Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:36, курсовая работа
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников и младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание старших дошкольников и младших школьников.
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, ритмопластики.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей предшкольных групп на базе Детского центра эстетического развития г. Павлодара.
Провести работу по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами искусства.
Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» . Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.
Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Наконец,
третий учебный предмет
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.
Занятия изобразительным
Изобразительное искусство
Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности .
Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Между
тем, урок - это не единственная форма
знакомства детей с искусством. Именно
внеклассная и внешкольная
Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» . Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».
Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.
Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной главе я представляю исследование, проведенное мною с целью выявления возможностей искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников в условиях детского сада нового типа – Детского центра эстетического развития.
При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.
Педагогический эксперимент проводился в предшкольных группах : подготовительная «А», подготовительная «Б» и подготовительная «В».В эксперименте участвовало 54 человека.
Выявление возможностей искусства, как основного средства эстетического воспитания старших дошкольников, явилось предметом настоящего исследования.
Основным
методом исследовательской
В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое восприятие различных видов искусства (музыки, живописи, художественной литературы, театра, ритмопластики) позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.
Исходя
из гипотезы, я выдвинула следующие
задачи исследования: выявить интерес
старших дошкольников к искусству
и проверить эффективность
Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный.
В
ходе подготовительного этапа
Эта работа привела к следующим результатам.
Искусство как средство эстетического воспитания в Детском центре реализуется на занятиях художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театра, ритмопластики).
Эстетическое воспитание – это органическая часть всего учебно – воспитательного процесса, что в условиях школы реализовать практически трудно..
Большие возможности в решении этих задач для детей дошкольного возраста имеет эстетический цикл: художественная литература, музыка, основа изобразительного искусства, театр, ритмопластика. Эти предметы в силу специфики своего содержания способны формировать внутренний мир детей.
Учебная
деятельность этого цикла во взаимосвязи
с кружковой работой
Ориентированные на художественно- продуктивную деятельность детей предметы эстетического цикла способствуют формированию эстетического сознания, потребности творческих исканий, стимулируют стремление к продуктивной самореализации личности ребенка.
Традиционно сложившаяся методика обучения не позволяет в полной мере развить творческие способности детей, т.е. суть традиционного обучения детей заключается в следовании дошкольника за педагогом и не предусматривает поиска, творчества, инициативы, что и в условиях массовой школы имеет постоянное место.
Исходя
из выше сказанного, в Детском центре
решен вопрос: «Как изменить традиционное
обучение, чтобы обеспечить развитие
ребенка, направленное на формирование
творческой личности через предметы эстетического
цикла». Ответ на данный вопрос нашли в
теоретической базе учебно-воспитательного
процесса по художественно - эстетическому
развитию.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА НАПРАВЛЕНА:
ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ: (что в условиях школьного обучения на сегодняшний день сделать практически невозможно)
Занятия ------ кружки, студии -------- самостоятельная художественная деятельность.
Обучение направлено на глубокое эмоциональное воздействие на детей через эстетический цикл.
В вариативную часть базисного плана введено занятие «Уроки театра», где чередуются занятия по актерскому мастерству), дети осваивают разнообразные средства выразительности) с занятиями по кукловождению
( учатся
управлять разными видами
Их цель: мобилизовать актерские дарования детей.
Вся работа направлена на развитие творческих способностей детей и организацию детской деятельности по интересам.
Обобщая выше сказанное, делаю вывод, что в условиях массовой школы, невозможно в полной мере решить вопрос эстетического воспитания. Поскольку программа обучения в школе предполагает систему четких дисциплинарных правил и заорганизованной организации урока, что не приемлемо для любой творческой деятельности, то и творчество на уроках сводится к формализации и практически равно нулю.
Новые
подходы к организации детской
деятельности, синтез театральных методов
педагогики с музыкой и живописью,
совершенствование
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства