Методы обучения. Эвристический метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных методик обучения — это эвристическое обучение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.28 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Методы обучения. Эвристический  метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Современная педагогика становится все  более гибкой и позволяет родителям  и учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила  ребенку. Одна из популярных инновационных  методик обучения — это эвристическое  обучение.

Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель — помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания. Если говорить более простыми словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.

Эвристическое обучение сочетает в  себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые  знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать  историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт  деятельности — гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно  непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими  аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

личностное целеполагание ученика;

выбор индивидуальной образовательной  траектории;

метапредметные основы содержание образования;

продуктивность обучения;

первичность образовательной продукции  учащегося;

ситуативность обучения;

образовательная рефлексия.

 

Часто родители и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

Задача проблемного обучения —  передача опыта учителя ученику  нестандартным способом (путем постановки познавательной проблемы). А эвристическое  обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы  его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем.

Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное —  придумать хорошее открытое задание. К примеру, на уроке физики можно  предложить ученику сконструировать  прибор (хотя бы на бумаге), на уроке  обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры —  составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц.

Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно  и нужно. Ребенку всегда приятно  чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие  открытия были сделаны совершенно случайно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл и цели эвристического обучения

“Эвристика”, в переводе с греческого означает “нахожу”, “открываю”. Эвристическую  систему обучения широко применял еще  Сократ. Путем особых вопросов и  рассуждений он помогал собеседнику  самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.

Метод Сократа развивался и совершенствовался  в трудах великих педагогов. О  необходимости учить детей “открывать источники и выводить оттуда различные  ручейки” писал в “Великой дидактике” Ян Амос Коменский. Педагогику естественного воспитания, опирающуюся на природосообразное развитие ребенка создавал Ж.-Ж. Руссо. “Единственный метод образования есть опыт” — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы для крестьянских детей.

Русский педагог П.Ф. Каптерев пропагандировал применение эври-стической формы обучения в народных школах и считал необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. В начале XX в. мир завое-вывают идеи “учения через деятельность” педагогов-прогрессивистов во-главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Даль-тон-план, а далее— развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.

Надо сказать, что развитие эвристических  идей в педагогике не было спокойным  и безмятежным. Приговорен к смерти Сократ; изгнан на много лет с  родины Ян Амос Коменский, подвергнут жестокой травле за свои сочинения Ж.-Ж. Руссо; отстранен от преподавания на педагогических курсах за издание книги “Педагогическая психология” П. Ф. Каптерев; не допущен чиновниками к работе учителем в Петровско-Хамовническом училище граф Лев Толстой. Борьба между сторонниками свободного образования и приверженцами “государственного заказа” была всегда, продолжается она и теперь. В качестве иллюстрации сказанного приведем слова основоположника: советской психологии Л.С. Выготского, который критиковал ориентацию Л.Н. Толстого на детское творчество: “Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм”. В противоположность Л. Н. Толстому основной задачей образования Л. С. Выготский считал не обеспечение свободы детского творчества, а включение ребенка в социальный опыт человечества: “Подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель”2.

Подобная полемика узнаваема и  сегодня, например в попытках противопоставить свободе выбора учеником образовательного пути так называемые образовательные стандарты различных уровней.

Несмотря на продолжающиеся этапы  борьбы между представителями личностно- и государственно-ориентированной педагогики, эвристические формы развиваются и обогащаются. Из современных эвристических технологий известна система Г.С. Альтшуллера и его последователей (1). Имеются разработки по педагогике (2;4) и психологии (3) творческого обучения. Однако комплексной теории эвристического обучения для общеобразовательной школы пока не разработано. Это объясняется не столько малыми возможностями эвристики, сколько консерватизмом практики и традиционной заданностью дидактических основ школьного образования. От учителей и учеников, как правшу, требуется исполнять предписанное, а не открывать свое.

Между тем есть все основания  выделить эвристическое обучение в  качестве особого типа и рассмотреть  с эвристической точки зрения все основные элементы дидактики  — цели, принципы, содержание, формы  и методы обучения. Полученная в  результате система обучения позволит решать задачи усиления продуктивности образования и индивидуальной самореализации учащихся. Данная тема посвящена попытке  представить основные элементы такой  дидактической системы

Эвристическая дидактика — это  теория обучения, устанавливающая цели, принципы, содержание и технологию такого типа образования, которое обеспечивает создание учениками и учителем образовательных  продуктов и построение на этой основе индивидуальных образовательных траекторий в изучаемых областях знаний и  деятельности.

Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно  предполагает изменение общепринятого  смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале  осваивает опыт прошлого, “получает  знания” и лишь затем применяет  их, в том числе и творчески.

Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются “ничейными”, обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.

Открытые или добытые знания ученика не остаются единственным содержанием  его образования. Полученный учеником образовательный продукт (идея, вопрос, дефиниция, правило, проблема, гипотеза, опыт, текст, поделка, рисунок и др.) с помощью учителя сопоставляется затем с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается или достраивается. Приращение знаний и опыта сохраняет в этом случае личностный характер. Иногда оно выступает одновременно и общекультурным приращением, поскольку оказывается принципиально новым или, по крайней мере, сопоставимым с уже известными общепризнанными знаниями. Опыт применения эвристического обучения показывает, что около 7 % творческих работ учеников средних и старших классов достойны внимания со стороны специалистов в соответствующих областях человеческой деятельности. Таковыми работами являются детские стихи и сказки, математические задачи, культурологические и естественнонаучные исследования, философские трактаты, музыкальные и живописные произведения (7).

Эвристическое обучение не отрицает необходимости “передачи” ученикам информационного материала, его  усвоения и закрепления, т.е. всего  того, что свойственно традиционному  обучению. Меняется лишь роль этого  “даваемого” материала. Он передается не столько для запоминания и  усвоения, сколько для того, чтобы  ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает здесь в  роли садовника, создающего питательную  среду для выращивания личных образовательных результатов всеми  учащимися. Главные же результаты их образования не транслируются им извне, а появляются как бы изнутри  в соответствии с индивидуальными  особенностями учеников.

Необходимо установить отличие  эвристического обучения (или дидактики) от эвристики. Эвристика в общепринятом понимании — это наука о  творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно  новых результатов. Эвристика находит  применение в кибернетике, психологии, криминалистике и других науках.

Эвристическое обучение имеет иную цель — раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения —  учеников, учителей, управленцев через  деятельность по созданию ими образовательной  продукции.

Степень новизны получаемых образовательных  результатов для каждого из участников обучения может быть различна. Например, полученный результат может быть нов для ученика и учителя, но известен ученому.

Для ученого новым продуктом  может быть методический подход к решению научной проблемы, который предложил школьник. Творческий продукт разработчика учебных программ — это, например, такая структура программы, которая обеспечит как индивидуальную самореализацию учеников, так и эвристическое усвоение ими базовых стандартов.

Внешний образовательный продукт  участника образования обеспечивает получение им,, внутреннего продукта — изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности и других личностных качеств. Этот внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, который обеспечивает эвристическая дидактика.

Таким образом, если эвристика имеет  целью создание внешних материализованных  и отчужденных от создателей продуктов  деятельности, то эвристическая дидактика  ориентирована, прежде всего, на получение  и создание внутренних продуктов, т.е. личностных качеств учеников.

К эвристическим личностным качествам  ученика относятся: креативные, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные, обеспечивающие сам процесс познания; методологические, позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях — творчестве и познании. Уровень развития данных групп качеств учащихся характеризует результативность эвристического обучения. О развитии у детей тех или иных способностей судят по продуктам их деятельности: созданным образам, придуманным сказкам, нарисованным картинам. Для оценки образовательных результатов каждый ученик сравнивается с самим собой — какие изменения произошли в нем за определенный промежуток времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методы обучения. Эвристический метод