Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:21, реферат
Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной работы, в которой автор попытается изучить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.
Введение………………………………………………………………………….
Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога……………………....
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………
2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….
4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….
5. Требования профессии к личности педагога…………………………………
Выводы…………………………………………………………………………....
Литература…………………………………………………………………..........
Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог самовладевает тем, что прививает детям.
Согласно Щурковой Н.Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. (1999г.) к таким качествам относит:
- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
- гибкость, оперативно-творческое
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- владение искусством
- способность к
По мнению Щурковой Н.Е.(2000г.) все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.
Выявленные личностные качества
профессионально ценностны,
они необходимы как условие, они
достаточны для педагога, но они обладают
еще одной важной ролью: сберегают физическое,
психическое здоровье педагога,
укрепляют его духовные силы.
Выводы
В данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования
синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.
Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Эмоциональное выгорание
инициируется комплексом
факторов, включающих индивидуально-психологические
Используемая
литература.
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.М., “Просвещение” 1989г.
4. Мудрик А.В. Учитель:
5. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель
профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”,1994 г., N6.
6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г.сентябрь.
7. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.
8. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.
9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.
10. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.,
ВЛАДОС, 1998 г.
11. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.,
издательство “Флинта”, 2001 г.
12. Колесников Л.Ф. Резервы
эффективности
Новосибирск 1985 г.
13. Львова Ю.Л. Творческая
14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 1997г.
15. Селье Г. “Стресс без дистресса” М.,1982г.
16. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.
18. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 1989г.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991г.
20. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение,1973г.
21. Сергеева В.П. Классный
22. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития
профессиональной и
23. Шитова И.Ю. Проблемы
24. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. Вопросы психологии N 5, 1988г.
25. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.
26. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре
индивидуальности учителя.
27. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск 1992г.
28. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет.
29. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог. 1993г.
30. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.
31. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999г.
32. Абрамова Г.С. Возрастная
33. Поливанова К.Н. Психология
возрастных кризисов. М. 2000г.