Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа
Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения — это эвристическое обучение.
Методы обучения. Эвристический метод
Ведение
Современная педагогика становится все
более гибкой и позволяет родителям
и учителям использовать огромное количество
разнообразных методик
Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель — помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности — гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.
Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.
Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:
личностное целеполагание ученика;
выбор индивидуальной образовательной траектории;
метапредметные основы содержание образования;
продуктивность обучения;
первичность образовательной продукции учащегося;
ситуативность обучения;
образовательная рефлексия.
Часто родители и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.
Задача проблемного обучения —
передача опыта учителя ученику
нестандартным способом (путем постановки
познавательной проблемы). А эвристическое
обучение подразумевает создание учеником
личного опыта. При этом проблемное
обучение часто выступает
Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное — придумать хорошее открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры — составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.
Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно!
Смысл и цели эвристического обучения
“Эвристика”, в переводе с греческого означает “нахожу”, “открываю”. Эвристическую систему обучения широко применял еще Сократ. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.
Метод Сократа развивался и совершенствовался
в трудах великих педагогов. О
необходимости учить детей “
Русский педагог П.Ф. Каптерев пропагандировал применение эври-стической формы обучения в народных школах и считал необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. В начале XX в. мир завое-вывают идеи “учения через деятельность” педагогов-прогрессивистов во-главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Даль-тон-план, а далее— развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.
Надо сказать, что развитие эвристических идей в педагогике не было спокойным и безмятежным. Приговорен к смерти Сократ; изгнан на много лет с родины Ян Амос Коменский, подвергнут жестокой травле за свои сочинения Ж.-Ж. Руссо; отстранен от преподавания на педагогических курсах за издание книги “Педагогическая психология” П. Ф. Каптерев; не допущен чиновниками к работе учителем в Петровско-Хамовническом училище граф Лев Толстой. Борьба между сторонниками свободного образования и приверженцами “государственного заказа” была всегда, продолжается она и теперь. В качестве иллюстрации сказанного приведем слова основоположника: советской психологии Л.С. Выготского, который критиковал ориентацию Л.Н. Толстого на детское творчество: “Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм”. В противоположность Л. Н. Толстому основной задачей образования Л. С. Выготский считал не обеспечение свободы детского творчества, а включение ребенка в социальный опыт человечества: “Подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель”2.
Подобная полемика узнаваема и сегодня, например в попытках противопоставить свободе выбора учеником образовательного пути так называемые образовательные стандарты различных уровней.
Несмотря на продолжающиеся этапы
борьбы между представителями
Между тем есть все основания выделить эвристическое обучение в качестве особого типа и рассмотреть с эвристической точки зрения все основные элементы дидактики — цели, принципы, содержание, формы и методы обучения. Полученная в результате система обучения позволит решать задачи усиления продуктивности образования и индивидуальной самореализации учащихся. Данная тема посвящена попытке представить основные элементы такой дидактической системы
Эвристическая дидактика — это теория обучения, устанавливающая цели, принципы, содержание и технологию такого типа образования, которое обеспечивает создание учениками и учителем образовательных продуктов и построение на этой основе индивидуальных образовательных траекторий в изучаемых областях знаний и деятельности.
Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, “получает знания” и лишь затем применяет их, в том числе и творчески.
Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются “ничейными”, обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.
Открытые или добытые знания ученика не остаются единственным содержанием его образования. Полученный учеником образовательный продукт (идея, вопрос, дефиниция, правило, проблема, гипотеза, опыт, текст, поделка, рисунок и др.) с помощью учителя сопоставляется затем с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается или достраивается. Приращение знаний и опыта сохраняет в этом случае личностный характер. Иногда оно выступает одновременно и общекультурным приращением, поскольку оказывается принципиально новым или, по крайней мере, сопоставимым с уже известными общепризнанными знаниями. Опыт применения эвристического обучения показывает, что около 7 % творческих работ учеников средних и старших классов достойны внимания со стороны специалистов в соответствующих областях человеческой деятельности. Таковыми работами являются детские стихи и сказки, математические задачи, культурологические и естественнонаучные исследования, философские трактаты, музыкальные и живописные произведения (7).
Эвристическое обучение не отрицает
необходимости “передачи” ученикам
информационного материала, его
усвоения и закрепления, т.е. всего
того, что свойственно традиционному
обучению. Меняется лишь роль этого
“даваемого” материала. Он передается
не столько для запоминания и
усвоения, сколько для того, чтобы
ученики использовали его в качестве
условий или среды для создания
собственного творческого продукта.
Учитель выступает здесь в
роли садовника, создающего питательную
среду для выращивания личных
образовательных результатов
Необходимо установить отличие эвристического обучения (или дидактики) от эвристики. Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов. Эвристика находит применение в кибернетике, психологии, криминалистике и других науках.
Эвристическое обучение имеет иную цель — раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения — учеников, учителей, управленцев через деятельность по созданию ими образовательной продукции.
Степень новизны получаемых образовательных результатов для каждого из участников обучения может быть различна. Например, полученный результат может быть нов для ученика и учителя, но известен ученому.
Для ученого новым продуктом может быть методический подход к решению научной проблемы, который предложил школьник. Творческий продукт разработчика учебных программ — это, например, такая структура программы, которая обеспечит как индивидуальную самореализацию учеников, так и эвристическое усвоение ими базовых стандартов.
Внешний образовательный продукт
участника образования
Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных и отчужденных от создателей продуктов деятельности, то эвристическая дидактика ориентирована, прежде всего, на получение и создание внутренних продуктов, т.е. личностных качеств учеников.
К эвристическим личностным качествам ученика относятся: креативные, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные, обеспечивающие сам процесс познания; методологические, позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях — творчестве и познании. Уровень развития данных групп качеств учащихся характеризует результативность эвристического обучения. О развитии у детей тех или иных способностей судят по продуктам их деятельности: созданным образам, придуманным сказкам, нарисованным картинам. Для оценки образовательных результатов каждый ученик сравнивается с самим собой — какие изменения произошли в нем за определенный промежуток времени.