Список контрольных
вопросов по Эйлоарту выглядит так:
- Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
- Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
- Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
- Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
- Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
- Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии:
- газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.;
- теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.;
- различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.;
- переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.;
- эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
- Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
- Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
- Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
- Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
- Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
- Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
- Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
- Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
- Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
- В воображении залезть внутрь механизма.
- Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
- Чья это проблема? Почему его?
- Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
- Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
- Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
Методы
направленного поиска
- Функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера
- Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ - теория решения
изобретательских задач декларировалась
ее автором Г.С. Альтшуллером как альтернатива
многочисленным и малоэффективным методам
активизации перебора вариантов, позволяющая
"превратить процесс решения изобретательских
задач в точную науку". Чем же на самом
деле является ТРИЗ? Каковы ее реальные
возможности и перспективы?
Краткая справка
о классическом ТРИЗ
Теория решения изобретательских
задач появилась в 60-х годах в
СССР.
Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер
(15.10.1926 - 24.09.1998) – писатель-фантаст, инженер,
изобретатель.
ТРИЗ представляет собой набор методов,
объединенных общей теорией. ТРИЗ помогает
в организации мышления изобретателя
при поиске идеи изобретения, и делает
этот поиск более целенаправленным, продуктивным,
способствует нахождению идеи более высокого
изобретательского уровня.
В ТРИЗ в качестве главного направления
впервые стало изучение и использование
в изобретательстве законов развития
технических систем.
Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ
представляет собой ряд последовательных
логических шагов, целью которых является
выявление и разрешение противоречий,
существующих в технической системе и
препятствующих ее совершенствованию.
В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций.
Практическое применение имели модификации
АРИЗ-77 и АРИЗ-85В.
В ТРИЗ используется ряд инструментов
для решения задач. К ним относятся:
- Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
- Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.
- Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.
- Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.
- Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков, Оператор РВС.