Категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:45, доклад

Описание работы

Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Работа содержит 1 файл

1. Основные категории педагогики.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной  и той же целью - полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще  индивиду, а воспитание обращено, кроме  этого, к тому, чего у него нет, что  дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём  единстве развитие, социализация и  воспитание составляют сущность формирования личности.

Обучение. В педагогической литературе существует множество определений  категории обучения. Эту категорию  определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.

В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором - обучение определяют как  взаимодействие между обучающим  и обучаемым.

В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело  зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь  этих процессов, каждый имеет свои особенности.

Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной  личности, развивает его индивидуальность.

Развитие, обучение, воспитание - взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать  педагогическая деятельность.

В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель - изменить индивида и способствовать его социальному становлению.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и  других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это - педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим  образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования…  в результате его социализации и  воспитания».

Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что  уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в  общественной морали, в нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

 

1.4 Педагогическая деятельность 

Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия, целью  которых являются качественные изменения  в жизни людей. Эти воздействия  ориентированы на упорядочение системы  отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением  педагог создает условия для  воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая деятельность как сложная  динамическая система наиболее полно  представлена в работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она  выделяет пять тесно взаимосвязанных  ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей через решение  педагогических задач: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и  коммуникативный. Гностический компонент  Н.В. Кузьмина рассматривает как  способность к анализу, общению, переносу в педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность учителя рассматривается  Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного  материала, информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием  деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями, а также собственной  будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических задач.

«Конструктивная деятельность учителя только в том случае приносит плоды, когда сочетается с организаторской  деятельностью. Как бы хорошо ни был  отобран материал и как бы интересно  он ни был построен, учитель не будет  иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразное педагогическое действие учителя в конкретном счете  представляет собой какое-либо организаторский  акт».

Коммуникативная деятельность означает оперативное решение задач, устанавливающих педагогически  целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, другими учителями, родителями и т.д.

1.5 Образовательный и педагогический  процесс

Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить  следующими обстоятельствами. В одних  странах (Германия, Россия, Польша и  др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого  термина нет, но есть термин «education» - «образование». Поэтому в одних  странах употребляется понятие  «образовательный процесс», в других - «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.

В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят  раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс  в начальной школе», или дать описание образовательного процесса в нормативных  документах (например, требование к  образовательному процессу в государственном  стандарте образования).

В других случаях понятие  трактуется как единство процессов  обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).

Понятие «педагогический  процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического  коллектива. Так называют целостный  процесс осуществления образования  путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

1.6 Педагогическое взаимодействие

Взаимодействие - философская  категория, отражающая процессы воздействия  различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение  состояния, взаимопереход, а также  порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и ученика, в котором  реализуются задачи обучения, воспитания и развития школьников в единстве и взаимосвязи. В педагогическом отношении под структурированием  взаимодействия преподавателя и  учащихся понимается процесс целенаправленного  планирования и организации деятельностей  на основе единства их структур.

2. Формы организации учебной  деятельности

Известно, что обучение - это  процесс взаимодействия учителя  с учащимися при работе над  определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовывать. Что  же такое организация? В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация  есть «упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального  или духового объекта, расположение, соотношение частей какого-либо объекта». Там же подчеркивается, что важны  именно эти «значения понятия  организации, относящиеся как к  объектам природы, так и социальной действительности и характеризующие  организацию как расположение и  взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)».

2.1 Конкретные формы организации  обучения

Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено - составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет  свои цели и структуру - состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённые задачи; постановки цели, обобщения  знаний, подведения итогов урока, определения  домашнего задания и др.

 

В каждом звене процесса обучения решаются как общие, так и специфические  задачи обучения. Общие - это те, на решение  которых направлен весь процесс  обучения. Специфические - те, что доминируют в конкретном звене этого процесса. Все звенья взаимосвязаны, поэтому  процесс обучения представляет собой  своеобразную цепь.

 

В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками  знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления  и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.

 

Такое деление не означает, что в звене формирования новых  знаний ученики только усваивают  новые знания. Они могут закрепить  и систематизировать знания по ранее  изученному материалу, но доминирующая цель этого звена - формировать новые  знания - подчиняет себе все остальные, используемые для её достижения. Также  в звене закрепления и совершенствования  знаний ученики могут получать новые  знания, повторять ранее изученное, но главная его цель - закрепить  и усовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу программы.

 

На основе звена формирования знаний могут быть сконструированы  урок соответствующего знаний могут  быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.

 

Каждая конкретная форма  организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие  этапы: постановки цели и актуализации знаний, введения новых знаний и  первичного их усвоения учащимися, обобщения  знаний и оперирования ими, контроля усвоения. Урок закрепления и совершенствования знаний складывается из этапов: постановки цели, проверки домашнего задания, воспроизведения учащимися ранее полученных знаний и способов деятельности, оперирования знаниями и овладения способами деятельности в новых ситуациях, обобщения и систематизации знаний, контроля усвоения изученного и овладения способами деятельности. Последовательность этапов обусловлена целями и логикой процесса обучения.

 

На каждом этапе учитель  использует соответствующие целям  источники знаний, методы, приёмы, средства обучения, а также формы учебной  работы.

 

Главный источник знаний - учитель, обладающий определённой суммой научных  знаний и способов деятельности. Ведущая  роль в конструировании форм организации  обучения принадлежит учителю. Он подбирает  оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями  учащихся, целями обучения. Многое зависит  от его профессионализма, личностных качеств, умения взаимодействовать  с учащимися.

 

Процесс обучения в каждой конкретной форме его организации  включает:

 

- управление педагогом  учебной деятельностью учеников (определение целей, задач, планирование, организация их учебной работы, контроль за выполнением заданий,  усвоением знаний, корригирование  деятельности);

 

- познавательная деятельность  учащихся, в ходе которой они  усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают  умения и навыки;

 

- взаимодействие педагога  и учащихся;

 

- регулирование педагогом  межличностных отношений учащихся;

 

- создание педагогом эмоционального  фона, стимулирующего продуктивную  учебную деятельность учеников.

 

Исходным моментом управления учебной деятельностью является определение ее цели и формирование у школьников положительного отношения  к учёбе. Педагог прежде всего  подбирает и обосновывает задание. Предлагая его учащимся, он заботится  о том, чтобы они приняли это  задание и начали совершать познавательные действия. Для этого учитель использует познавательные игры, учебные дискуссии, создает ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны  и т.д., в которых у учащихся формируется чувства долга и  ответственности.

 

Руководя учащимися, педагог  всё время стремится ставить  их в позицию активного самоуправления. Он знакомит их с целями, задачами, планом работы, системой ведущих знаний и  способами их усвоения. Педагог предпринимает  специальные усилия для мобилизации  внимания, воли, эмоциональной восприимчивости  школьников.

 

Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю  осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы.

 

В ходе учебно-познавательной деятельности обучающиеся непрерывно вступают в контакт с преподавателем как руководителем всего учебного процесса. Если во время занятий педагог сумеет побудить энергично работать всех учеников, он достигнет хороших результатов. Если же ему не удастся организовать целенаправленной постоянной деятельности учащихся, то он не сможет добиться поставленных целей. В связи с этим важно создавать реальные предпосылки для высокой трудовой дисциплины, сформированной на принципах ответственности, сознательности учения и гражданского долга. Это обеспечит общую целенаправленную работу всего класса в наиболее высоком для каждого ученика темпе.

 

Не менее важное значение в функционировании процесса обучения имеет стиль взаимоотношений  учителя с учениками. Нередко  излишняя строгость, жесткость выбивают детей из равновесия. Такое управление лишает учащихся инициативы, сковывает  их умственные силы; они не достигают  желаемых результатов в учебно-познавательной деятельности, развитии; у них формируются  черты ущербной личности. Либерализм демобилизует учащихся. В том случае, когда учитель сумеет выбрать  оптимальный стиль взаимодействия с учениками на данном этапе, создаются  реальные предпосылки для их самоуправляемой  деятельности. Смена этапов урока  вносит изменения в стиль взаимодействия. Неоправданный стиль управления на одном этапе урока в какой-то степени может компенсироваться оптимальным на другом этапе.

Информация о работе Категории педагогики