Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь свойств внимания и успешности обучения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: учащиеся, обучающиеся более успешно имеют высокий и средний уровень развития свойств внимания; Учащиеся, обучающиеся менее успешно проявляют средний и низкий уровень развития свойств внимания.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме развития внимания, дать характеристику внимания, его свойствам и особенностям их проявления в младшем школьном возрасте;
Определить уровни развития свойств внимания в младшем школьном возрасте;
Выявить взаимосвязь свойств внимания и успешности обучения младших школьников;
База исследования: МОУ «СОШ № 4» г. Волжского.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, математические методы обработки результатов.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы внимания……………………….
1.1 Проблема внимания в отечественной и зарубежной психологии……..
1.2 Общая характеристика внимания………………………………………...
1.3 Особенности развития внимания у младших школьников…………….
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей свойств внимания у младших школьников……………………………………………………….
2.1 Методы, методики и организация исследования свойств внимания у младших школьников…………………………………………………………
2.2 Анализ результатов исследования свойств внимания у младших школьников……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………..
Инструкция: Сейчас я дам тебе тест с изображённым на нём квадратом треугольником, кругом, ромбом. Как только я дам команду «Начали!», ты должен расставить как можно быстрее и без ошибок следующие фигуры: в квадрат – галочка, в треугольник – нечего не ставить, в кружок – минус и в ромб – плюс. Время на работу 2 минута. Как только время закончиться, я скажу «Стоп!» и ты должен прекратить задание.
Обработка и оценка результатов.
Результатами данного тестирования является количество обработанных испытуемым за 2 минуты геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Таблица № 1
Уровень концентрации внимания:
Число обработанных фигур |
Ранг |
Уровень концентрации внимания |
100 91-99 80-90 65-79 64 и меньше |
1 2 3 4 5 |
Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий |
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
Методика "Запомни и расставь точки"
Цель: Оценивается объем внимания ребенка.
Материал: Лист с точками, лист с пустыми карточками (см.приложение 3).
Лист
с точками предварительно
Ход опыта: Эта методика может проводиться как коллективно, так и индивидуально. В нашем случае мы использовали коллективный подход в группе. Детям раздаётся бланк с 8 малыми квадратами, где изображены 16 пустых клеток (в каждом). Дети перед началом исследования получает следующую инструкцию.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Я буду одну за другой показывать вам карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее детям последовательно, на 3-5 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15-20 секунд. Это время дается детям для того, чтобы они смогли вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания
ребенка считается максимальное
число точек, которое ребенок
смог правильно воспроизвести на
любой из карточек (выбирается та из
карточек, на которой было воспроизведено
безошибочно самое большое количество
точек)
Таблица № 2
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Количество баллов |
Воспроизведенные точки |
10 баллов |
6 и более |
8-9 баллов |
от 4 до 5 точек |
6-7 баллов |
от 3 до 4 точек |
4-5 баллов |
от 2 до 3 точек |
0-3 балла |
не более 1 |
Таблица № 3
Выводы об уровне развития объема внимания
Количество баллов |
Уровень развития объема внимания |
10 баллов |
очень высокий |
8-9 баллов |
высокий |
6-7 баллов |
средний |
4-5 баллов |
низкий |
0-3 балл |
очень низкий |
Методика «Корректурная проба» Б.Бурдона (буквенный вариант) для детей младшего школьного возраста.
Цель методики: определение устойчивости и переключения внимания.
Материал: стандартный бланк теста «Корректурная проба» (см. приложение 4), карандаш (ручка), секундомер.
На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «К» и «И»; всего 1480 знаков, по 40 букв в каждой строчке.
Ход опыта: Эта методика может проводиться как коллективно, так и индивидуально. В нашем случае мы использовали коллективный подход в группе. Детям раздаётся бланк теста, где изображены в случайном порядке буквы русского алфавита. Дети перед началом исследования получает следующую инструкцию.
Инструкция:
«перед вами набор букв
Букву
«К» нужно подчеркнуть, букву
«И» зачеркнуть. Задание необходимо
выполнить быстро и точно.
Обработка результатов:
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 10 минут, т.е. за все время выполнения задания. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество
изображений предметов на
t - время работы, в секундах;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой 10 минут. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 600 с.
Показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
Таблица № 4
Количество баллов |
Показатель S |
10 баллов |
выше 1,25 |
8-9 баллов |
от 1,00 до 1,25 |
4-7 баллов |
от 0,50 до 1,00 |
2-3 балла |
от 0,24 до 0,50 |
0-1 балл |
от 0,00 до 0,2 |
Таблица № 5
Выводы об уровне развития:
Количество баллов |
Продуктивность и устойчивость внимания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 баллов |
Очень высокая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-9 баллов |
Высокая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4-7 баллов |
Средняя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2-3 баллов |
Низкая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0-1 балл |
Очень низкая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2 Анализ результатов
Пользуясь Методикой «Расставь значки». На первом этапе мы изучали проявление концентрации внимания, более успешного обучения детей и менее успешного обучения детей. Обработка и оценка результатов: Результатами данного исследования является количество обработанных испытуемым за 2 минуты геометрических фигур и количество допущенных ошибок. Анализ полученных данных (при проведении данной методики мы получили следующие результаты) . ( см. Таблица 6).
Таблица № 6
Полученные результаты отражены в таблице № 7 Таблица № 7
По полученным данным у 15 обучающихся выявлены следующие уровни концентрации. Очень высокий уровень встречается у трёх детей, преимущественно у успевающих детей учащихся на 4-5. Высокий уровень у пяти детей (двое из которых менее успевающие учащиеся на 3-4), в большинстве у учащихся на 4-5. Средний уровень встречается у трёх (один из которых учащийся на 3-4) детей более успевающих, учащиеся на 4-5. Низкий уровень встречается у четырёх детей только у менее успевающих детей учащихся на 3-4. Очень низкий уровень не выявлен. Дети
с высоким уровнем Остальные дети допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели по сторонам. Двое детей обратились с просьбой повторить задание уже во время его выполнения. Все это говорит о недостаточном уровне развития концентрации внимания. Важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры, расставляя в них знаки как можно скорее или его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации могут быть также состояние утомления, плохое знание, болезнь. Поэтому, учитывая всё это, стоит тщательно походить к каждому испытуемому ребёнку. Пользуясь методикой «Запомни и расставь значки». На втором этапе исследования мы выявляли уровень развития объёма внимания младших школьников. Обработка и оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Анализ полученных данных (результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом) . (см таблица № 8). Таблица № 8
Полученные результаты отражены в таблице № 9. Таблица № 9
По полученным данным у 15 обучающихся выявлены следующие уровни развития объёма внимания. Очень высокий встречается у трёх детей (один из которых учится на 3-4), преимущественно у успевающих детей учащихся на 4-5. Высокий уровень выявляется у четырёх детей, где у учащихся на 3-4 и 4-5 одинаковый объём внимания. Средний уровень встречается у пятерых (двое из которых учатся на 3-4) детей более успевающих, учащихся на 4-5. Низкий уровень встречается у троих (один из которых учится на 4-5) детей с преобладанием учащихся на 4-5 . Очень низкий уровень не выявлен. Дети с
высоким уровнем объёма Дети с более
низким уровнем объёма Важно заметить готовность учащихся к выполнению задания, его ориентации на карточки с точками (методический материал) . Правильно и последовательно объяснять инструкцию, чтоб дети понимали, что им нужно делать. В ряде случаев объём внимания может быть ниже возможного, так как у детей присутствует соревновательное чувство. Каждый хочет показать на что он способен, спешит с расстановкой, невнимательно выполняет само задание, не дослушав инструкцию. Причиной снижения объёма внимания так же может быть утомление ребёнка. Пользуясь методикой «Корректурная проба» Б.Бурдона (буквенный вариант). На третьем этапе мы сравнивали особенности устойчивости и переключения внимания при успешном обучении и менее успешном обучении детей. Обработка и оценка результатов: При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 10 минут, т.е. за все время выполнения задания. Определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости. Анализ полученных данных: Показатель продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе (см. таблица 10). Таблица № 10
Полученные результаты отражены в таблице № 11. Таблица № 11
По полученным данным у 15 обучающихся выявлены следующие уровни продуктивности и устойчивости внимания. Очень высокий уровень встречается у четырёх детей, где у учащихся на 3-4 и 4-5 одинаковый уровень продуктивности и устойчивости внимания. Высокий уровень у двоих детей, в большинстве у учащихся на 4-5 (у учащихся на 3-4 не выявлено высокого уровня продуктивности и устойчивости внимания). Средний уровень встречается у пятерых (двое из которых учащиеся на 3-4) детей преимущественно у более успевающих, учащиеся на 4-5. Низкий уровень встречается у троих (один из которых учащийся на 4-5) детей преимущественно у менее успевающих детей учащихся на 3-4. Очень низкий уровень выявлен у одного ребёнка, учащегося на 3-4. Дети с высоким
уровнем продуктивности и
устойчивости внимания не Дети с более
низким уровнем продуктивности
и устойчивости внимания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы:
Приложение 1
Представления о видах внимания
в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов
в отечественной психологии
Автор классификации |
Основание классификации |
Вид внимания |
Л.С. Выготский [7] |
|
|
Н.Ф. Добрынин [14] |
наличие цели как главный признак активности внимания и всей личности; наличие волевого усилия (как вторичный признак) |
|
Приложение 2
Приложение 3
1 2 3 4
• |
• |
• |
• |
||||||||||||
• |
• |
• |
• |
• | |||||||||||
• |
• |
• |
• |
||||||||||||
• |