Экспериментирование в воспитании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть экспериментирование – как ведущей вид деятельности дошкольников, роль экспериментирования в развитии детей, его связь с другими видами деятельности, особенности экспериментирования и методические требования к проведению экспериментов. В практической части приведу примеры экспериментов и сделаю выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности
в детском возрасте...........................................................................................3
2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6
3. Связь экспериментирования с другими видами
деятельности в дошкольном возрасте. Задачи…………………………….7
4. Особенности детского экспериментирования…………………………...8
5. Методические требования к подготовке и проведению
экспериментов……………………………………………………………....13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 186.00 Кб (Скачать)
 

     ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

     1. Экспериментирование – ведущий вид деятельности

       в детском возрасте...........................................................................................3

     2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей………….6

     3. Связь экспериментирования с другими видами

       деятельности в дошкольном возрасте. Задачи…………………………….7

     4. Особенности детского экспериментирования…………………………...8

     5. Методические требования к подготовке и проведению

       экспериментов……………………………………………………………....13

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ………………………………………………………...14

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….21 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 

     Я слышу – и забываю. 
Я вижу – и вспоминаю. 
Я делаю – и постигаю. 
(Конфуций).

     ВВЕДЕНИЕ.

   Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.

   Особое  значение для развития личности ребенка  в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи  природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.

     Специально  организованная исследовательская деятельность на основе экспериментов позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.

     Во  время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

     О свойствах, качествах, взаимосвязи  природных объектов и использовании  их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

     Поисково-познавательная деятельность с объектами живой  и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, сопереживание способствует развитию всесторонне развитой личности.

     Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять  интерес к объектам живой и  неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

     Для того чтобы процесс обучения был  интересным и привлекательным важно, чтобы в группе была создана соответствующая развивающая среда, разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В уголке природы мини-лаботория, в которой имелось бы все необходимое для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.)

     В работе с детьми используются различные  формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.

     Результат в работе с детьми достигается  с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов  от "простого к сложному" на протяжении запланированного временного промежутка.

     В своей контрольной работе я хочу рассмотреть экспериментирование – как ведущей вид деятельности дошкольников, роль экспериментирования в развитии детей, его связь с другими видами деятельности, особенности экспериментирования и методические требования к проведению экспериментов. В практической части приведу примеры экспериментов и сделаю выводы. 

  1. Экспериментирование – ведущий вид  деятельности в детском  возрасте.

     «Детское  экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.).

     В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями. Так, Песталоцци говорил, что «когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившейся на свет, ползёт по листку, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!». Другой известный педагог М. Манасеина ещё в 1880г. сказала: «… при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыты».

     Проблема  детского экспериментирования имеет  свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой – нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

     Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в ДОУ осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством академика Н.Н. Поддъякова. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

     Исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.
 
 

     2. Роль экспериментирования в экологическом развитии детей.

     В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимости, закономерности и т.д. Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)

     Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной  картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

     Природа - великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание  того, что не будь всего живого - земли, воды - людям не жить на земле.

     Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше  жить в этом мире взрослым и детям.

     Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь  человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие  о живой и неживой природе. 
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

     Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

     Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо  формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  

  1. Связь экспериментирования  с другими видами деятельности в дошкольном возрасте. Задачи.

     Толчком к началу экспериментирования может  послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. 
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

     -      Наблюдение – непременная составная часть любого эксперимента.

     -      Трудовые действия – без выполнения их эксперимент не бывает.

     -   Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

     - Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

     - Элементарные математические представления – во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.  

В ходе работы ставятся следующие задачи:

  1. углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
  2. развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
  3. воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

     В условиях детского сада чаще используются только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).  

Информация о работе Экспериментирование в воспитании дошкольников