Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:36, курсовая работа
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании старших дошкольников и младших школьников.
Объект исследования - эстетическое воспитание старших дошкольников и младших школьников.
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, ритмопластики.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников средствами искусства.
Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей предшкольных групп на базе Детского центра эстетического развития г. Павлодара.
Провести работу по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами искусства.
Таким
образом, средства и формы эстетического
воспитания весьма разнообразны начиная
от предметов естественно-математического
цикла в школе и заканчивая «шнурками
на ботинках». Эстетически воспитывает
буквально все, вся окружающая нас действительность.
В этом смысле к важным источникам эстетического
опыта детей относится и искусство, так
как: "Искусство является наиболее концентрированным
выражением эстетического отношения человека
к действительности и поэтому играет ведущую
роль в эстетическом воспитании". В
связи с этими словами Б.М. Неменского
и избранной темой курсовой работы, проблеме
эстетического воспитания средствами
искусства следует отвести отдельный
параграф.
Раздел 2.
Искусство как средство
В
этой главе рассматриваются
В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М. Неменский.
Важность
искусства в эстетическом воспитании
не вызывает сомнения, так как оно
является собственно его сутью. Особенность
искусства как средства воспитания
заключается в том, что в искусстве
"сгущен, сконцентрирован творческий
опыт человека, духовное богатство".
В художественных произведениях различных
видов искусства люди выражают свое эстетическое
отношение к бесконечно развивающемуся
миру общественной жизни и природы. "В
искусстве отражается человеческий духовный
мир, его чувства, вкусы,
идеалы". Искусство дает огромный материал
для познания жизни. «В том-то и заключается
основная тайна художественного творчества,
что художник, подмечая основные тенденции
развития жизни, воплощает их а такие полнокровные
художественные образы, которые с огромной
эмоциональной силой действуют на каждого
человека, заставляя его постоянно размышлять
о своем месте и назначении в жизни».
В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Искусство
оказывает широкое и
Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.
"Постижение
искусства есть познавательный
процесс глубоко творческого
характера", - отмечают авторы
книги "Эстетическое
Жизненный
опыт ребенка на различных стадиях
его развития настолько ограничен,
что дети не скоро научаются выделять
из общей массы собственно эстетические
явления. Задача педагога воспитать
у ребенка способность
Рассматривая
проблему эстетического воспитания
средствами искусства необходимо учитывать
возрастные особенности школьников.
А.И. Шахова, старший научный сотрудник
НИИ общих проблем воспитания АПН справедливо
заметила: "Нельзя требовать от ребенка,
чтобы он оценил картину Рафаэля "Сикстинская
мадонна", но можно и нужно так развивать
его способности, его духовные качества,
чтобы, достигнув определенного возраста,
он мог наслаждаться творчеством Рафаэля.
Воспитание искусством тем самым преследует
цель, прежде всего воздействия на внутренний
мир ребенка, на его индивидуальное духовное
богатство, которое определит и его дальнейшее
поведение" .
В связи с этим становится совершенно
понятно: для того, чтобы вести ребенка
по пути творческого постижения искусства,
нужно знать, как воздействует искусство,
в чем заключена его воспитательная роль.
Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведу отрывок из книги Е. Ротенберга "Искусство Италии".
"Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям… В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей…".
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».
В
школе встреча детей с
В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.
В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.
Литература включает в себя
искусство художественного
Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.
Изобразительное
искусство как комплексный
Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству.
Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.
«Художественная
литература — органическая часть
искусства как формы
Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает художественный подлинный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.
Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.
Другой
важнейший предмет
Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку» .
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства