Экспериментальное исследование организации подвижной игры детей дошкольного возраста

Автор: v********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и практическое изучение темы с точки зрения педагогических исследований по данной проблематике
в условиях современного дошкольного учреждения.
В рамках достижения поставленной сформулированы задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы "Приемы распределения ролей в подвижной игре";
2. Исследовать условия и особенности распределения ролей при проведении подвижной игры в дошкольном образовательном учреждении;

Работа содержит 1 файл

курсовая ВЕ.docx

— 80.42 Кб (Скачать)

средний уровень  развития: в экспериментальной группе – 40%, в контрольной – 50%;

низкий уровень  физического развития детей в  обеих группах равен 30%.

    Причем  наиболее высокие результаты дошкольники показали в прыжках в длину с места, но наблюдаются недостатки техники. При этом, учитывая разницу в нормативах, результаты девочек значительно лучше.

    Показатели  в целом по группе выше среднего  и в беге на короткие дистанции,  также с приоритетным преобладанием  в числе высокого 

уровня девочек.

    У  мальчиков лучше показатели в  метании мяча, но в общем по  группе 

показатели метания  средние; причем метание левой рукой  получается у детей 

старшего возраста значительно лучше. Невысокий уровень  можно объяснить низким развитием  технических навыков, часть детей  умеет метать мяч только из положения  снизу.

     Также критериями физической подготовленности детей можно считать выносливость и быстроту выполнения движения. Для измерения выносливости выполняются упражнения с максимальной, индивидуально возможной интенсивностью в течении 1 минуты, а для определения быстроты движения берется количество выполненных упражнений за 5 секунд. В качестве показателей для сравнения используется коэффициент выносливости, который вычисляется так:

 К = пульс до нагрузки разделить на пульс в конце минутного отдыха после работы и умножить на количество выполненных упражнений.

     Изучение  полученных в результате измерений  и вычислений данных показывают, что быстрота движений как  в экспериментальной, так и  в контрольной группе в среднем  составляет 10,3; а коэффициент выносливости в среднем по каждой группе составил 282. При этом показатели мальчиков и девочек в среднем одинаковые.

     При  рассмотрении внешних признаков  утомления за основу брались 

такие показатели, как степень покраснения лица, мимические выражения, выраженность потливости, учащенное дыхание, а также интенсивность  движений в конце физического  упражнения и самочувствие после  его завершения. В обеих подгруппах утомление в небольшой степени  испытывали 40% детей, утомление в  средней степени – 60%. Сильной  степени утомления, недопустимой в  условиях дошкольного 

образовательного  учреждения, не показал ни один из детей, что говорит о применении правильной физической нагрузки.

      Таким образом, на констатирующем  этапе эксперимента сформированы 

две группы детей – экспериментальная и контрольная; заполнены диагностические карты на начало эксперимента.

2.2. Осуществление экспериментальной  деятельности 

на  формирующем этапе  эксперимента 

     Методика развития физических качеств дошкольников в процессе игровой деятельности должна включать: проведение специально организованной, непрерывной и целенаправленной работы по организации игровой деятельности; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике приемов руководства игрой воспитателем. Особое внимание при этом уделяется распределению ролей между участниками игры в старшем дошкольном возрасте.

    Для подтверждения гипотезы, а также для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности занятия по физической культуре с дошкольниками опытной группы были разработаны в виде игровых занятий (Приложение № 9). В результате такой организации деятельности, при которой плановое занятие по физкультуре заменяется аналогичным по наполнению содержания, но в игровой форме,  не происходит увеличение физической нагрузки и нарушение санитарных норм на двигательную активность. Но при этом значительно повышается результативность занятия за счет большей заинтересованности детей, меньшей утомляемости и за счет повышения эмоционально – положительного фона.

    Также, в зависимости от тематической направленности обучающих занятий по другим разделам программы, физическое развитие с детьми экспериментальной группы осуществлялось в виде сюжетно – игровых, где каждая подвижная игра была подобрана не только с учетом моторной плотности и развития запланированных физических качеств, но и на одну общую тему (например, в комплексе "Морское царство" применялись игровые дыхательные упражнения "Парус", "Волны шипят" и др., игровые общеразвивающие упражнения "Рыбка", "Русалочка" , "Медуза" и др., подвижные игры "Цунами" , "Невод" , "Водяной" и др., танец "Раки" , круговая игра "Матросы на корабле в шторм" и т.п.).

    Кроме замены классических занятий физической культурой в соответствии с программой развития детей старшего дошкольного возраста игровыми занятиями тематической или сюжетной направленности, подвижные игры и игровые конкурсы использовались как элемент музыкальных и театрализованных праздников и развлечений, проводимых в дошкольном образовательном учреждении. Так, в целях осуществления экспериментальной деятельности, обычно проводимый как музыкальный утренник День защитника отечества был проведен в этот раз как спортивное развлечение с игровыми конкурсами  (Приложение № 10).

     При  этом особенно показательным  было командное распределение  детей и распределение ролей  между ними. Не смотря на то, что присутствие родителей в  качестве зрителей стимулировало  и без того большое желание  каждого проявить себя в игре, конфликтов и проблем не возникло. Наоборот, наблюдались случаи, при  которых свое место в игре  уступалось товарищу, а на место  водящего предлагали не себя  и не своего друга, а другую  кандидатуру с мотивированием  выбора.

     Кроме  того, в течении всего времени  проведения экспериментальной деятельности, с детьми опытной группы проводились  подвижные игры в блоке совместной  деятельности педагога с детьми; организовывались и стимулировалась  организация самостоятельной игровой  деятельности в свободное время  и на прогулке.

     С  целью развития и поддержания  интереса к подвижной игре  у детей – дошкольников экспериментальной  группы, ознакомления их с новыми играми, а также для усиления патриотической и социально – нравственной направленности игровых действий, в процессе опытной деятельности были изучены и отобраны подвижные игры народов Приднестровья (русские, украинские и молдавские), составлен каталог (Приложение № 11, 12).  

     Подвижные  игры с национальным колоритом,  с напевными речитативами вызвали  живой отклик у дошкольников  старшей группы;  показали недостаточную  разработанность данного направления  и необходимость продолжать эту  работу.

     Использование  народного материала значительно  усилило эффективность работы  по организации подвижных игр  с детьми дошкольного возраста. Это обусловлено информационной  новизной и своеобразием, особым, легко воспринимаемым материалом, необычностью форм проведения  и используемого оборудования.

     Также  короткие стихотворения и заклички, являющиеся элементом народной  игры, дошкольники использовали  как считалки при распределении  ролей в других подвижных играх,  известных им ранее.

     Независимо  от того, в какое время и  в какой форме проводились  подвижные игры, в соответствии  с темой работы и для достижения  наилучших результатов особое  внимание на протяжении всего  эксперимента уделялось деятельности  педагогов по организации подвижной  игры, по ее руководству, и,  главное, по распределению ролей  среди участников.

     Для  этого использовались разнообразные  приемы, причем, по мере необходимости,  и приемы, обычно рекомендуемые  педагогической литературой для  дошкольников более младшего  возраста.

     Сюрпризный  момент, использование игрового  персонажа (обычно театральной  куклы) и в старшем возрасте  не только привлекают детей  к игре, но и сглаживают конфликтные  ситуации при выборе водящего.

     А  участие в игре педагога на равных, взятие им на себя какой-либо роли, особенно предложенной самими детьми, делает подвижную игру эмоционально насыщенней, более привлекательной, что в конечном итоге приводит к усилению положительного эффекта от ее проведения.

        Кроме вышеперечисленного, в течении  всего времени проведения эксперимента  большое внимание уделялось стимулированию  творческой активности и самостоятельности детей в процессе подвижной игры.

2.3. Диагностирование  достигнутого уровня  физического развития  дошкольников на  контрольном этапе  эксперимента 

      После завершения психолого – педагогического эксперимента была проведена повторная диагностика уровня физического развития детей в экспериментальной т контрольной группах по тем же критериям, что и на констатирующем этапе и сопоставлены полученные результаты.    

     Для этой цели использовались те же нормативы и тесты, что и на констатирующем этапе эксперимента, а также наблюдение за изменениями поведения детей на физкультурных занятиях, при осуществлении игровой деятельности в блоке совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности. Динамика произошедших изменений отражена в таблицах (Приложения № 2, 3).

      Полученные в результате нормативных срезов данные физического развития наглядно показывают, что после окончания экспериментальной работы положительная динамика наблюдается в обеих группах, возросла физическая подготовленность, улучшились нормативные показатели.

     Но  увеличение уровня физического  развития в экспериментальной  группе более значительное по  сравнению с контрольной. Так,  высокий уровень общей физической  подготовленности в экспериментальной  группе достиг 60%, а в контрольной  – только 40%; низкий уровень в  экспериментальной группе составил  всего 10%, а в контрольной группе  снижение менее значительное  – с 30 до 20%.

                  Начало эксперимента         Конец эксперимента

    Кроме  того, сравнительный анализ данных  показал, что в контрольной  группе наблюдается в основном улучшение скоростных показателей, в наибольшей степени в беге на 10 и 30 метров. По-прежнему дошкольники отстают в прыжках с места, метании. В экспериментальной же группе заметно более значительное увеличение уровня физической подготовленности по всем нормативным показателям, особенно в прыжках в длину, где динамика роста высокого уровня составила 30%.

     Но  особенно интересные результаты  получены при сравнительном анализе  показателей влияния физической  нагрузки на организм ребенка  и степени выраженности утомления.  Из приведенных таблиц  (Приложения 

№ 4, 5) видно, что  коэффициент выносливости заметно изменился только в экспериментальной группе – в среднем с 282 до 287, тогда как увеличение среднего показателя коэффициента выносливости в контрольной группе составило менее 1 (0,6).

     Такая  же картина наблюдается и при  сравнении быстроты движения:

в экспериментальной  группе средний показатель вырос  с 10,3 до 10,7; а в контрольной – с 10,3 до 10,5.

     Помимо  этого, в контрольной группе  половина детей после выполнения  физических упражнений имели  среднюю степень выраженности  утомления, тогда как в экспериментальной  группе – только 20%. (Приложения  №7, 8)  При этом в экспериментальной  группе наблюдается значительное  снижение учащенности дыхания,  а жалобы на плохое самочувствие  и отказ от дальнейшего выполнения  заданий отсутствуют вовсе.

     Таким образом, в результате проведенной практической экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что правильное руководство педагогом и рационально выбранные приемы распределения ролей в подвижной игре, а также систематичность использования подвижной игры,  влияют на повышение эффективности игровой деятельности и, в результате, на улучшение общего физического состояния дошкольников и увеличение показателей физической подготовленности.

Заключение 

     В результате теоретического изучения данного вопроса и проведенной практической экспериментальной работы можно сделать ряд выводов.

     Не смотря на то, что игровая деятельность, и в ее числе подвижные игры, выступают как основные виды деятельности детей дошкольного возраста, что определено анализом научно – педагогических закономерностей и практическим опытом, и должны занимать одно из главных положений в педагогической работе воспитателя, они недостаточно полно применяются при организации как физкультурных занятий, так и свободного времени.

Информация о работе Экспериментальное исследование организации подвижной игры детей дошкольного возраста