Эстетическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Работа содержит 1 файл

Реферат Эстетическое воспитание.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

 

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

 

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

 

Выделим такие новые функции детских летних оздоровительно-образовательных центров, как: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно -профилактическую.

 

2. Разработка нормативно-правовой базы в организации летнего отдыха детей. В настоящее время отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельность подобных учреждения. Но еще в 1995 г. был разработан проект Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, согласно которому деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

 

Основными задачами учреждения в проекте общего Положения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

 

Проектом общего Положения устанавливается, что деятельность учреждения основывается на следующих принципах:

 

безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

 

приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

 

гуманный характер отношений и оздоровительно -образовательных программ;

 

конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

 

единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

 

Данный проект до сих пор не утвержден, реально действующим законодательным документом является «Положение о детском оздоровительном лагере» от 1990 г., который не регулирует правового поля, не отвечает потребностям структурно-организационной деятельности, не определяет психолого-педагогических стратегий и технологических линий детских оздоровительных центров. Справедливо будет отметить наличие и других нормативных актов и документов, которые косвенно или непосредственно затрагивают данную сферу. Особенно важным стало принятие Федерального закона «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в 1998 г., который определил задачи организации оздоровления детей как приоритетные и поставил вопрос о разработке минимальных социальных стандартов в сфере отдыха и оздоровления всех детей, и особенно детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации». Тем не менее совершенно очевидно, что актуальной задачей сегодняшнего дня является разработка новой современной нормативно-правовой базы для организации отдыха и оздоровления детей.

 

3. Изменение приоритетных целей и направлений в сфере организации летнего отдыха детей. В разные годы целевые установки детского отдыха сменяли друг друга. В детских лагерях необходимо было «обучать детей ремеслу», «осуществлять военную подготовку», «воспитывать борцов за дело Коммунистической партии», «обеспечивать прирост в весе и росте пионеров» и т.д. Определение лагеря как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает все же здоровье ребенка - физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды - адаптивный и здоровьесберегающий.

 

Адаптивный характер оздоровительно-образовательной среды определяет ее предназначение содействовать образованию здоровой личности.

 

Содействие образованию здоровой личности означает:

 

физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития ребенка;

 

психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умением отдать и взять у другого, быть одному и быть среди людей, любовью к себе и любовью к другим и т.д.);

 

психологическое оздоровление как «интеграл жизнеспособности» и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития.

 

Изменив расположение слов в базовом словосочетании, мы получаем конструкт «среда образования», который позволяет рассматривать среду как место создания нового «образа» - образа здорового человека.

 

4. Критериями эффективности оздоровительно-образовательной среды являются компетентности, формируемые и развиваемые у детей и подростков в условиях лагеря: физическая, коммуникативная, эмоциональная.

 

Физическая компетентность - способность человека управлять своей физической природой с целью актуализации резервных потенциалов, дифференцированно использовать актуализированные биологические и физиологические резервы систем организма в целом в условиях реального времени соразмерно с заданными пространственными и временными параметрами для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, социальных функций и здоровья в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

 

Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека в области коммуникативных действий, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.

 

Эмоциональная компетентность - способность человека к саморегуляции личностной эмоциональной сферы. Основными аспектами данной проблемы являются:

 

- его умение осознавать и оценивать себя (свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития);

 

- актуализация положительных эмоциональных состояний (удовлетворение интеллектуальных потребностей; мотивация достижения; ощущение радости от успеха, новых открытий; предвкушение интересной работы, общения, игры, праздника; бодрое настроение и т.д.);

 

- нейтрализация негативных состояний (неуверенность в собственных силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);

 

- развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, осознание психических состояний, рефлексия на фоне релаксации (противодействие отрицательным эмоциям, стрессам);

 

- формирование навыков управления эмоциональными состояниями, навыков психологической защиты, навыков анализа собственных эмоциональных состояний.

 

4. Программно-вариативный подход к организации деятельности, в последнее время приобретающий все большее число сторонников как среди ученых (А.В. Волохов, М.И. Рожков, И. Фришман и др.), так и среди практиков - признанных лидеров программной деятельности, действующих в рамках одной или нескольких программ, имеющихся в арсенале.

 

Вариативно-программный подход является наиболее эффективным в условиях оздоровительно-образовательной среды в силу ряда причин:

 

во-первых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность содержания деятельности. Субъект деятельности (ребенок) имеет возможность выбирать, чем ему заниматься летом, в каникулы, в свободное время. Свобода выбора обуславливает свободу времени (свободное время – «я делаю то, что хочу»), а соответственно, отсутствие «прессинга» взрослых. Взрослый в данной ситуации оказывается в позиции сопровождения детской жизни и может рассчитывать на «незаметное», а следовательно, и более эффективное воздействие. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка (а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия) происходит развитие лучших нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, помнить о приоритетности развития ребенка - не навязывать, а сопровождать. По сути дела, умение ненавязчиво помогать ребенку в решении его личных проблем, эмоционально и психологически поддержать его и определяет его адаптацию вообще и в частности;

 

во-вторых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность оздоровительно-образовательной среды, снимает проблему однообразия жизненных стилей, «застроенности» коммуникативных связей и отношений;

 

в-третьих, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность личности ребенка. Это означает, что при наличии свободы и возможности многократности выбора ребенок попадает в ситуацию выбора, что само по себе является отдельной историей. Для нас же важно, как ребенок ведет себя в данном выборе - можно выбирать то, что легко и просто, не вызывает сложностей в действии, - отсюда однозначная позиция адаптивной активности, а соответственно, и актуализации тех адаптивных ресурсов, которые уже прошли свою адаптацию, и ребенок не боится данного относительно нового. Можно выбирать то, что является принципиальной проблемой в преодолении, вызывает смятение, но побуждает к активному действию.

 

Какова логика построения программы? Принципиальным в логике построения вариативных программ развития оздоровительно-образовательной среды являются:

 

непременный оздоровительный эффект на уровне как физического, так и социально-психологического компонента;

 

динамика продвижения всего комплекса программ как единого целого и внутренняя динамика каждой из программ;

 

интеллектуальное наполнение программ, где знание не выступает в виде готового результата, или формулы, или алгоритма, - оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом интеллектуального освоения;

 

симбиоз различных методологических, технологических, содержательных стратегических направлений при ведущей доминанте одного их видов деятельности.

 

5. Нетрадиционные формы организации образования и оздоровления детей. Формы, используемые в оздоровительно-образовательных средах, обладают тем потенциалом, который опосредованно способствует ребенку в приобретении физических навыков, ощущений и в результате - компетентностей. Причем к данному процессу привлечен любой, в том числе абсолютно «неспортивный», ребенок.

 

Принципиальными отличиями форм деятельности, используемых в оздоровительно-образовательных средах, являются их:

 

нетрадиционный, свободный (необязательный) характер организации, отличающий их от уроков, тренировок или соревнований;

 

интегративность , позволяющая сочетать «несочетаемые» линии и направления, например физкультуру и познавательную деятельность, спорт и творчество или спорт и экономику.

 

рекреационность деятельности, которая для ребенка приемлема и интересна, это возможность в период летних каникул «погулять», «ничего не делать», «поиграть».

 

игровая основа, определяющая динамику развития форм деятельности, их сюжетность. Обозначим лишь некоторые из форм: а) интеллектуально-спортивные; б) спортивно-творческие; в) социальные; г) сюжетно-ролевые; д) организационно-деятельностные.

 

Понятно, что не всегда форма работы в ее «чистом» физкультурном виде приносит желаемые результаты, так как зачастую уже предполагает наличие какого-либо навыка – «бегать, прыгать, играть в футбол и т.д.».

 

Поэтому более эффективными формами являются именно те, которые позволяют ребенку не чувствовать себя «неуклюжим, толстым, высоким», а способствуют ненавязчивому приобретению им новых навыков и получению достижений. Остановимся подробнее на обозначенных формах:

 

Интеллектуально-спортивные программы - такие программы, когда происходит командное участие спортсменов и интеллектуалов в тех или иных испытаниях, каждое их которых состоит из спортивного и интеллектуального этапов, а победа зависит от успешности прохождения каждого из них. Темы интеллектуальных этапов могут быть различными - спорт, кино, музыка, география и т.д. Соответственно, спортивные испытания в формах пересекаются с интеллектуальным этапом. Примеры таких программ – «Эко-марафон», «СпортАрт», «За семью морями» и др.

 

Спортивно-творческие программы в своей основе предполагают использование технологии мастер-классов, игровое взаимодействие в которых построено на обучении и демонстрации полученных умений. Организация мастер-классов выстраивается в круговом движении из одного в другой, обучении в том или ином мастер-классе в течение определенного времени, демонстрации, рейтинговой самооценке полученных умений и оценке мастера. Примеры мастер-классов: классы «фристайла», «хип-хопа», «телесотерапии», «самодиагностики и саморегуляции», «классический» и др.

 

Социальные программы - это такие программы для подростков, которые в первую очередь связаны с проблемами здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Основное содержание таких программ включает в себя социальные акции «STOP AIDS», правовые акции «У меня есть право?», акции отказа от вредных привычек, ролевые игры и конкурсные программы «Суд над вредными привычками», «Академия здоровья»; тренинги «Спасибо-нет», «Марионетка», ответственного поведения, акции альтернативных действий, проблемные столы и дискуссии «Ты и только ты выбираешь», «Что делать?».

 

Сюжетно-ролевые программы, сегодня широко используемые в педагогике, все чаще и чаще обращаются к физкультуре и спорту в качестве основного доминирующего направления в выборе конкретных форм. Например, в игре «Мушкетеры» пиком всех событий становятся игры на местности по сюжету романа «Подвески королевы», в основе которых - элементы известных «Зарниц», где между собой сражаются гвардейцы и мушкетеры; в игре в «хоббитов» динамика игры выстраивается в соответствии с сюжетом и является приключенческой программой, в основе - препятствия, традиционные для спортивно-туристических форм работы: кочки, переправа, ориентирование, преодоление которых позволяет обрести «Великое кольцо и предотвратить войну». Играя в «Волшебника Изумрудного города», команды малышей совершают «поход в Изумрудный город», попадая в различные игровые ситуации, сражаются (где игровым оружием становятся резиновые и теннисные мячи, скакалки, кегли и т.д.) и побеждают, перетягивая канат, преодолевая бревно, подползая под веревкой или перепрыгивая через нее (См. Тазиев С.Ф. «Остров Надежды» -технология экологического воспитания. Елабуга, 1990 г.).

Информация о работе Эстетическое воспитание