Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Работа содержит 1 файл

Реферат Эстетическое воспитание.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

 

Определение цели и задач программы

 

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится социум и каждый педагог - ключевой вопрос в педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога.

 

Педагог несет ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неверно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

 

Целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме:

 

каковы общие цели системы организации летнего отдыха школьников, содержащиеся в государственных документах;

 

каковы особенности целей организации летнего отдыха в регионе, городе, лагере;

 

какие задачи решала образовательно-воспитательная и оздоровительная работа в прошлом году, успешность их выполнения;

 

к решению каких задач подошел коллектив лагеря на данном этапе;

 

какова готовность педагогического коллектива к решению ближайших задач;

 

какие цели и задачи решала программа лагеря в прошлом году;

 

к решению каких задач подошел коллектив лагеря на данном этапе работы;

 

какова готовность педагогов к решению ближайших задач.

 

Цель как философская категория означает мысленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятельности человека, коллектива или всего общества. Цель программы - это сжатая формулировка планируемого результата, идеальная модель результата деятельности (чего хотим добиться, внедрив эту программу). В определения цели программы подсказку дает виды (профиль) деятельности детей в лагере.

 

Важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованной работы.

 

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

 

Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

 

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели - это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г.Гладких). Гармония, согласованность целей - это показа­тель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.

 

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

 

цель личности - цель отряда - цель лагеря - цель образовательно-воспитательного пространства города (региона);

 

перспективная цель лагеря - цель ближайшего этапа в работе - цель дела - цель конкретного действия.

 

Одна из реальных проблем, встающих перед разработчиками программ, - определение не только цели, но и задач воспитания и развития. Цель и задачи соотносят как целое и части. Задачи можно определить как выражение цели.

 

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т.д.

 

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, задача включает в себя 3 компонента: цель, условия, действия.

 

Педагогическая задача = цель + условие + действие

 

Например: развитие познавательных интересов подростков в процессе проведения коллективных познавательных дел.

 

Пример определения цели и задач в программе лагеря:

 

Цель: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства

 

Задачи:

 

Организовать деятельность учащихся по овладению навыками и умениями работы с различными материалами.

 

Обеспечить реализацию поэтапности процесса освоения знаниями и овладения приемами деятельности.

 

Познакомить детей с правилами основ композиционного решения.

 

Дать информацию о народных промыслах Елабуги и Татарстана.

 

Выявить и развивать творческие способности учащихся и др.

 

Задачи, таким образом, конкретизируют цель и представляют собой промежуточные звенья, необходимые для ее достижения.

 

Разработка программы

 

Программа должна обладать определенными качествами. Выделяют 7 таких качеств:

 

Актуальность, т.е. свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего учреждения проблем, решение которых в совокупности может дать максимально полезный эффект.

 

Прогностичность, т.е. свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения в условиях ее деятельности.

 

Рациональность, т.е. свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсов позволяют получать максимально полезный результат.

 

Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, т.е. между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.

 

Целостность – свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

 

Контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты) таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

 

Чувствительность к сбоям – это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой (В.С. Лазарев и др.)

 

Структурно программа может выглядеть следующим образом:

 

1. Пояснительная записка (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы).

 

2. Адресаты программы.

 

3. Концептуальные основы программы:

 

А) Проблемный анализ состояния оздоровительного учреждения. В этом разделе программы разработчики проводят изучение результатов педагогического процесса за последние 2-3 года и особенностей его организации. Практика показывает, что комплексное, целостное изучение всех результатов и процессов в воспитательной системе осуществить крайне трудно. Поэтому авторы программ, как правило, делают акцент на наиболее важных для них аспектах, предварительно согласовав их значимость. Возможен вариант первичной диагностики (когда выявляется «поле проблем») и вторичной, когда проблемы конкретизируются и уточняются. Проблемный анализ завершается фиксацией конкретных, четко сформулированных проблем.

 

В проблемном анализе важно выявить не только недостатки педагогического процесса, но и показать эффективный, положительный опыт воспитательной, оздоровительной и управленческой деятельности. Определять стратегию совершенствования деятельности целесообразно, соотнося положительные и отрицательные результаты. В этом случае выстраиваются две равноценные логики рассуждений: «Мы будем развивать положительные стороны, и тогда отрицательные будут уменьшаться» и «Мы будем активно бороться с проблемами и тогда произойдет повышение качества оздоровления и воспитания».

 

Б) Концепция лагеря.

 

3. Цель и задачи программы.

 

4. Содержание и механизм реализации. Здесь должны быть представлены подпрограммы (проекты, модули) работы с детьми, воспитателями и обслуживающим персоналом по этапам (подготовительному, организационному, основному, заключительному).

 

5. Организационная структура смены (лагеря).

 

6. Необходимые условия реализации (ресурсное обеспечение программы):

 

а) кадровое обеспечение.

 

б) материально-техническое (и финансовое) обеспечение.

 

в) научно-методическое обеспечение

 

г) нормативно-правовое обеспечение.

 

Под научно-методическим обеспечением нами понимается комплекс целенаправленных действий по формированию в педагогическом коллективе единых представлений:

 

об особенностях педагогической деятельности в лагере;

 

специфике временного детского объединения;

 

о характере взаимоотношения взрослого и детского коллективов в течение смены;

 

о способах проектирования деятельности в рамках осуществляемых образовательных и комплексных программ;

 

о критериях оценки эффективности тех или иных используемых методик, а так же реализации тематических программ в целом;

 

о взаимообусловленности различных составляющих воспитательного процесса;

 

о возможных проблемах в ходе профессионального взаимодействия и оптимальных путях их преодоления.

 

7. Ожидаемые результаты программы.

 

8. Использованная (и рекомендуемая) литература

 

Разработанная программа лагеря проходит экспертизу на уровне окружного или городского экспертных советов и после этого, при положительном заключении, реализуется в педагогическом процессе данного учреждения.

 

По данной программе составляется план действий (план работы лагеря на смену (смены), планы работы отрядов (детских объединений).

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ НА СМЕНУ

 

 

 

АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ СМЕНЫ.

 

 

 

Совместная жизнедеятельность детей и педагогов в ДОЛ осуществляется в трех периодах смены: организационный, основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации.

 

 

Период              

Задачи              

Предлагаемые

формы работы

 

Организационный             

1.   Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

 

2.  Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

 

3.   Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

 

4.   Определение места (статуса) в коллективе;

 

5.   Формирование умения найти "золотую середину" между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

 

6.   Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

 

7.   Формирование групповых норм, ценностей и традиций              

1.   Игры на знакомство

 

2.   Экскурсия по лагерю

 

3.   Игра на территории

 

4.   КТД

 

5.   Формы работы с группами переменного состава

 

6.   Выбор названия и других отличительных особенностей отряда

 

 

 

7.  Установление традиций в отряде

 

Основной              

1.. Моделирование ситуации успеха;

 

2.. Предоставление свободы выбора;

 

3.. Создание положительного эмоционального настроя;

 

4.. Создание условий для активности ребенка;

 

5.. Поддержание положительного эмоционального настроя;

 

6.. Организация взаимодействия;

 

7.. Поддержание групповых норм              

1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников

 

2.. Совместное планирование, проведение дел.

 

3.. Организация равноправного диалога с детьми

 

4. Совместное обсуждение возникающих проблем

 

Заключительный              

1.   Организация подведения итогов смены;

 

2.   Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.);

 

3.   Реализация вышеперечисленных знаний и умений;

 

4.   Организация личной рефлексии;

 

5.   Организация групповой рефлексии              

1.   Формы подведения итогов смены: вечерний разговор "Расскажи мне обо мне"; забор; награждение

 

2.   Выставки творческих работ

 

3.   Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям)

 

 

 

 

Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

 

Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.

 

Предлагаемый алгоритм работы вожатого в течение всей смены:.

 

- ознакомление - включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы .

Информация о работе Эстетическое воспитание