Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:20, дипломная работа
Целью дипломной работы является проектирование учебной электронной библиотеки в Арктического государственного института искусств и культуры.
Что в свою очередь предполагает решение следующих задач:
Изучить технологию и опыт создания ЭБ;
Рассмотреть проблемы авторского права в деятельности ЭБ;
Проектировать учебную ЭБ «Студент» АГИИК.
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Технология создания электронных библиотек………. 9 1.1Электронная библиотека: терминология, этапы формирования и классификация……………………………………………………...9
1.2Организация фонда электронной библиотеки………………….18
1.3 Проблемы авторского права……………………………………25
Глава II. Проектирование учебной электронной библиотеки АГИИК………………………………………………………………32
2.1 Разработка программы создания электронной библиотеки «Студент»…………………………………………………................32
2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки
«Студент» …………………………………………………………...37
2.3 Создание учебной электронной библиотеки «Студент», в читальном зале библиотеки АГИИК ………………………………43
Заключение…………………………………………………………...54
Список использованной литературы……………………………….57
Кроме того, библиотека выписывает
библиографические указатели
2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки «Студент»
ЭБ «Студент» - это
полнотекстовая база данных учебной и учебно–методической
литературы пользующихся наибольшим спросом,
обеспечивающая доступность и полноту
информационных ресурсов, для качественной
подготовки специалистов. Данная ЭБ обеспечивает
полное и оперативное библиотечное и информационно-
Цель создания ЭБ «Студент» -
Целью создания электронной библиотеки «Студент» является совершенствование и повышение эффективности и оперативности обслуживания читателей, расширение способов сохранения культурного наследия, хранящегося в ее фондах, предотвращение износа физических экземпляров, расширение потенциально доступных источников комплектования библиотечных фондов. Целенаправленное создание информационных массивов по профилю вуза.
Задачи ЭБ «Студент» –
Обеспечение более
широкого доступа к документам
с наибольшим спросом и
Функции ЭБ «Студент» -
Читательское назначение
Электронная библиотека ориентирована на пользователей библиотеки:
Электронная библиотека «Студент» является локальной (в отличие от открытых Интернет- и виртуальных библиотек). Доступ к её ресурсам осуществляется преимущественно по локальной сети библиотеки.
Основополагающим при определении наполнения электронной библиотеки является следующий принцип: в состав ЭБ преимущественно включаются ресурсы, физически хранящиеся в библиотеке (на внешних носителях: компакт-дисках, дискетах, и т.п.)
Эффективность работы ЭБ
Нормативное обеспечение программы
Нормативная база для создания ЭБ «Студент» представлена законами Российской Федерации:
- «О библиотечном деле»-
создание электронных
- «О правовой охране
программ для электронных
- «Об участии в международном
информационном обмене»;
- «Об информации, информатизации
и защите информации»
-«Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»; устанавливает авторские права на программы для ЭВМ и электронные издания:
Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
Допускается без
согласия автора или иного правообладателя
и без выплаты вознаграждения
воспроизведение гражданином
1) воспроизведения
произведений архитектуры в фор
2) воспроизведения
баз данных или их
3) воспроизведения
программ для ЭВМ, кроме
4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;
5) видеозаписи
аудиовизуального произведения
при его публичном исполнении
в месте, открытом для
6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. По истечении
срока действия
2. Произведение,
перешедшее в общественное
3. Перешедшее
в общественное достояние
Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса [26, C. 33].
Общий план работ по созданию электронной библиотеки предусматривает три этапа.
I этап
II этап
III этап
В создании и развитии Электронной библиотеки «Студент» принимают участие библиотека
В результате выполнения программы будут реализованы.
1. Единая база данных (фонд), содержащая электронные документы с единым пользовательским интерфейсом доступа из одной точки ко всем коллекциям, составляющим базу данных ЭБ.
2. Система метаданных ЭБ, в первую очередь — электронный каталог.
3. Технология надежного накопления, сохранения и использования электронных документов.
2.2 Создание
учебной ЭБ «Студент» в
После изучения структуры, свойств, методов разработки и т.п. ЭБ, приступаем к реализации проекта.
Процесс реализации проекта ЭБ – подразумевает осуществление планирования в виде последовательных действий, ведущих к достижению целей.
Структура ЭБ
ЭБ «Студент» формируется как единая база данных, состоящая из электронного каталога и электронного фонда документов.
Электронный фонд документов будет иметь трехуровневую структуру:
- коллекция
- документ
- объект
Электронный документ может состоять из страниц, глав, индексов, иллюстраций и других элементов.
Виды электронных документов – могут быть электронные текстовые эквиваленты печатных изданий – книг; Электронные образы печатных изданий представляются как целостные графические образы; Базы данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к электронным изданиям.
Типовые профили электронного фонда документов:
- единственный экземпляр в фонде;
- из активного фонда (частоспрашиваемые);
Учет и хранение фондов.
Порядок и правила учета фондов электронной библиотеки определяются в соответствии с действующей «Инструкцией об учете библиотечного фонда». ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика», другими действующими нормативными и регламентирующими документами, обязательными для библиотек России.
Объектом хранения электронной библиотеки считается физический носитель, на котором в машиночитаемой форме зафиксирован ресурс / документ или набор ресурсов и / или документов, объединенных по формальному или содержательному признаку.
Все объекты хранения ЭБ подлежат обязательной регистрации вне зависимости от носителя, на котором они хранятся и сроков хранения (временное или постоянное).
Отбор документа выполняется из фонда самой библиотеки. Так как задача ЭБ «Студент» является обеспечение документами с наибольшим спросом и ограниченной экземплярностью мы решили разделить книги по специальностям. Это поможет возвысить интерес ЭБ всех студентов института.
Специальность |
Название книг для ЭБ |
Вокальное искусство Музыковедение Инструментальное |
1 Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики/ Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2000. – 368 с. 2 Мусин, И. А. Язык
дирижерского жеста/ И. А. 3 Рапацкая, Л. А. История
русской музыки: от Древней Руси
до «серебряного века»: учебник 4 Шейкин, Ю. И. История
музыкальной культуры народов
Сибири: сравнительно-историческое
исследование/ Ю. И. Шейкин; под.
общ. ред. Е. С. Новик; 5 Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии/ Ю. И. Шейкин. – Якутск: РДНТ, 1996. – 123 с. |
Дизайн Графика Живопись |
1 Лаврентьев, А. Н. История дизайна: учеб. пособие/ А. Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с.: ил. 2 Мелодинский, Д. Л.
Школа архитектурно- 3 Покатаев, В. П. Дизайнер-конструктор: учеб. пособие/ В. П. Покатаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. 4 Сурина, М. О. История образования и цветодидактики: история систем и методов обучения цвету/ М. О. Сурина, А. А. Сурин. – М.:Март, 2003. – 352 с.: ил. 5 Шимко, В. Т. Основы
дизайна и средовое |
Народное художественное творчество |
1 Амиргамзаева, О. А.
Самые знаменитые мастера 2 Захаров, Р. В. Слово о танце / Р. В. Захаров. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 160 с. – (Мастера искусств - молодежи). 3 Кириллов, А. П. Мастерство хореографа: учеб. пособие / А. П. Кириллов. – М.: МГУКИ, 2006. – С. 154. 4 Народная художественная литература: учеб. / под. ред. Баклановой, Т. И. Стрельцовой. – М.: МГУКИ,2000. – 344 с. 5 Эргис, У. С. Очерки по якутскому фольклору/ У. С. Эргис; Акад. наук СССР. – М.: Наука, 1974. - 241 с. |
Библиотечная информационная деятельность |
1 Беспалова, Э. К.
Формирование 2 Зупарова, Л. Б. Библиотечная обработка документа: учеб.-метод. пособие/ Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, Л. И. Столярова. – М.: Либерея, 2003. – 208 с. 3 Коршунов, О. П. Библиографоведение: общий курс: учеб. изд./ О. П. Коршунов. – М.: Книжная палата,1990. – 391 с. 4 Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов/ Р. С. Мотульский. – М.: Либерея,2004. – 244 с. 5 Руководство по методике предметизации. Опыт Российской национальной библиотеки/ Рос. нац. Библиотека; авт. сост. Ю. Г. Селиванова, О. Н. Жлобинская, Г. Н. Васильев и др. – М.: ЛИБНЕТ, 2005. – 408 с. |
Менеджмент организации |
1 Антикризисное управление: учеб./ под. ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА- М, 2002. – 432 с. – (Высшее образование) 2 Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник/ Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 212 с. – (Высшее образование). 3 Маркетинг: [учебник]/ под. ред. Э.Ф. Уткина. – М.: ЭКМОС, 1998. – 320 с. 4 Менеджмент: учебник / под ред. проф. В. И. Королева. – М.: Экономист, 2006. – 432 с. – (Homo faber) 5 Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев. – М.: Экономист, 2005. – 416 с. |
Прикладная информатика в социально – культурной сфере |
1 Гайдамакин, Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных: вводный курс / Н. А. Гайдамакин. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 368 с.: ил 2 Информатика. Тестовые задания.: метод. Пособие / А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, и др. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 496 с. 3 Немнюгин, С. А. Turbo Pascal: практикум / С. А. Немнюгин. – М.: Питер, 2003. – 256 с. – (Учебники для вузов). 4 Основы современных компьютерных технологий: учебник / под. ред. проф. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 672 с. 5 Петров, В. Н. Информационные системы / В. Н. Петров. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.: ил. |
Актерское искусство Режиссура |
1 Образцов, С. В. Театр китайского народа/ С. В. Образцов. – М.: Искусство,1957. – 456 с.: ил. 2 Захаров, М. Театр без вранья / М. Захаров. – М.: АСТ: Зебра Е, 2007. – 606 с. – (Актерская книга). 3 Карпов, Н. В. Уроки сценического движения / Н. В. Карпов. – М.: ГИТИС, 1999. – 180 с.: ил. 4 Смолина, К. Сто великих театров мира./ К. Смолина. – М.: Вече, 2002. – 290 с. – (100 великих) 5 Соснова, М. А. Искусство актера: учеб. пособие для вузов/ М. А. Соснова. – М.: Мир, 2005. – 432 с. – (Gaudeamus) |