Автор: v********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение темы с точки зрения педагогических исследований по данной проблематике
в условиях современного дошкольного учреждения.
В рамках достижения поставленной сформулированы задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы "Приемы распределения ролей в подвижной игре";
2. Исследовать условия и особенности распределения ролей при проведении подвижной игры в дошкольном образовательном учреждении;
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы
каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей. [2]
Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку, привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. С детьми старших групп следует заранее договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут. В старшей группе воспитатель может поручить наиболее активным детям собрать всех для игры, или, распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными. [10]
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Роль воспитателя в руководстве игровой деятельностью зависит от
характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. [2]
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры, делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и
увертываться, изменять направление, быстро остановиться и т.д..
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз у дошкольников (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. [9]
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Итог игры должен быть оптимистичным и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов, но конечный результат в значительной степени зависит от профессионального мастерства и личностных качеств педагога. [2]
1.3.
Приемы распределения
ролей в подвижной
игре
Руководство воспитателя подвижной игрой в значительной степени состоит в распределении ролей в играх. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны.
Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя. Выбор приема распределения ролей в подвижной игре зависит от возраста играющих детей, их эмоционального состояния, наличия и сложности правил, степени знакомства детей с игрой, от характерологических и функциональных особенностей самой роли. [1]
Роли определяют не только поведение детей в игре, но и определенный, сложившийся в группе социальный статус. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты. Их предотвращение (при необходимости – устранение) являются одной из основных задач педагога в процессе организации и руководства игрой.
Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение.
Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…» [7]
Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя.
Считалочка должна быть безукоризненной как в педагогическом, так и в художественно – эстетическом смысле; но исключения могут составлять считалки, придуманные самим ребенком.
Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи
перехваток и т.д.
Также
выбор роли может
Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…».
Старшие дошкольники любят и умеют играть, в определенной степени у них уже сформировались умения договариваться друг с другом. Поэтому они в основном способны договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала игры, распределять роли. [7]
Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм.
В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель.
Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.
Дети среднего дошкольного возраста очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей. [4]
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала.
Правильное педагогическое руководство при распределении роли помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, удачно выполнил свои роли.
У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков,но и для целостного воспитания личности ребенка. [3]
II. Экспериментальное исследование
организации
подвижной игры детей
дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня физического развития дошкольников
на
констатирующем этапе
эксперимента
В
качестве гипотезы для
Для проведения экспериментальной работы была выбрана средняя группа № 5 МДОУ «Бендерский Детский сад № 35», из которой отобраны
20 детей и сформированы две подгруппы – экспериментальная и контрольная – по 10 человек с одинаковой группой здоровья и приблизительно одинаковым уровнем физического развития.
Для
получения данных на начало
эксперимента и для наиболее
рационального распределения
их по группам здоровья.
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическим мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья.
К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.
Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.
Детей с третьей и четвертой группой здоровья в детском саду нет.
Из полученных данных видно, что в целом обе наблюдаемые группы физически развиты. Дети с I группой здоровья составляют 70% (Приложение № 1). Рост дошкольников 5-6 лет колеблется от 103 до 114 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 24 до 28 кг.
Применение
методики контрольных
Полученные в результате нормативных срезов данные физического развития наглядно показывают, что на начало экспериментальной деятельности в обеих подгруппах показатели физической подготовленности детей приблизительно одинаковые (Приложение № 2, № 3).
В
экспериментальной группе