Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 96.27 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

    Проблеме  учебной мотивации уделяется  пристальное внимание в отечественной  педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что  мотивация учения представляет собой  решающий фактор эффективности учебного процесса.

    Высшая  школа решает важнейшую задачу - формирует личности будущих специалистов, усваивающих за годы учебы знания, умения и навыки, обозначенные в  государственном образовательном  стандарте соответствующей специальности. Для решения этой задачи, как свидетельствует  опыт, необходимо, чтобы кафедры  имели ясное представление о  мотивах поступления в ВУЗ  абитуриентов, уровне их общеобразовательной  подготовки, степени сформированности умений и навыков самостоятельной  работы, широте интересов, увлечениях, способностях, особенностях характера, состоянии здоровья - в общем, о  соответствии их требованиям будущей  профессии.

    В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося как  активного деятеля, имеющего соответствующую  структуру потребностно-мотивационной  сферы. Именно характер потребностей и  мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности  вовлеченность/отчужденность,активность/пассивность,удовлетворенность/ неудовлетворенность происходящим.

    При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим  результатом обеспечивают переживание  осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего  самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности  приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения. Перечисленные характеристики актуальны для любой деятельности, в том числе и учебной.

    Мотивация играет исключительную роль в жизни  человека, в первую очередь как  смысловое ядро любого поступка. Она  может рассматриваться как динамичный процесс, связанный с формированием  мотивов поведения, выбора профессии. Эти два неразрывно связанных  друг с другом аспекта объективно определяют задачи экспериментального исследования, направленного на выявление  причин, способствующих или препятствующих формированию социально ценных мотивов  учебной деятельности студентов.

    Значительный  вклад в разработку теории мотивации  внесли отечественные психологи  П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и  др., которые установили, что мотивация  объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной  деятельности, направленной на достижение определенной цели.

    Целью курсовой работы является выяснение  следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение  к обучению, как формируется мотивация  познавательной деятельности.

      Достижение данной цели предполагает  решение следующих задач:

  1. Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
  2. Изучить особенности учебной мотивации студентов.

   3. Проанализировать ход и основные  результаты исследования о уровне  учебной мотивации у студентов.

    Объект  исследования: учебная деятельность студентов.

      Предмет исследования: педагогические  условия, способствующие развитию  мотивации учебной деятельности  студентов.

    Для реализации цели исследования и решения  поставленных задач использовались следующие методы:

  1. метод теоретического анализа научных трудов по теме исследования;
  2. методы опроса, наблюдения и экспертной оценки;
  3. метод анкетирования.

    Гипотеза  исследования:  уровень учебной  мотивации определяет отношение  студентов к учебе.

    Практическая  значимость исследования: знания об особенностях становления учебной мотивации  могут быть использованы в учебном  процессе для оптимизации учебной  деятельности студентов и совершенствования  подготовки будущих профессионалов в разных областях.

    Эмпирическая  база исследования:

    - студенты 1 группы – 28 человек;

    - студенты 2 группы  – 26 человек;

    -студенты 3 группы – 27 человек. 
 
 
 

    1. Понятие «мотив» и «мотивация»

    1.1 Сущность понятий «мотив» и  «мотивация»

    Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет  его поведение. То есть, мотив - это  нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его  побуждает к некоторым действиям  или бездействию. Отсюда вытекает, что  мотивация - это процесс сознательного  выбора личностью того или иного  типа поведения; это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

    Различные виды мотивов выделяют в зависимости  от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди  этих потребностей выделяют потребность  в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные или утилитарные.

    Потребность представляет собой объективную  нужду, необходимость человеческого  существа в чем-то, лежащем вне  его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек  выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению  к ней ценности.

    Таким образом выделяют следующие виды мотивов: [1, с. 223]

    1)внешние (экстринсивная мотивация);

    2)внутренние (интринсивная мотивация).

    Причина возникновения  внешних мотивов внешняя среда, в качестве которой в учебном процессе выступает преподаватель, группа и т. д. Внутренние мотивы основываются на глубоко личностных качествах человека, таких как воля, принципы, чувство долга, ответственность.

    Так же выделяют:

    1)положительные мотивы: основанные на положительных стимулах (пример: «если я наведу порядок на столе, я получу конфету»);

    2)отрицательные мотивы: основанные на отрицательных стимулах ( пример: «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут»)

    3)устойчивые мотивы;

    4)неустойчивые мотивы.

    Также различают:

          1)индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

    -голод

    -жажда

    -избегание боли

    -стремление к температурному оптимуму и т. д.

          2)групповые

    -забота о потомстве

    -поиск места в групповой иерархии

    -поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. д.

    3)познавательные

    -исследовательское поведение

    -игровая деятельность

    Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. 

    1.2 Теории мотивации.

    Теория  мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Различают:

    1) процессуальные теории мотивации: предполагают, что поведение человека определяется не только конкретными потребностями, а также связано с условиями их получения: с ожиданием получения желаемого вознаграждения и со справедливой оценкой деятельности. Различают два вида процессуальных теорий:

    а)теория ожидания;

      б)теория справедливости.

    Теория  ожиданий построена на том, что человек  желает получить за выполняемую работу вознаграждение, которое удовлетворит его потребности. Отношение полученного  вознаграждения к желаемому (ожидаемому) рассматривается как степень  удовлетворения потребности.

    Ожидаемое вознаграждение определяется человеком  субъективно на основе оценки затрат усилий и полученных результатов. Отсутствие четкой зависимости между затратами  и результатами деятельности, а также  между результатами и вознаграждением  приводит к ошибке в определении  ожидаемого вознаграждения и неправильному  поведению его в процессе деятельности.

    Отсутствие  связи между затраченными усилиями и полученными результатами может  произойти из-за неправильной самооценки, плохой его подготовки, отсутствия полномочий и т.д.

    Теория  справедливости основана на том, что  люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с вознаграждением  других людей, выполняющих аналогичную  работу.

    Если  человек видит, что другой за такую же работу большее вознаграждение, то он считает, что к нему отнеслись несправедливо. В такой ситуации возникает психическое напряжение, и человек будет стремиться уменьшать интенсивность труда.

    Для восстановления чувства справедливости люди могут выбрать один из следующих  путей:

  1. изменить уровень затрачиваемых усилий;
  2. попытаться изменить уровень полученного вознаграждения;
  3. прекратить взаимоотношения.

    Основной  вывод теории справедливости для  практики управления состоит в следующем. До тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать  интенсивность труда.

    2)содержательные  теории мотивации: стремятся рассмотреть активные потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов