Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:48, курсовая работа
Цель работы выявление роли музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.
2. Выявить роль музыкального воспитания детей с дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема………………………………………….6
1.1. Понятие эстетического воспитания……………………………………………6
1.2. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………………..15
Выводы……………………………………………………………………………...20
Глава 2. Роль музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………22
2.1. Музыкальное занятие, как основная форма музыкального воспитания дошкольников с нарушением интеллекта………………………………………...22
2.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи………………………………………………………32
Выводы……………………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта как педагогическая проблема………………………………………….6
1.1. Понятие
эстетического воспитания………………
1.2. Психолого-педагогические
особенности эстетического
Выводы………………………………………………………………
Глава 2. Роль музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта………………………22
2.1. Музыкальное
занятие, как основная форма
музыкального воспитания
2.2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях семьи………………………………………………………32
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [5, 14].
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что эстетическое воспитаниерешает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 29].
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить
видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей
действительности призвана система
эстетического воспитания. Для того
чтобы эта система
Но
у всякой системы есть стержень,
основа, на которую она опирается.
Такой основой в системе
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
На современном этапе развития дефектологии в результате комплексного изучения причин возникновения, специфических особенностей проявления и сравнительного анализа различных путей коррекции отклонений в развитии разрабатывается целостная система специального воспитания. Отличительная особенность теоретических и экспериментальных исследований последних лет, направленных на дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной и коррекционно-восстановительной работы со дошкольниками, на создание научных основ системы,— осознание необходимости постановки и решения задач разностороннего личностного развития детей. Научные поиски ведутся не столько в направлении добывания и осмысления новых фактов, сколько по линии определения единых методологических позиций для последующего обобщения наблюдений и экспериментальных данных. Поэтому данная тема работы является актуальной.
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании дошкольников.
Объект исследования – эстетическое воспитание дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель работы выявление роли музыкальных занятий в формировании эстетического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства музыки.
Задачи:
Методы исследования:
Глава
1. Эстетического
воспитания детей
дошкольного возраста
с нарушением интеллекта
как педагогическая
проблема
1.1.
Понятие эстетического
воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25; c.158]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [13; c.7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко,Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В
использованной литературе имеется
множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей
и средств эстетического
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [11;c.451]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [13;c.51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13, c. 42].
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного
воздействия. Во-вторых, это формирование
способности воспринимать и
в-четвертых, - развитие способности к
самостоятельному творчеству и созданию
прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В
процессе исследования мы обратили внимание,
что часто среди педагогов
бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и
В
"активизации способности
Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта