Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:24, контрольная работа
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
3. Организационный уровень.
Какие организационные формы оказались ведущими в процессе достижения педагогических целей. Какие структуры, органы самоуправления были созданы, кто инициировал их появление. Какое организационное обеспечение потребовалось от организаторов для достижения результата. Какие отношения складывались в процессе совместной деятельности, как они анализировались и корректировались. Какие формы кадровой подготовки были использованы в процессе подготовки, проведения и анализа итогов проекта. На каком уровне в целом, авторы оценивают организационную работу по программе
4. Обеспечивающий уровень.
Какие информационно-методические материалы были использованы в процессе реализации программы. Какими программами пользовались участники. Были ли в процессе работы созданы новые программные материалы. Какие формы методического обеспечения были особенно необходимы для участников программы. Как они осуществлялись, кем и в каком объеме. Укажите основные информационные источники обеспечения для участников программы. Кто их реализовывал.
Особенности материально-технического обеспечения проекта, возникшие в процессе его реализации. Насколько полно они были отражены при планировании (в тексте программы первоначально). Опишите структуру финансового обеспечения программы: источники финансирования, статьи расходов, проблемы, возникающие при реализации сметы.
5. Интегральный уровень.
Ключевое понятие в описании: данного уровня «интеграция». Насколько полно и в каких, формах происходило взаимодействие внутренних организационных структур. Какие отношения складывались с внешними структурами (другими организациями, учреждениями, отдельным лицами), в каких формах объемах они осуществлялись, с какой частотой, достаточен ли был их уровень. Какие проблемы зафиксировали авторы в ходе реализации своей программы на уровне отдельного участника, структурной группы, организации в целом. Что необходимо сделать в будущем для их решения. Какие проблемы возможно решать теперь, с учетом опыта реализации данного проекта. Каково в целом последействие программы. В чем ее смыслы авторы видят теперь, после ее реализации. Перспективы развития деятельности лагеря.
Итоги аналитического этапа используются при создании пояснительной записки (преамбулы, актуализатора) следующей программы деятельности организации. Проблемы, зафиксированные в них, являются основой целеполагания для будущих проектов и программ.
Такой уровень цикличности описания и анализа деятельности является достаточным для качественного осуществления проектов развития любой педагогической системы.
Обоснование актуальности разрабатываемой программы.
Актуальность - это свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего состояния детского образовательно-воспитательного учреждения проблем, решение которых в совокупности может дать максимально полезный эффект.
Актуальность темы смены или профиля лагеря определяется потребностями практики и пробелами в разработке программ, иначе говоря, - наличием научно-практической проблемы. В свою очередь, проблема есть осознание отсутствия или неполноты знаний для успешного решения определенной практической задачи. Когда эту возникшую в социальной практике задачу не удается решить с помощью известных мер, когда не дают результата попытки организационных усовершенствований, возникает запрос на выработку новых, научно обоснованных подходов, на новые проекты и программы.
Порядок определения актуальности разрабатываемой программы:
Осмысление темы, основных понятий: «профильный (оздоровительный, пришкольный) лагерь», «концепция», «программа», «проект», «цель и задачи», «содержание», «форма работы», «метод» и т.д.
Библиографический поиск по проблематике.
Изучение и анализ литературных источников и социально-педагогической практики (программ лагерей, проектов, докладов об итогах деятельности лагерей и т.п.). Изучение научно-методической литературы - сложный и достаточно длительный процесс, в ходе которого автор-разработчик программы лучше осознает цель и задачи предстоящей работы в лагере, современное состояние проблемы, выявляет ее недостаточно разработанные аспекты, сравнивает разные точки зрения по одному и тому же вопросу, знакомится с различными методиками организации деятельности лагеря, вырабатывает свой взгляд на проблему.
Исследование социального заказа (отраслевого стандарта «Услуги отдыха и оздоровления детей, федеральных и республиканских концепций, программ организации летнего отдыха школьников и др.), запросов и ожиданий школьников от системы организации их летнего отдыха.
Любая проблема, существующая в учреждении или системе, может быть описана с помощью таких основных ее характеристик, как:
- сущность или содержание проблемы;
- организационное и физическое нахождение проблемы (В каком коллективе выявлена? Как распространена? Кого затронула?);
- владение проблемой (Какая она: открытая или закрытая: знакома всем или только группе лиц? Кто затронут проблемой и более всего заинтересован в ее решении?);
- величина проблемы (Как она влияет на людей? Насколько важна для всего коллектива? Что получит учреждение от ее решения?);
- временные рамки проблемы (С какого времени существует? Какова ее тенденция: стабилизируется ли, усиливается ли, ослабевает ли?).
Существует один распространенный недостаток, когда вместо обоснования актуальности конкретной темы (профиля) указывается на актуальность организации летнего отдыха школьников в целом.
Возможна и такая ситуация: решение практической задачи существует в виде передового педагогического опыта. Но его простое заимствование и механическое копирование не дадут должного результата, потому что, как очень точно заметил К.Д. Ушинский, «передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт». Следовательно, необходимы анализ и обобщение этого опыта, открытие лежащих в его основе закономерностей, выявление заключенных в нем принципиальных идей.
В связи с требованием актуальности встает вопрос о научной новизне предполагаемой программы и ее практической значимости. Здесь можно отметить два полярных подхода:
а) программа может в принципе не содержать никакой научной новизны, это работа чисто имитирующая научный поиск, в ней возможно лишь «субъективно новое», то есть новое для самого педагога, а не для науки;
б) каждая программа обязана быть открытием, прорывом в неизвестное и должна полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к научной работе.
На наш взгляд, ни с одной из этих точек зрения полностью согласиться нельзя. Конечно, от программы наивно требовать научных открытий (они есть не в каждой кандидатской диссертации). Педагоги в процессе разработки программы действительно зачастую как бы «переоткрывают» уже известное науке. И тем не менее, результаты их работы способствуют пополнению научных знаний в виде конкретизации известного применительно к новым условиям, ранее не изученным контингентам и возрастным категориям, в виде какого-либо уточнения, дополнения или, скажем, обновления фактического материала.
ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
В сфере организации летнего отдыха школьников существуют следующие виды программ:
Модифицированная или адаптированная программа - форма, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности лагеря, нестандартностью индивидуальных результатов оздоровления и воспитания. Обычно в основе таких программ лежат уже разработанные и внедренные кем-то и где-то программы детских лагерей.
Экспериментальная программа - форма с изменением содержания, организационно-педагогических основ и методов оздоровления и воспитания; предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; по мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете данная форма переходит в статус авторской.
Авторская программа - форма, полностью написанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы организации летнего отдыха школьников, обязательно отличается новизной, актуальностью; содержит гипотезу и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера форм организации образовательно-воспитательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материально-техническими, кадровыми и пр.) и средствами дополнительного образования и воспитания.
Сегодня система организации летнего отдыха школьников ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.
В определении понятия «инновация» в мировом масштабе можно выделить основные два подхода, когда:
- Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
- Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
В настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло».
Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему:
Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Это позволяет выделить основные свойства инновации:
научно-техническая новизна;
практическая воплощенность, т.е. использование, например, в образовании;
коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике услугах или процессах. Только реализованные в деятельности новые идеи называются инновациями. То есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности.
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений.
В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:
Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-педагогических разработок, иные научно-педагогические результаты.
Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация.
Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных услуг или технологий в новых местах и условиях.
Таким образом, способом и средством реальной разработки экспериментальных (авторских) программ является инновационный процесс. Инновационный процесс в таком образовательно-воспитательном учреждении, как детский лагерь, – это новшество, нововведение, предполагающее сознательное включение в систему дополнительного образования и воспитания детей в условиях каникул чего-то нового (это может быть новая программа, новая технология, новая система оценки личностных достижений учащихся, новая система управления т.д.).
Инновация – вновь созданная посредством творческой деятельности реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции. Традиции и инновации ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций.
Разработка концепции лагеря
Концепция – это предположение о путях решения проблемы (которую стараются разрешить разработчики программы), содержащее объяснение причинно-следственных зависимостей, требующее доказательства, эмпирической проверки. Концепция - это описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности лагеря. Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности лагеря. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.
Концепция, как правило, включает:
Общие подходы к деятельности.
Анализ сложившейся ситуации.
Описание образа желаемой ситуации (видение, идеи).
Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности.
Обозначение основных направлений деятельности.
Перечисление и краткая характеристика ведущих программ и проектов деятельности.
Концепция – это понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел; основные теоретические положения.
Концепция должна быть конкретной и четкой, вытекающей из проблемного анализа. В ней описываются основные пути решения поставленных проблем (с учетом имеющегося научно-педагогического опыта); предлагается структура нового (обновленного) образовательно-воспитательного процесса, где показываются особенности реализации заявленных идей в условиях лагеря и его детских объединений.