
целей и звеньев процесса обучения,
реализуемых на уроке, можно выделить
9 типов уроков: формирования знаний,
закрепления и
Урок является основной, но
не единственной формой организации
обучения. В дидактике обосновываются
и в школьной практике применяются
разнообразные формы
Урок как основная организация обучения в разных его типах реализует все звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляют собой особую конструкцию, реализующую в каждом конкретном случае лишь одно звено процесса обучения. Например, лекция - звено формирования знаний; семинар - звено закрепления, совершенствования знаний. Экзамен - звено контроля, проверки знаний. Специфика этих форм организации обучения определяется основными источниками знаний, доминирующими способами сообщения материала, формирования и совершенствования знаний, выработки умений и навыков, доминирующими видами учебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знаний учитель - учитель, на семинаре - ученики, ведущие дискуссию, и благодаря этому обогащающие друг друга информацией.
С целью формирования умений
и навыков учащихся помимо урока
проводятся учебно-практические занятия.
Эта форма организации
Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации обучения целенаправленны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.
Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.
Контроль за усвоением учащимся знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.
Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.
Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения и отчитывается за проделанную работу перед учителем, мастером.
Экзамен - это форма организации
обучения, позволяющая реализовать
контрольные функции процесса и
фиксировать итог учебно-познавательной
деятельности учащихся за учебный год
или несколько лет; она позволяет
выявить уровень усвоения учащимися
учебной программы разными
Названые формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом, в том числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).
2.3 Общие формы учебной работы учащихся
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на обязательных (классовых), так и факультативных занятиях. Групповые формы используются на уроках, семинарах, практикуме и др. Они возможны на обязательных (классных), факультативных и домашних заданиях.
Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват школьников учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью со стороны учителя.
При фронтальном обучении
педагог управляет учебной
При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. Эта группа предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя. Групповые формы правомерно подразделять на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебной работы организуется учебная деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных групп учащихся. Например, для выполнения лабораторной работы класс распределяется на 5 бригад.
При кооперировано-групповой
форме учебной работы класс распределяется
по группам для выполнения каждой
из них части общего задания. При
такой организации ученики
Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая форма. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями. Допустим, учитель условно подразделяет учеников класса на две группы. Учитель может дать им разные по трудности задания или оказывать помощь в разной мере. Их объединяют единые виды заданий, соответствующих их учебным возможностям.
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп также зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.
Если каждый учащийся выполняет
задания определенные в соответствии
с его учебными возможностями, такую
форму можно назвать
Используемая литература
1. Гребенюк О.С. Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
2. Чередов И.М. Формы
учебной работы в средней
3. Есипова Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1967.