Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 96.27 Кб (Скачать)

    Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу  склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и  точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера  — картина меняется наоборот.

    Когда в группе имеется весь диапазон способностей, только студенты со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".

    Если  у человека в жизни было много  неудач, у него снижается уровень  притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии  беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".

    Как учитель может помочь ученику  выйти из этого состояния?

    Исследования  показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность  усилий.

    Лучшее, что может сделать учитель  в ситуации неуспеха ученика —  это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий. 

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

    Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной  мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

    Реакция учащихся на учебную нагрузку будет  благоприятной, если трудность задания  оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

    Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной  и напряженной темы допустимо  снижение силы эмоций.

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.

    Чтобы развивать положительные мотивы студентов можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

    Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес  к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный  характер.

    На  высшем уровне познавательная потребность  имеет характер целенаправленной деятельности.

    В процессе обучения преподавателю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика.

    РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом  и учебная мотивация.

    Развитие  учебной мотивации невозможно, если у преподавателя не складываются отношения с конкретной группой. Для устранения этой ситуации следует установить:

    1)соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня;

    2)условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в группе).

    3)характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе. 

    2.4 Выводы

      Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

    Таким образом, в отечественной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях становления и функционирования учебной мотивации. Определено психологическое содержание понятий учебная мотивация и учебный мотив, представлен целый ряд классификаций учебных мотивов, разработаны методы диагностики структуры учебной мотивации, сформулированы положения относительно условий и путей ее формирования и коррекции (Бибрих Р.Р., Вартанова И.И., Давыдов В.В., Елфимова Н.В., Ильин Е.П., Маркова А.К., Матюхина М.В., Моргун В.Ф., Орлов А.Б., Фридман Л.М. и др.).

    В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов  в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций  образовательного процесса. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость  целенаправленного обучения подрастающего  поколения и приступил к подобному  обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной  психологии и педагогике обучения.

    Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов

        Исследование  проводилось совместно с психологом политехнического колледжа г. Борисова Соболь Екатериной Сергеевной. 

     3.1 Этапы проведения экспериментального исследования 

    Диагностировались студенты 2-го курса в возрасте от 17 до 18 лет.

    Общее число испытуемых составило 81 человек; из них:

группа  №1- 28 человек;

группа  №2 - 26 человек;

группа  №3 - 27 человек.

    Экспериментальное исследование проводилось в два  этапа:

1)подготовительный;

2)констатирующий.

    Подготовительный  этап включал:

1)анализ педагогической литературы по данной проблеме;

2)разработка плана работы проведения диагностического исследования;

3)подбор диагностической методики;

4)выбор  эмпирической базы исследования.

        На констатирующем этапе:

1)выявлен уровень учебной мотивации;

2)проанализированы полученные результаты;

3)проверена поставленная гипотеза;

4)сделаны  выводы.

    Исследование  проводилось методом письменного  анкетирования, так как этот метод  позволяет охватить большое количество студентов. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения (Приложение 1). Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой из уровней мотивации присутствует у студента. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у студента.

    Первый  уровень – высокий уровень учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования).

    Второй  уровень – хорошая учебная мотивация ( студенты успешно справляются с учебной деятельностью).

    Третий  уровень – положительное отношение  к учебному заведению, но привлекает таких детей внеучебная деятельность.

    Четвертый уровень – низкая учебная мотивация.

    Пятый уровень – негативное отношение, учебная дезадаптация.

      Каждый из респондентов должен  был из пяти возможных ответов  выбрать тот, который наиболее  полно характеризует его поведение  в учебном заведении. Перед этим студентам была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся анкете. По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о том, какой уровень мотивации характерен для детей данного учебного заведения. 

    3.2 Анализ результатов экспериментального исследования мотивов учебной деятельности учащихся 

    Таблица 1

    Результаты  опроса

  1

У-нь

  2

У-нь

  3

У-нь

  4

У-нь

  5

У-нь

 
Группа  №1 2 7% 8 28% 12 43% 5 18% 1 4%
Группа  №2 1 4% 9 35% 10 38% 4 15% 2 8%
Группа  №3 3 10% 10 36% 9 33% 1 14% 1 7%
          

 После систематизирования и анализа полученных данных можно  составить графическое изображение  полученных в результате исследований показателей.

    

    Рисунок 1. Уровни мотивации

    На  графике наглядно представлены все  пять уровней мотивации в зависимости  от преобладания каждого из них в  исследуемых группах. Надо сказать, что в этих группах неодинаковое количество учеников. Следовательно, процентная величина зависит ещё и от этого фактора. Однако, независимо от него, из графика видно, что во всех трёх группах преобладает мотивация второго и третьего уровней. Мотивация же первого и пятого уровней также во всех группах оказалась на низком уровне.

    Мотивация первого уровня свойственна отличникам, старостам групп и тем детям, про которых говорят – "ботаник". Действительно, как показала беседа с отдельными студентами в группе №1, одна из студенток (она выбрала именно 1 уровень мотивации) вызывает некоторое раздражение у своих одногруппников. Удалось выяснить, что она стремится выполнять все требования преподавателей, добросовестна, ответственна, на уроках старается ответить лучше всех. Одногруппники понимают, что её ответы лучше, но у большинства из них не складываются нормальные отношения с этой девочкой.

    Наблюдение  на одном из занятий показало, что преподаватель, стараясь поддержать этот интерес к учёбе, уделяет такому студенту большее внимание. Выражается это в том, что при ответе эта девочка получает больше времени, даже если она не совсем знает ответ на вопрос. Но преподаватель, видя в таком студенте прилежного и целеустремлённого, старается поддержать у него положительную мотивацию на учение.

    Вероятно, что на определённом начальном этапе  у всех студентов были равные возможности, чтобы зарекомендовать себя с положительной стороны, чем многие из них не воспользовались. Таким образом, по мнению большинства студентов, у преподавателя появляются так называемые "любимчики". Данный факт также является причиной формирования отрицательной мотивации, потому как складывается негативное отношение к преподавателю, к тому, что одних "любят больше", а других меньше.

    Результаты  исследования показали, что первое место в двух группах занимает мотивация 3 уровня. Как мы уже знаем из теории, у студентов с такой мотивацией в целом положительное отношение к колледжу, но учебное заведение их привлекает своей внеучебной деятельностью. Для таких детей колледж – это то место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать от них много нового и интересного. Учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не учиться.

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов