Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявление роли музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.
2. Выявить роль музыкального воспитания детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема………………………………………….6
1.1. Понятие эстетического воспитания……………………………………………6
1.2. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………..15
Выводы……………………………………………………………………………...20
Глава 2. Роль музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………22
2.1. Музыкальное занятие, как основная форма музыкального воспитания дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………...22
2.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи………………………………………………………32
Выводы……………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Эстетического воспитания детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема………………………………………….6

1.1. Понятие  эстетического воспитания……………………………………………6

1.2. Психолого-педагогические  особенности эстетического воспитания  детей дошкольного возраста с  нарушением интеллекта………………………………..15

Выводы……………………………………………………………………………...20

Глава 2. Роль музыкальных занятий в  формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………22

2.1. Музыкальное  занятие, как основная форма  музыкального воспитания дошкольников  с нарушением интеллекта………………………………………...22

2.2. Музыкальное  воспитание детей дошкольного  возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи………………………………………………………32

Выводы……………………………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………………………….38

Список  литературы…………………………………………………………………40 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      "Будущее  человечества сидит сейчас за  партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [5, 14].

      Эти слова Б.М. Неменского говорят о  том, что эстетическое воспитаниерешает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 29].

      В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

      А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,  К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

      Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система  эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и  достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь дошкольника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника" [15, с.217].

      Но  у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического  воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление [13,с.163]. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

      Из  всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

      На  современном этапе развития дефектологии в результате комплексного изучения причин возникновения, специфических особенностей проявления и сравнительного анализа различных путей коррекции отклонений в развитии разрабатывается целостная система специального воспитания. Отличительная особенность теоретических и экспериментальных исследований последних лет, направленных на дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной и коррекционно-восстановительной работы со дошкольниками, на создание научных основ системы,— осознание необходимости постановки и решения задач разностороннего личностного развития детей. Научные поиски ведутся не столько в направлении добывания и осмысления новых фактов, сколько по линии определения единых методологических позиций для последующего обобщения наблюдений и экспериментальных данных. Поэтому данная тема работы является актуальной.

      Предмет исследования -  использование средств искусства в эстетическом воспитании дошкольников.

      Объект  исследования – эстетическое воспитание дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

      Цель работы выявление роли музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

      Гипотеза  - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства музыки.

      Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.
  2. Выявить роль музыкального воспитания детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи.

      Методы  исследования:

  1. теоретический анализ литературы,
  2. наблюдение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Эстетического  воспитания детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема 

      1.1. Понятие эстетического  воспитания 

      Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  эстетическими явлениями. В сфере  духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

      Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25; c.158]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [13; c.7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

      В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко,Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

      В использованной литературе имеется  множество различных подходов к  определениям понятий, выбору путей  и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

      В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [11;c.451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

      Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [13;c.51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13, c. 42].

      Существует  множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

        Во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия. Во-вторых, это формирование  способности воспринимать и видеть  красоту в искусстве и жизни,  оценивать ее. В-третьих, задача  эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец,  
в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

      Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные  подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

      В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов  бытует ошибочное мнение о тождестве  эстетического и художественного  воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [16, c. 414]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [26,c.61]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

      В "активизации способности творчески  трудиться, достигать высокой степени  совершенства своих результатов  труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [18,c.16].

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта