Категории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:45, доклад

Описание работы

Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Работа содержит 1 файл

1. Основные категории педагогики.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

1. Основные категории  педагогики

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные  в данной науке понятия.

Необходимо выделить три  группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это  «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых  влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И  третья группа - категории, интегрирующие  основные педагогические средства. Это  педагогическая деятельность, образовательный  процесс, педагогическое взаимодействие.

1.1 Личность и индивидуальность

Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим  основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань - «человеческое  в человеке» (индивидуальность) - и  различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в  каждом присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).

Понятие «индивид» обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического  и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность есть живая система отношений между  поведениями, отношений, в конечном итоге, общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько  включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными  отношениями. Это сложная система  социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т.п.).

Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного  и социального мира. Она дает возможность  проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В индивидуальности скрыт источник его деяний. Она  рассматривается как высокий  уровень развития человеческого  в человеке. Индивид, у которого развита  индивидуальность, полностью опирается  и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный  человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.

Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому  в педагогических целях необходимо предусматривать и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

1.2 Образование и социализация  человека

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории  рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс  становления человека как социального  существа.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

Образованный человек - это  человек знающий, компетентный в  своей деятельности, развитый и воспитанный.

Социализация - это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также  саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в  ходе целенаправленного, педагогически  организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует  человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидов за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

Социализация выступает  как элемент механизма саморегуляции  социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. При этом человек  не только обогащается опытом, но и  реализует себя как личность, влияя  на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с  одной стороны, формирование способности  социальной организации влиять на личность, с другой - формирование способности  личности поддаваться влиянию других людей.

Социализация формирует  личность, существенные черты которой  определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря  человеческой общности…, не вырастает  в одиночестве, не вырастает и  просто один рядом с другим, в  приблизительно одинаковых условиях, но каждый - под многосторонними  влияниями друг друга, непрестанно  реагируя на эти влияния».

В первой половине ХХ века психологи  Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в  научный обиход термин «социальное  научение». На этой основе вот уже  полвека разрабатывается концепции  социального научения, центральной  проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация - это процесс, которой позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение  новорожденного от асоциального состояния  к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы  ребенок, достигнув определённого  уровня развития, становился способным  к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено  аналогичное понимание этого  процесса.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации  и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Выделяют три сферы, в  которых происходит процесс становления  личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность все  новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между  её различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей  и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно  понимать как умножение контактов  человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Социализация ребенка - это  стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые  на уроках, можно рассматривать как  базу для социального становления  человека.

На социализацию ребенка  существенное влияние оказывает  и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В  этом плане значим правильный выбор  педагогических средств, который, с  одной стороны, помогает ребенку  реализовать себя, с другой - присвоить  социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре  социального и педагогического  взаимодействия.

1.3 Развитие, воспитание, обучение

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в  котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь  процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и  внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое  развитие человека подчиняется общим  закономерностям. Поскольку оно, как  и все явления природы, имеет  свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны  внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или  личности, и тем, чем уже располагает  человек и как он может ответить на эти требования).

Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию  относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором  происходят как количественные, так  и качественные преобразования. Это  предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:

- противоречие между потребителями  детей и возможностями их удовольствия;

- противоречие между возможностями  ребенка и требованиями общества;

- противоречия между целями, которые ставит перед собой  ребенок, и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются  по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

Л.С. Выготский выделил  два уровня развития детей:

- «уровень актуального  развития» - отражает наличные  особенности психических функций  ребенка, которые сложились на  сегодняшний день;

- «зону ближайшего развития»  - отражает возможности достижений  ребенка в условиях сотрудничества  со взрослыми.

Существенное значение для  социализации человека имеет воспитание.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Проблема определения  сущности этого понятия является одной из самых древних. Раньше оно  рассматривалось, исходя из социальных установок и актуальных задач  общества, которое при этом чаще заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических  условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и в сфере  образования, требует новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного  процесса в школе. Многие ученые стали  отказываться от специфического для  отечественной науки термина  и заменять его привычным, для  многих стран более широким, термином «образование».

Рассматривая различные  трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

- целенаправленность воздействий  на воспитанника;

- социальную направленность  этих воздействий;

- создание условий для  усвоения ребенком определенных  норм отношений;

- освоение человеком комплекса  социальных ролей.

Общая социальная функция  воспитания состоит в том, чтобы  передавать из поколения в поколение  знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем  смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента  возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в  ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой  идеологий.

В узком смысле под воспитанием  понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать  у человека систему качеств или  какое-нибудь конкретное качество.

Одной из главных задач  воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит  от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение  включенности молодых людей в  реальные отношения, т.е. возникновение  у них личностного состояния  по отношению к деятельности, несущее  в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом  является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей в  процессе социального взаимодействия.

Информация о работе Категории педагогики