Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.
Теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу, разделяет все множество потребностей на пять категорий (уровней).
Все
эти потребности можно
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной и важной (доминирующей).
Прежде
чем потребность следующего уровня
станет наиболее мощным, определяющим
фактором в поведении человека, должна
быть удовлетворена потребность
более низкого уровня. Для того
чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, необязательно
удовлетворять полностью
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации через потребности бесконечен.
Со временем потребности меняются. Поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Конечно,
в принципе четкой пятиуровневой
иерархической структуры
Удовлетворение
потребностей одного уровня приводит
к автоматическому
На
человека большое влияние оказывает
воспитание и опыт прошлого, особенно
опыт потрясений войны, кризисов, депрессий
и т.п. Поэтому на практике нет
такой стройной пирамиды потребностей
для каждого человека.
1.3 Выводы
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.
Мотивы играют важную роль в любой деятельности человека. Без них деятельность вообще не может осуществляться целесообразно. Но мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность человека.
Практическая функция мотивации состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на людей в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных установок, профессионального и личностного потенциала. Также крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением которых можно мотивировать человека в настоящий момент. Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие, незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно, от более значительных и реже встречающихся изменений (сдвигов) в человеческих потребностях.
Далеко не все потребности человека проявляются явно. Если человек испытывает скрытую потребность в чем-либо, он будет искать возможность для ее удовлетворения. Если же она так и будет оставаться неудовлетворенной, то это будет отражаться на его поведении и явится серьезным демотивирующим фактором. Поэтому необходимо пытаться выявить все потребности человека, а так же понять, какие из них являются доминирующими.
Формирование
мотивации и ценностных ориентаций является
неотъемлемой частью развития личности
человека. В переходные, кризисные периоды
развития возникают новые мотивы, новые
ценностные ориентации, новые потребности
и интересы, а на их основе перестраиваются
и качества личности, характерные для
предшествующего периода.
2. Мотив как структурный компонент учебной деятельности студентов.
2.1
Теория учебной мотивации
Одной
из проблем оптимизации учебно-
Рассматривая
мотивацию учебной
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов.
Таким образом, учебная мотивация определяется:[6, с. 54]
1) самой образовательной системой, образовательным учреждением;
2) организацией образовательного процесса;
3)субъектными особенностями обучающегося;
4)субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу;
5)спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования). Студенты четко следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая учебная мотивация ( студенты успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий
уровень – положительное
Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. Эти дети посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На парах часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное отношение, учебная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одногруппниками, во взаимоотношениях с преподавателями. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях студенты могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных студентов отмечаются нервно - психические нарушения.
В основе классификации видов учебной мотивации лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.
Наиболее полная классификация предложена А.К. Марковой. Она основывается на классификации Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них.
К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся:
1)широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями),
2)учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний),
3)мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни:
1)широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения),
2)узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение),
3)мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).
Так же есть и другая, довольно распространенной классификации, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.
Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения), то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. В этой связи существенно, что в своей работе А.К.Маркова специально подчеркивает эту мысль: «…Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними». Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения.
В учебную мотивацию входят:
Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношений к учению.
Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов