Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, контрольная работа
В своей контрольной работе я хочу рассмотреть экспериментирование – как ведущей вид деятельности дошкольников, роль экспериментирования в развитии детей, его связь с другими видами деятельности, особенности экспериментирования и методические требования к проведению экспериментов. В практической части приведу примеры экспериментов и сделаю выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности
в детском возрасте...........................................................................................3
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6
3. Связь экспериментирования с другими видами
деятельности в дошкольном возрасте. Задачи…………………………….7
4. Особенности детского экспериментирования…………………………...8
5. Методические требования к подготовке и проведению
экспериментов……………………………………………………………....13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29
- вода обладает памятью.
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками.
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие:
- активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Выявление свойств воды
|
Выявление свойств снега и льда
|
Цель
всех ниже описанных экспериментов:
формировать представления детей о воздухе,
воде и их свойствах, о роли воздуха и воды
в жизни человека, животных, растений;
познакомить с различными свойствами
окружающих предметов, с законами жизни
природы,
составить у детей представление о ветре,
вызвать интерес к проведению экспериментов,
развивать умение логически рассуждать,
вызывать чувство любви к окружающему,
воспитывать чувство ответственности
за природу, развлечь и эмоционально настроить
детей. Обогатить словарь детей новыми
словами.
ВЫВОДЫ.
Во
время экспериментов дети знакомились
с различными свойствами воды, снега и
льда, с законами жизни природы.
Нельзя не отметить положительного влияния
экспериментов на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей,
на формирование трудовых навыков.
В процессе экспериментов можно было четко наблюдать связь экспериментирования с некоторыми видами деятельности. А именно:
- Наблюдение (дети наблюдали за опытами, проводимыми воспитателем).
- Трудовые действия (дети выполняли эти опыты самостоятельно, а это требует определенных действий).
- Развитие речи (дети получали знания, делали правильные выводы, а пополнение знаний способствуют развитию речи).
Также в процессе эксперимента у детей идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, ведь они сравнивают, анализируют и делают выводы самостоятельно.
Еще могу отметить, что те дети, которые не присутствовали при проведении опытов и экспериментов, очень слабо или вообще не могли объяснять некоторые скрытые свойства воды, снега и льда на занятиях по закреплению знаний.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В ПРИЛОЖЕНИЯХ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 привожу еще несколько опытов с водой, песком и воздухом, которые также можно проводить с детьми дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При формировании экологических знаний у детей огромное значение имеет экспериментирование. Опыты всегда строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения нужно обращать внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям нужно предоставлять возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Дети
очень любят
Метод экспериментирования является ведущим в дошкольном детстве, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что организация в детском саду элементарной экспериментальной деятельности поможет педагогам побудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего мира, приобщить их к красоте природы. Так как у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно – действенным и наглядно – образным, а не словесно – логическим, то педагогический процесс в детском саду должен строиться на практических и наглядных методах. Много возможностей для этого дают явления и объекты природы. Поэтому в работе с детьми нужно уделять внимание организации и проведению экспериментов с объектами живой и неживой природы.
С
уверенностью можно сказать, что
роль даже самых простейших экспериментов
оказывает огромное влияние на экологическое
развитие детей.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
Для данной работы использовались материалы с сайта:
http://www.moi-detsad.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Опыт 1.
"Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда".
Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть - пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод:
О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода
жидкая). Если стакан слишком полный, что
может произойти с водой? (Она может разливаться).
Опыт 2.
"Прозрачная вода может стать мутной".
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Опыт 3.
"Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Информация о работе Экспериментирование в воспитании дошкольников