Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, контрольная работа
В своей контрольной работе я хочу рассмотреть экспериментирование – как ведущей вид деятельности дошкольников, роль экспериментирования в развитии детей, его связь с другими видами деятельности, особенности экспериментирования и методические требования к проведению экспериментов. В практической части приведу примеры экспериментов и сделаю выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности
в детском возрасте...........................................................................................3
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6
3. Связь экспериментирования с другими видами
деятельности в дошкольном возрасте. Задачи…………………………….7
4. Особенности детского экспериментирования…………………………...8
5. Методические требования к подготовке и проведению
экспериментов……………………………………………………………....13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности
в детском возрасте............
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6
3. Связь экспериментирования с другими видами
деятельности в дошкольном
4.
Особенности детского экспериментирования………………………….
5. Методические требования к подготовке и проведению
экспериментов……………………………………………
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ………………………………………………………...
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29
Я
слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
(Конфуций).
ВВЕДЕНИЕ.
Ребенок
рождается исследователем. Неутомимая
жажда наблюдать и
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.
Специально организованная исследовательская деятельность на основе экспериментов позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.
Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание способствует развитию всесторонне развитой личности.
Вся
система работы с детьми должна быть
направлена на развитие желания проявлять
интерес к объектам живой и
неживой природы через
Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным важно, чтобы в группе была создана соответствующая развивающая среда, разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы мини-лаботория, в которой имелось бы все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.)
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от "простого к сложному" на протяжении запланированного временного промежутка.
В
своей контрольной работе я хочу
рассмотреть экспериментирование – как
ведущей вид деятельности дошкольников,
роль экспериментирования в развитии
детей, его связь с другими видами деятельности,
особенности экспериментирования и методические
требования к проведению экспериментов.
В практической части приведу примеры
экспериментов и сделаю выводы.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.).
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями. Так, Песталоцци говорил, что «когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившейся на свет, ползёт по листку, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». Другой известный педагог М. Манасеина ещё в 1880г. сказала: «… при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыты».
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой – нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в ДОУ осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством академика Н.Н. Поддъякова. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимости, закономерности и т.д. Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Природа - великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого - земли, воды - людям не жить на земле.
Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям.
Чем
раньше ребенок познает природу,
научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь
человека с природой, тем богаче,
добрее он вырастет. Воспитатель должен
заложить в сознание детей понятие
о живой и неживой природе.
Главное достоинство метода экспериментирования
заключается в том, что он дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами со средой обитания. В процессе
эксперимента идет обогащение памяти
ребенка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа
и синтеза, сравнивая классификации, обобщения
и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного
влияния экспериментов на эмоциональную
сферу ребенка, на развитие творческих
способностей, на формирование трудовых
навыков и укрепление здоровья за счет
повышения общего уровня двигательной
активности.
Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Таким
образом, чтобы осуществлять развитие
экспериментальных
Толчком
к началу экспериментирования может
послужить удивление, любопытство,
выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Детское экспериментирование – это не
изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
- Наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.
- Трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.
- Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
- Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
-
Элементарные математические представления
– во время проведения опытов постоянно
возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму и размеры,
производить иные операции.
В ходе работы ставятся следующие задачи:
В
условиях детского сада чаще используются
только элементарные опыты. Их элементарность
заключается, во-первых, в характере решаемых
задач: они неизвестны только детям. Во-вторых,
в процессе этих опытов не происходит
научных открытий, а формируются элементарные
понятия и умозаключения. В-третьих, в
такой работе используется обычное бытовое
и игровое оборудование (одноразовая посуда,
целлофановые пакеты и т.д.).
Информация о работе Экспериментирование в воспитании дошкольников