Экспериментирование в воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть экспериментирование – как ведущей вид деятельности дошкольников, роль экспериментирования в развитии детей, его связь с другими видами деятельности, особенности экспериментирования и методические требования к проведению экспериментов. В практической части приведу примеры экспериментов и сделаю выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности
в детском возрасте...........................................................................................3
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6
3. Связь экспериментирования с другими видами
деятельности в дошкольном возрасте. Задачи…………………………….7
4. Особенности детского экспериментирования…………………………...8
5. Методические требования к подготовке и проведению
экспериментов……………………………………………………………....13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 186.00 Кб (Скачать)
  1. Особенности детского экспериментирования экспериментирования.

     Особенности детского экспериментирования

     -      Детское экспериментирование свободно от обязательности.

     -      Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

    -      Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

    -      Дети не могут работать, не разговаривая.

     -     Нужно учитывать индивидуальные различия детей.

     -    Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

     -      Ребенок имеет право на ошибку.

     -      Воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:

     -     работа руками детей;

     - дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;

     -    совместная работа воспитателя и детей;

     -    помощь воспитателя детям;

     -    работа воспитателя по указанию детей.

     -        Соблюдение правил безопасности.

    -        Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.

     -       Анализ результатов и формулирование выводов.

     -        Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.

     Элементарные  эксперименты могут быть самыми различными. Это опыты с объектами живой  и неживой природы, которые можно  проводить в групповой комнате  на занятиях по экологии и вне занятий, на прогулках по участку детского сада, в цветнике.

     При проведении опытов можно придерживаться следующей структуры:

  1. постановка проблемы;
  2. поиск путей решения проблемы;
  3. проведение наблюдения;
  4. обсуждение увиденных результатов;
  5. формулировка выводов.

     Эксперименты  бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

     По  характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: констатирующие (позволяющие увидеть какое –  то одно состояние объекта или  одно явление), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса) и обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

     По  способу применения эксперименты могут  быть различными. Они делятся на: демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.

     Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и.т.д.). Иногда приходится для проведения экспериментов забирать животное (например, дождевого червя) и приносить его в детский сад. При этом стараться время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания эксперимента обязательно вернуть его на то место, откуда оно было взято.

     Особое  внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены. При проведении природоведческих экспериментов случается так, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, который зачастую бывает более интересным, чем запланированный.

     Детское экспериментирование, в отличие  от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёcтко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех. У которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

     Педагог должен вести себя так, чтобы детям  казалось. Что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться  не проводить чёткой границы между  обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

     Необходимо  также учитывать особенности  экспериментирования в разных возрастных группах. Педагоги и психологи считают. Что ранние зачатки экспериментирования относятся к тому возрасту, когда ребёнок впервые притянул руку к погремушке. С этого момента он начинает бессознательно манипулировать предметами, а его анализаторы фиксируют все события. Уже в первой младшей группе манипулирование начинает напоминать экспериментирование, дети уже способны выполнять простейшие инструкции, им можно предлагать отвечать на простейшие вопросы.

     Детям второй младшей группы надо стараться  по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку  получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

     У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны  взрослого необходим – для  обеспечения безопасности и для  моральной поддержки, так как  без постоянного поощрения и  выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

     Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки  причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления. В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

     В подготовительной группе дети уже стараются  выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов. Дети узнают, почему сменяют друг друга день и ночь, времена года, где на нашей планете самые жаркие и самые холодные места, почему днём не видно звёзд на небе, узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т.д.), продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т.д.)

     В заключение хочется привести слова  академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».  

  1. Методические  требования к подготовке и проведению экспериментов.

Случайные наблюдения и эксперименты.

     Специальной подготовки не требуют. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась  на тот момент, когда дети увидели  что-то интересное в природе, в «Уголке  природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения, земледелия. 
Плановые наблюдения и эксперименты.

     Начинаются  с определения педагогом текущих  дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. 
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности. 
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат. Не следует требовать от детей идеальной тишины, но чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

     Заключительным  этапом является подведение итогов и  формулирование выводов. После экспериментирования дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

     Продолжительность эксперимента определяется многими  факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному  виду деятельности. 
Эксперименты как ответ на детские вопросы.

     К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал  вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов. 
Одной из наиболее эффективных форм исследовательского обучения является метод проектов. 
        
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. 
         Особую педагогическую значимость метода проектов в том, что:

     -  Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта;

     -     Этот метод, идущий от детских потребностей и интересов.

     Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. 
Этапы проекта:

     -         Подготовительный.

     -         Исследовательский.

     -    Обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

   Например, опыты и эксперименты по изучению свойств воды, снега, льда, развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы “как” и “почему”.

     Цели:

     Образовательные:

  1. Ознакомить детей со свойствами воды:

     - прозрачность,

     - не имеет вкуса и запаха,

     - вода растворитель,

Информация о работе Экспериментирование в воспитании дошкольников