Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:49, реферат
Целью курсовой работы является изучение роли самовоспитания в профессиональном формировании личности учителя.
Объект исследования профессиональная подготовка будущих учителей.
Предмет исследования педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Введение
1. Личность педагога как субъекта профессиональной деятельности
1.1 Личностная характеристика педагога
1.2 Профессиональная компетентность личности педагога
1.3 Профессиональный стиль деятельности учителя
2. Формирование самовоспитания профессионального учителя
2.1 Факторы формирования профессиональной личности
2.2 Формы и методы формирования самообразования профессиональной культуры личности учителя
2.3 Самовоспитание в формировании профессиональной культуры учителя
3. Пути совершенствования профессионального мастерства
3.1 Самовоспитание и самообразование профессионального мастерства учителя
“Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий”. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса. В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов учителей РК около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная причина такого положения кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя. А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в 2007 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два года (в 2009г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% - "низким "и "очень низким" [11; с.141].
В
настоящей работе рассматривалась
проблема соотношения предметно-
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать следующие выводы:
Высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.
Значительную роль в формировании профессиональной направленности играют характерологические особенности личности и уровень развития ее способностей.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Среди профессионально важных качеств педагогов в отечественной литературе выделяются следующие: эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия.
Для исследователей профессионально важным считают следующие качества: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.
Проведенный
теоретический анализ психолого-педагогической
литературы показал, период юности является
наиболее важным для формирования профессиональной
направленности. Исходя из того, что у
испытуемых обнаружена слабая осмысленность
выбора специальности и ценностно-смыслового
восприятия будущей профессии можно рекомендовать
систему мероприятий, направленных на
формирование профессионального видения
мира в процессе обучения в ВУЗе. В качестве
таких мероприятий могут выступать психологические
консультации по вопросам профессиональной
ориентации, личностного самоопределения,
тренинги, направленные на развитие ПВК,
а также тестирование и анкетирование
студентов перед выбором специализации.
В жизни, разумеется, все сложнее и многие
методы не будут так уж прямо соответствовать
один другому, как это рекомендовано наукой.
Тогда у преподавателя, опирающегося в
основном на информационно-сообщающий
метод, ученики будут учиться, и работать
на высоком уровне проблемности, используя
частично поисковый метод учения. Воспитательное
воздействие преподавателя на личность
обучаемого выражается в конечном счете
в его личностных качествах. Конечно, на
личностное развитие человека влияет
вся социальная среда, все многочисленные
факторы, включая способы распределения
материальных благ, материальное благосостояние
народа, духовную жизнь общества, систему
образования, культуру, здравоохранение,
семейно-бытовые отношения, социально-психологический
климат трудовых коллективов и т. д. И все
же влияние педагога, учителя не сравнить
ни с чем, если только педагог сам является
яркой личностью. Способ его общения с
обучаемыми, умение четко и продуктивно
организовать учебный процесс оказывают
подчас более сильное воздействие на психику
обучаемых, чем многочасовые нравоучения.
Не случайно справедливо говорят: “Беспорядок
в доме порождает беспорядок в сознании”.
Опытный педагог всегда учит так, что сам
процесс учебы воспитывает, формирует
организованную и высоконравственную личность.
1 Ананьев
Б.Г. Избранные
2. Ананьев
Б.Г. Некоторые проблемы
3.Андреев
В.И. Диалектика воспитания и
самовоспитание творческой
4. Бажин
Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.
Метод исследования локуса
5. Бодалев А.А.. Общая психодиагностика / Под ред. В. Столина.- М., 1998 г
6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М, 2001. – 426 с.
7. Ковалев
В.И. Мотивы поведения и
8. Кузнецова
И.В. Психологический анализ
9. Профессиональная ориентация школьников: Сборник статей.
10. Успенский (отв. ред.) и др.]. – Ярославль, 1976. – 84 с.
11 Кузьмина
Н.В. Педагогическое
12. Кузьмина
Н.В. Способности, одаренность,
13. Леонтьев
Д.А. Тест смысложизненных
14. Маркова
А.К. Психология труда учителя.
15. Мельников
В. М., Ямпольский Л. Т. Введение
в экспериментальную
16. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 2003. – 215 с.
17. Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 2001. – 420 c.
18. Ростунов
А.Т. Формирование
19. Физиологические
и психологические основы
20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
22. Толстой
Л. Н. Педагогические
23. Ушинский
К. Д. Педагогические