Карьера Педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли самовоспитания в профессиональном формировании личности учителя.
Объект исследования профессиональная подготовка будущих учителей.
Предмет исследования педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение
1. Личность педагога как субъекта профессиональной деятельности
1.1 Личностная характеристика педагога
1.2 Профессиональная компетентность личности педагога
1.3 Профессиональный стиль деятельности учителя
2. Формирование самовоспитания профессионального учителя
2.1 Факторы формирования профессиональной личности
2.2 Формы и методы формирования самообразования профессиональной культуры личности учителя
2.3 Самовоспитание в формировании профессиональной культуры учителя
3. Пути совершенствования профессионального мастерства
3.1 Самовоспитание и самообразование профессионального мастерства учителя

Работа содержит 1 файл

Карьера педагога.docx

— 96.57 Кб (Скачать)

 

     2. Формирование самовоспитания профессионального учителя

     2.1 Факторы формирования профессиональной  личности

     Проблема  мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации  поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных  и малоразработанных. Практически  нет специальных исследований, в  которых бы прослеживалась взаимосвязь  мотивов выбора педагогической профессии  и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор  педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

    • интерес к  учебному предмету - 27,2%;
    • желание обучать данному предмету - 16,2%;
    • стремление  посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
    • осознание педагогических способностей - 6%;
    • желание иметь  высшее образование - 13%;
    • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
    • стремление  к материальной обеспеченности - 2,2%;
    • так сложились  обстоятельства - 4%.

     Если  объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. Нужно  отметить, что даже в крайне тяжелых  условиях общественно-экономической  жизни в России находились замечательные  учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним  из таких был Николай Александрович  Добролюбов. Вот выдержка из сочинения Н.А. Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: "Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение - все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества[16; с.86].

 

     2.2 Формы и методы формирования  самообразования профессиональной  культуры личности учителя 

     В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных  учреждений к выполнению ими своих  профессиональных функций; между типовой  системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и  экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя  от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело  к резкому снижению социального  статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы  подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

     Названные противоречия обусловливают необходимость  решения связанных с ними проблем  в педагогическом образовании: проблемы нового целеполагания; проблемы новой  структуры образования; проблемы обновления содержания образования; проблемы обновления организационных форм и методов. Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентаций, внедрения системы многоуровневого  педагогического образования. Становление  профессиональной педагогической культуры, по мнению А.И. Пискунова, представляет собой “длительный, многоэтапный процесс, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всей активной творческой жизнедеятельности педагога” [20; с.56]. Процесс становления педагогической культуры в педагогическом вузе проходит две стадии, которые в целостной системе ее развития объединяются в начальный блок (этап). Итак, структура данного блока линейна от развития положительного отношения к педагогической культуре к осознанному восприятию себя в педагогическом культурном пространстве. Основными средствами педагогического воздействия на первой ступени  является игровая технология. При построении учебных занятий проектируется последовательность игр. Студенты включаются в ролевые игры, принимают определенные игровые позиции, через которые осознается феномен “культура”. Особую значимость для становления педагогической культуры имеет профессиональный идеал педагога. Формирование профессионального идеала учителя происходит при создании ситуаций взаимодействия между субъектами учебного процесса. Наиболее эффективное взаимодействие осуществляется в условиях игровой деятельности. Приведем пример занятия, построенного форме деловой игры, на тему: “Суд над идеалом учителя”. В качестве подсудимого выступает “Идеал педагога”, обвинитель — ученик-двоечник, защитник — ученик-отличник. Свидетелями со стороны обвинения выступают: “социально-экономические условия современного периода”, родители ученика-лодыря, пессимист, разочаровавшийся учитель-практик и т.п.; со стороны защиты — родители школьников, учителя-профессионалы, “будущее”, “инновационная школа“ и пр. В ходе работы “суда” у студентов формируется образ “идеала компетентного в своей области учителя”. Диспут в учебном процессе педагогического вуза выполняет двоякую роль: он выступает как важная форма активизации познавательной деятельности студентов (дидактическая среда для становления профессиональной культуры) и служит для них образцом в проведении диспута в школе. Диспут по указанной теме готовит группа студентов из 5-7 человек. Они выделяют из своей среды ведущего, подбирают литературу, определяют вопросы, знакомят с ними остальных студентов, продумывают оформление аудитории. Вся группа получает задания: обдумать свое мнение по изложенным вопросам, познакомиться с первоисточниками (список предлагается группой разработчиков). Перед началом диспута в аудитории вывешиваются плакаты и рисунки. Ответственные за диспут проводят его в течение одного академического часа, второй час посвящен обсуждению мероприятия. Студенты концентрируют внимание на выборе темы, программы диспута, подготовленности его ведущих, общей готовности группы. Ведущий готовит с членами команды разработчиков микровыступления “Я хочу рассказать вам…”. Приведем пример диспута при проведении семинарского занятия по теме “Профессия массовая и уникальная, вечная и творческая” (предмет: “Введение в педагогическую профессию”). Наталья Р.: “В “Толковом словаре живого русского языка”, созданном в прошлом веке В.И. Далем, слово “учитель” определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человеческие знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя — преподавать и наставлять или, иначе, учить и воспитывать — основные.

           Учитель — профессия  массовая. Учить и воспитывать  надо все подрастающее поколение. Возникает  вопрос: сколько юношей и девушек  хотят быть учителями. Одни скажут “много”, другие — “мало”. И те, и другие по-своему правы. Те, кто скажут “много”, правы, потому что, действительно, каждый год в педагогические вузы поступает много молодежи. Те, кто считает “мало”, тоже правы. Во-первых, потому что не все те, кто поступает в педвуз, хотят стать учителями. Во-вторых, и это главное, далеко не все те, кто идут учиться на учителя, могут им быть. Многим кажется, что профессия учителя — самая обычная, однако, каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух педагогов. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни; тех, чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. Поэтому можно сказать, что профессия учителя уникальна, ведь не у всех были такие учителя”. Рита М.: “Каждый день из года в год учитель входит в класс. Даже один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события,  меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем-то новым. Это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то непохожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных. Многие годы учитель начальных классов работает по одним и тем же учебникам, преподает одни и те же предметы. Но! Каждый урок не может быть точно таким как предыдущий, потому что практически он один проводит целый учебный деть с малышами. Профессия учителя творческая. Не может быть одинаковых детей, не может быть одинаковых взаимоотношений с ними, воздействий на них” [7; с.108]. Ведущий: “Приведите высказывания отечественных и зарубежных педагогов, аналогичные словам А. Дистервега: “Что сталось бы с народом, с обществом, с государством без его (учителя) тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Он один еще не в состоянии все сделать, но он закладывает основы всему, и без него тотчас же распространилось бы среди нас варварство”. Маша С.: Я думаю, что подойдет цитата Я.А. Коменского “учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим”. Катя О.: Мне кажется, что в этом русле делает свое высказывание Д.И. Менделеев: “К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение…”. Женя К.: В.А. Сухомлинский писал: “Учитель — это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию”. (Данный вид работы вызвал интерес у студентов, однако, процесс цитирования первоисточников был прерван преподавателем из-за ограниченности времени занятия) [19; с.132]. Ведущий: “Выделите основные характеристики, по которым определяли аналогичные высказывания”. (Ведется обсуждение, в котором приняли участие большинство студентов группы). Далее ведущий выступил сам на тему “Я и профессия”, придерживаясь следующего плана: почему я избрал профессию учителя?; как я себя готовил к профессии учителя?; что я уже сегодня смогу дать детям?; чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе? Дискуссия развернулась вокруг двух основных вопросов: кто может стать учителем и кому не надо быть учителем? Итогом стало соотнесение высказываний студентов с мнением по этому поводу А.В. Мудрика: “Если вы талантливы, то сможете стать учителем, независимо от того, в чем вы талантливы. Если в какой-то отрасли знания, то это поможет вам стать выдающимся учителем по предмету (блоку предметов). Если в какой-либо сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек. Если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела… Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными. Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях. Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям и они к вам тянутся, то смело идите в учителя.” В ходе второй части занятия студенты мотивировали и рефлексировали проведение диспута. В целом, многие студенты проявили умения быстрого и аргументированного разъяснения собственной позиции, корректного использования достижений научной педагогической мысли, ее творческой реализации, проявления активности, изобретательства и инициативы в ведении, стимулировании и резюмировании итогов дискуссии, способности к критичному и мобильному мышлению, свободному волеизъявлению, честности в суждениях, метафоричным сравнениям и гиперболизации. Перечисленные изменения в поведении, мышлении, общении студентов 1-го курса мы отнесли к первичным проявлениям их профессиональной культуры и компетентности. В связи с тем, что преподавателю пришлось регламентировать деятельность по представлению высказываний отечественных и зарубежных педагогов в первой части занятия, в качестве домашнего задания предлагается сконструировать из цитат книжки-малышки на тему “Учитель и время”. На второй стадии в качестве основного педагогического средства выступают учебные проекты. Например, при реализации учебного проекта “Педагогическая культура” предлагается, во-первых, написание эссе “Я и педагогическая культура”, далее проанализировать подходы к определению сущности данной категории, разработать игру “Путешествие в педагогическую культуру“. Завершение работы над проектом предполагает написание реферата “Педагогическая культура как объект исследования”. Нетрадиционное проведение занятий позволяет субъекту учебного процесса косвенно воздействовать на личностный педагогический опыт будущих учителей. Педагогическая культура формируется из отдельных составляющих профессиональных умений, педагогически грамотного адекватного поведения и педагогического мышления. Таким образом, для развития каждого компонента педагогической культуры используется сочетание игровой, задачной технологий с учебными проектами. 

           2.3 Самовоспитание  в формировании педагогической  культуры учителя 

     Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием"[22; с.39]. Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.). Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха. Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы [9; с.52]. Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни РК находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые "держат" учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы. 

 

     3. Пути совершенствования профессионального мастерства 

     3.1 Самовоспитание и самообразование  профессионального мастерства учителя 

     “Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт.

           Учитель в узком  смысле слова это тот человек, который получил специальность  и обучает людей в учебных  заведениях.

           Он воспитывает  детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально  активную личность; организовывает различные  виды деятельности: просветительскую, оздоровительную” [12; с.72].

     “История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и РК, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

     Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия” [15; с.107].

Информация о работе Карьера Педагогика