Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:49, реферат
Целью курсовой работы является изучение роли самовоспитания в профессиональном формировании личности учителя.
Объект исследования профессиональная подготовка будущих учителей.
Предмет исследования педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Введение
1. Личность педагога как субъекта профессиональной деятельности
1.1 Личностная характеристика педагога
1.2 Профессиональная компетентность личности педагога
1.3 Профессиональный стиль деятельности учителя
2. Формирование самовоспитания профессионального учителя
2.1 Факторы формирования профессиональной личности
2.2 Формы и методы формирования самообразования профессиональной культуры личности учителя
2.3 Самовоспитание в формировании профессиональной культуры учителя
3. Пути совершенствования профессионального мастерства
3.1 Самовоспитание и самообразование профессионального мастерства учителя
2. Формирование самовоспитания профессионального учителя
2.2
Формы и методы формирования
самообразования
В
настоящее время происходит углубление
противоречий между требованиями, предъявляемыми
к личности и деятельности учителя,
и фактическим уровнем
Названные
противоречия обусловливают необходимость
решения связанных с ними проблем
в педагогическом образовании: проблемы
нового целеполагания; проблемы новой
структуры образования; проблемы обновления
содержания образования; проблемы обновления
организационных форм и методов.
Названные проблемы служат основанием
для смены целевых ориентаций,
внедрения системы
Учитель — профессия
массовая. Учить и воспитывать
надо все подрастающее поколение. Возникает
вопрос: сколько юношей и девушек
хотят быть учителями. Одни скажут “много”,
другие — “мало”. И те, и другие по-своему
правы. Те, кто скажут “много”, правы,
потому что, действительно, каждый год
в педагогические вузы поступает много
молодежи. Те, кто считает “мало”, тоже
правы. Во-первых, потому что не все те,
кто поступает в педвуз, хотят стать учителями.
Во-вторых, и это главное, далеко не все
те, кто идут учиться на учителя, могут
им быть. Многим кажется, что профессия
учителя — самая обычная, однако, каждый
из нас запоминает на всю жизнь только
одного или двух педагогов. Тех, кто сыграл
особую роль в какой-то момент нашей жизни;
тех, чьи мудрость и доброта помогли нам
стать хорошими людьми. Поэтому можно
сказать, что профессия учителя уникальна,
ведь не у всех были такие учителя”. Рита
М.: “Каждый день из года в год учитель
входит в класс. Даже один и тот же класс
постоянно меняется: ребята растут почти
в прямом смысле слова не по дням, а по
часам. В классе происходят события, меняются
его настроения, увлечения на протяжении
года, четверти, недели, одного дня и даже
урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь
с ребятами после уроков, вне школы, учитель
сталкивается с чем-то новым. Это требует
от него наблюдательности, анализа, реакции,
каждый раз в чем-то непохожих на те, что
уже были, каждый раз в чем-то уникальных.
Многие годы учитель начальных классов
работает по одним и тем же учебникам,
преподает одни и те же предметы. Но! Каждый
урок не может быть точно таким как предыдущий,
потому что практически он один проводит
целый учебный деть с малышами. Профессия
учителя творческая. Не может быть одинаковых
детей, не может быть одинаковых взаимоотношений
с ними, воздействий на них” [7; с.108]. Ведущий:
“Приведите высказывания отечественных
и зарубежных педагогов, аналогичные словам
А. Дистервега: “Что сталось бы с народом,
с обществом, с государством без его (учителя)
тихой, скромной, трудолюбивой деятельности?
Он один еще не в состоянии все сделать,
но он закладывает основы всему, и без
него тотчас же распространилось бы среди
нас варварство”. Маша С.: Я думаю, что
подойдет цитата Я.А. Коменского “учителями
должны быть люди… честные, деятельные
и трудолюбивые; не только для вида, но
и на самом деле они должны быть живыми
образцами добродетелей, которые они должны
привить другим”. Катя О.: Мне кажется,
что в этом русле делает свое высказывание
Д.И. Менделеев: “К педагогическому делу
надо призывать, как к делу морскому, медицинскому
или тому подобным, не тех, которые стремятся
только обеспечить свою жизнь, а тех, которые
чувствуют к этому делу и к науке сознательное
призвание и предчувствуют в нем свое
удовлетворение…”. Женя К.: В.А. Сухомлинский
писал: “Учитель — это первый, а затем
и главный светоч в интеллектуальной жизни
школьника; он пробуждает у ребенка жажду
знаний, уважение к науке, культуре, образованию”.
(Данный вид работы вызвал интерес у студентов,
однако, процесс цитирования первоисточников
был прерван преподавателем из-за ограниченности
времени занятия) [19; с.132]. Ведущий: “Выделите
основные характеристики, по которым определяли
аналогичные высказывания”. (Ведется
обсуждение, в котором приняли участие
большинство студентов группы). Далее
ведущий выступил сам на тему “Я и профессия”,
придерживаясь следующего плана: почему
я избрал профессию учителя?; как я себя
готовил к профессии учителя?; что я уже
сегодня смогу дать детям?; чего бы мне
хотелось добиться в процессе профессиональной
подготовки в вузе? Дискуссия развернулась
вокруг двух основных вопросов: кто может
стать учителем и кому не надо быть учителем?
Итогом стало соотнесение высказываний
студентов с мнением по этому поводу А.В.
Мудрика: “Если вы талантливы, то сможете
стать учителем, независимо от того, в
чем вы талантливы. Если в какой-то отрасли
знания, то это поможет вам стать выдающимся
учителем по предмету (блоку предметов).
Если в какой-либо сфере искусства, то
это поможет создать для учеников эмоционально
насыщенную атмосферу, в которой так нуждается
каждый человек. Если у вас талантливые
руки, то ваши ученики вырастут настоящими
мастерами какого-либо дела… Если у вас
физически развитое тело, то вы сможете
увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми
и спортивными. Если вы талантливы в общении,
то ваши ученики не будут знать трудностей
в человеческих отношениях. Если вам интересны
люди, то из вас выйдет прекрасный учитель.
Если вы интересны людям и они к вам тянутся,
то смело идите в учителя.” В ходе второй
части занятия студенты мотивировали
и рефлексировали проведение диспута.
В целом, многие студенты проявили умения
быстрого и аргументированного разъяснения
собственной позиции, корректного использования
достижений научной педагогической мысли,
ее творческой реализации, проявления
активности, изобретательства и инициативы
в ведении, стимулировании и резюмировании
итогов дискуссии, способности к критичному
и мобильному мышлению, свободному волеизъявлению,
честности в суждениях, метафоричным сравнениям
и гиперболизации. Перечисленные изменения
в поведении, мышлении, общении студентов
1-го курса мы отнесли к первичным проявлениям
их профессиональной культуры и компетентности.
В связи с тем, что преподавателю пришлось
регламентировать деятельность по представлению
высказываний отечественных и зарубежных
педагогов в первой части занятия, в качестве
домашнего задания предлагается сконструировать
из цитат книжки-малышки на тему “Учитель
и время”. На второй стадии в качестве
основного педагогического средства выступают
учебные проекты. Например, при реализации
учебного проекта “Педагогическая культура”
предлагается, во-первых, написание эссе
“Я и педагогическая культура”, далее
проанализировать подходы к определению
сущности данной категории, разработать
игру “Путешествие в педагогическую культуру“.
Завершение работы над проектом предполагает
написание реферата “Педагогическая
культура как объект исследования”. Нетрадиционное
проведение занятий позволяет субъекту
учебного процесса косвенно воздействовать
на личностный педагогический опыт будущих
учителей. Педагогическая культура формируется
из отдельных составляющих профессиональных
умений, педагогически грамотного адекватного
поведения и педагогического мышления.
Таким образом, для развития каждого компонента
педагогической культуры используется
сочетание игровой, задачной технологий
с учебными проектами.
2.3 Самовоспитание
в формировании педагогической
культуры учителя
Понятие
профессионального
3.
Пути совершенствования профессионального
мастерства
3.1
Самовоспитание и
“Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт.
Учитель в узком смысле слова это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях.
Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную” [12; с.72].
“История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и РК, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия” [15; с.107].