Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявление роли музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.
2. Выявить роль музыкального воспитания детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема………………………………………….6
1.1. Понятие эстетического воспитания……………………………………………6
1.2. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………..15
Выводы……………………………………………………………………………...20
Глава 2. Роль музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………22
2.1. Музыкальное занятие, как основная форма музыкального воспитания дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………...22
2.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи………………………………………………………32
Выводы……………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Подводя  итог, можно сказать что целенаправленное воздействие на личность дошкольников с нарушением интеллекта средством  музыкального фольклора совершенствует у них эмоционально-волевую и  мотивационно-потребностную сферы, активизирует восприятие, формирует музыкально- слушательскую культуру, что способствует удовлетворению социокультурных потребностей, социализации ребёнка с нарушением интеллекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Проблема  эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

      Все эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

      Воздействие эстетических явлений жизни и  искусства на личность может проходить  как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет семья. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

      Таким образом, наша гипотеза, заявленная в  начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в  учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте с нарушением интеллекта, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

1. Абрамова  Г. Возрастная психология. -  М., 2007.

2. Аришина H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983.

3. Арисменди  А.Л.де. Дошкольное музыкальное воспитание.- М.,1989.

4. Бекина  С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.  Музыка и движение // из опыта  работы муз. руководителей детских  садов. - М.: Просвщение,1983.

5. Ветлугина  М.А., Кенеман A.В. Теория и методика музыкального  воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов  пединститутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение,1983.

6. Гоноболин  Ф. Психология. - М.,1973.

7. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2005.

8. Гаврилушкина О. П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1989.

9. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М., 2001.

10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке про граммы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. — 2009. — № 6.

11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3.

12. Замский X. С. Умственно отсталые дети. — М., 2005.

13. Занков Л. В. Лев Семенович Выготский как дефектолог // Дефектология. — 1971. — №6.

14. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М, 2008.

15. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 2001.

16. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1989.

17. Маленькие ступеньки. Ассоциация Даун Синдром. (1—8 книг) — М., 2008.

18. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. — 2000. - № 4.

19. Программы. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. — М., 1983 и 2001.

20. Лихачев Б.Г. Эстетика воспитания. -  М.:Педагогика,1972.

21. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед.  учеб. заведений.  - М.: Прометей, Юрайт,2008.

22.Лёвшин И.С. Как воспринимаются произведения искусства (из опыта  социологических исследований).- М.: Знание, Юрайт,1983.

23.Михеева JI. Музыка - детям.//Вопросы музыкально-эстетического   воспитания. - Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.

24. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.,1976.

25. Обухова Л. Детская (возрастная) психология.  - М.,2006. 

26. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.Н.Барышникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. - М.:  Просвещение,1986.

27. Основы эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.К.Дрёмова.

- М.: Высшая  школа, 1975.

28. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие   для учителей. Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. - М.: Просвещение,1973.

29. Развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения/Под

ред. Б. Шиндина. - Новосибирск,2008.

30. О.П.Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников//пособие для

студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, Владос, 2004;

31. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. - М.,1987.

32. Система детского музыкального воспитания К.Орфa/Ред. Л.А.Борембойм. Л.,1970.

33. Турбовской Я.C. Средства и методы педагогического действия. -  М.:   Знание, 1980.

34. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. - М., 2004.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта