Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:45, доклад
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.
Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью - полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.
Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.
В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором - обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.
В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности.
Обучение, формируя общественный
опыт, является необходимым условием
социализации человека, способствует
его образованию как
Развитие, обучение, воспитание - взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность.
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель - изменить индивида и способствовать его социальному становлению.
В педагогике широко используется
также термин «формирование» (формирование
интеллектуальной, мотивационной и
других сфер, формирование коллектива,
формирование личностных качеств, формирование
характера и пр.). Формирование означает
придание чему-либо определенной формы.
Это - педагогическое (межнаучное) понятие.
Сказанное ранее позволяет
Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.
1.4 Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность
всегда предполагает воздействия, целью
которых являются качественные изменения
в жизни людей. Эти воздействия
ориентированы на упорядочение системы
отношений, т.е. педагог, прежде всего,
реализует управленческие задачи по
отношению к конкретному
«Конструктивная деятельность учителя только в том случае приносит плоды, когда сочетается с организаторской деятельностью. Как бы хорошо ни был отобран материал и как бы интересно он ни был построен, учитель не будет иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразное педагогическое действие учителя в конкретном счете представляет собой какое-либо организаторский акт».
Коммуникативная деятельность означает оперативное решение задач, устанавливающих педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, другими учителями, родителями и т.д.
1.5 Образовательный и
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других - «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в начальной школе», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие «педагогический
процесс» отражает конкретную практическую
деятельность педагога или педагогического
коллектива. Так называют целостный
процесс осуществления
1.6 Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие - философская
категория, отражающая процессы воздействия
различных объектов друг на друга, их
взаимную обусловленность, изменение
состояния, взаимопереход, а также
порождение одним объектом другого.
К общим свойствам всех педагогических
явлений относится
2. Формы организации учебной деятельности
Известно, что обучение - это
процесс взаимодействия учителя
с учащимися при работе над
определенным содержанием учебного
материала с целью его усвоения
и овладения способами
2.1 Конкретные формы организации обучения
Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено - составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свои цели и структуру - состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённые задачи; постановки цели, обобщения знаний, подведения итогов урока, определения домашнего задания и др.
В каждом звене процесса обучения решаются как общие, так и специфические задачи обучения. Общие - это те, на решение которых направлен весь процесс обучения. Специфические - те, что доминируют в конкретном звене этого процесса. Все звенья взаимосвязаны, поэтому процесс обучения представляет собой своеобразную цепь.
В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Такое деление не означает,
что в звене формирования новых
знаний ученики только усваивают
новые знания. Они могут закрепить
и систематизировать знания по ранее
изученному материалу, но доминирующая
цель этого звена - формировать новые
знания - подчиняет себе все остальные,
используемые для её достижения. Также
в звене закрепления и
На основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.
Каждая конкретная форма
организации обучения складывается
из определенных этапов. Например, урок
формирования знаний имеет следующие
этапы: постановки цели и актуализации
знаний, введения новых знаний и
первичного их усвоения учащимися, обобщения
знаний и оперирования ими, контроля
усвоения. Урок закрепления и
На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приёмы, средства обучения, а также формы учебной работы.
Главный источник знаний - учитель, обладающий определённой суммой научных знаний и способов деятельности. Ведущая роль в конструировании форм организации обучения принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями учащихся, целями обучения. Многое зависит от его профессионализма, личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися.
Процесс обучения в каждой конкретной форме его организации включает:
- управление педагогом
учебной деятельностью учеников
(определение целей, задач,
- познавательная деятельность учащихся, в ходе которой они усваивают определенные знания, способы деятельности, приобретают умения и навыки;
- взаимодействие педагога и учащихся;
- регулирование педагогом
межличностных отношений
- создание педагогом
Исходным моментом управления учебной деятельностью является определение ее цели и формирование у школьников положительного отношения к учёбе. Педагог прежде всего подбирает и обосновывает задание. Предлагая его учащимся, он заботится о том, чтобы они приняли это задание и начали совершать познавательные действия. Для этого учитель использует познавательные игры, учебные дискуссии, создает ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны и т.д., в которых у учащихся формируется чувства долга и ответственности.
Руководя учащимися, педагог
всё время стремится ставить
их в позицию активного
Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их учебной работы.
В ходе учебно-познавательной
деятельности обучающиеся непрерывно
вступают в контакт с преподавателем
как руководителем всего
Не менее важное значение
в функционировании процесса обучения
имеет стиль взаимоотношений
учителя с учениками. Нередко
излишняя строгость, жесткость выбивают
детей из равновесия. Такое управление
лишает учащихся инициативы, сковывает
их умственные силы; они не достигают
желаемых результатов в учебно-