Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать теоретические аспекты характеристики понятия «мотивация».
Изучить особенности учебной мотивации студентов.
3. Проанализировать ход и основные результаты исследования о уровне учебной мотивации у студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Высшая
школа решает важнейшую задачу -
формирует личности будущих специалистов,
усваивающих за годы учебы знания,
умения и навыки, обозначенные в
государственном
В
современном образовательном
При
этом вовлеченность в деятельность,
активность (инициативность) в ней,
удовлетворенность собой и
Мотивация
играет исключительную роль в жизни
человека, в первую очередь как
смысловое ядро любого поступка. Она
может рассматриваться как
Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Р.С. Немов, Е.П. Ильин и др., которые установили, что мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Целью курсовой работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности.
Достижение данной цели
3.
Проанализировать ход и
Объект исследования: учебная деятельность студентов.
Предмет исследования: педагогические
условия, способствующие
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
Гипотеза исследования: уровень учебной мотивации определяет отношение студентов к учебе.
Практическая значимость исследования: знания об особенностях становления учебной мотивации могут быть использованы в учебном процессе для оптимизации учебной деятельности студентов и совершенствования подготовки будущих профессионалов в разных областях.
Эмпирическая база исследования:
- студенты 1 группы – 28 человек;
- студенты 2 группы – 26 человек;
-студенты
3 группы – 27 человек.
1. Понятие «мотив» и «мотивация»
1.1 Сущность понятий «мотив» и «мотивация»
Мотив
- это субъективное отношение человека
к своему поступку, сознательно поставленная
цель, которая направляет и объясняет
его поведение. То есть, мотив - это
нечто, что находится внутри человека
и во внешней среде, которое его
побуждает к некоторым
Различные
виды мотивов выделяют в зависимости
от того предмета, на который направлена
деятельность. Каждый вид деятельности
соответствует некоторой
Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности.
Таким образом выделяют следующие виды мотивов: [1, с. 223]
1)внешние (экстринсивная мотивация);
2)внутренние (интринсивная мотивация).
Причина возникновения внешних мотивов внешняя среда, в качестве которой в учебном процессе выступает преподаватель, группа и т. д. Внутренние мотивы основываются на глубоко личностных качествах человека, таких как воля, принципы, чувство долга, ответственность.
Так же выделяют:
1)положительные мотивы: основанные на положительных стимулах (пример: «если я наведу порядок на столе, я получу конфету»);
2)отрицательные мотивы: основанные на отрицательных стимулах ( пример: «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут»)
3)устойчивые мотивы;
4)неустойчивые мотивы.
Также различают:
1)индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
-голод
-жажда
-избегание боли
-стремление к температурному оптимуму и т. д.
2)групповые
-забота о потомстве
-поиск места в групповой иерархии
-поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. д.
3)познавательные
-исследовательское поведение
-игровая деятельность
Известно,
что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная
мотивация. Однако, если мотивация слишком
сильна, увеличивается уровень активности
и напряжения, вследствие чего в деятельности
(и в поведении) наступают определенные
разлады, т. е. эффективность работы ухудшается.
В таком случае высокий уровень мотивации
вызывает нежелательные эмоциональные
реакции (напряжение, волнение, стресс
и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментально установлено, что существует
определенный оптимум
(оптимальный уровень) мотивации, при котором
деятельность выполняется лучше всего
(для данного человека, в конкретной ситуации).
Последующее увеличение мотивации приведет
не к улучшению, а к ухудшению эффективности
деятельности. Таким образом, очень высокий
уровень мотивации не всегда является
наилучшим. Существует определенная граница,
за которой дальнейшее увеличение мотивации
приводит к ухудшению результатов. Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона.
1.2 Теории мотивации.
Теория мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Различают:
1) процессуальные теории мотивации: предполагают, что поведение человека определяется не только конкретными потребностями, а также связано с условиями их получения: с ожиданием получения желаемого вознаграждения и со справедливой оценкой деятельности. Различают два вида процессуальных теорий:
а)теория ожидания;
б)теория справедливости.
Теория ожиданий построена на том, что человек желает получить за выполняемую работу вознаграждение, которое удовлетворит его потребности. Отношение полученного вознаграждения к желаемому (ожидаемому) рассматривается как степень удовлетворения потребности.
Ожидаемое вознаграждение определяется человеком субъективно на основе оценки затрат усилий и полученных результатов. Отсутствие четкой зависимости между затратами и результатами деятельности, а также между результатами и вознаграждением приводит к ошибке в определении ожидаемого вознаграждения и неправильному поведению его в процессе деятельности.
Отсутствие связи между затраченными усилиями и полученными результатами может произойти из-за неправильной самооценки, плохой его подготовки, отсутствия полномочий и т.д.
Теория справедливости основана на том, что люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если человек видит, что другой за такую же работу большее вознаграждение, то он считает, что к нему отнеслись несправедливо. В такой ситуации возникает психическое напряжение, и человек будет стремиться уменьшать интенсивность труда.
Для восстановления чувства справедливости люди могут выбрать один из следующих путей:
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в следующем. До тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
2)содержательные теории мотивации: стремятся рассмотреть активные потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
Информация о работе Экспериментальное исследование уровня учебной мотивации студентов