Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР" и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.
Цель курсовой работы - провести экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
Задачи курсовой работы:
- Методы, цели, задачи и содержание исследования
-. Анализ полученных результатов
- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
Предмет исследования – представления детей младшего школьного возраста с ЗПР об особенностях ролевого поведения членов семьи.
Объект исследования – дети с ЗПР младшего возраста.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений ……...…. 1.2. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста………………….
1.3.Система работы по формированию представлений о семье и поведению членов семьи……………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования …………………….. ..
2.2. Анализ полученных результатов ...............…………………………...….. …
2.3.Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии ………………………….....
Заключение ………….……………………………………………………….........
Список литературы…………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………… …..
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;
– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).
Помните,
что вслед за наказанием необходимо
позитивное эмоциональное подкрепление,
знаки «принятия». В коррекции
поведения ребёнка большую роль
играет методика «позитивной модели»,
заключающаяся в постоянном поощрении
желательного поведения ребёнка
и игнорировании
Помните,
что у ребенка с ЗПР невозможно
добиться исчезновения гиперактивности,
импульсивности и невнимательности
за несколько месяцев и даже за
несколько лет, та как это –
патология, требующая своевременной
диагностики и комплексной
Поведение в процессе общения с детьми
Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза.
Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.
Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:
- спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какая сестра твоя умница».
Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:
– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);
– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;
– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;
– для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»
Предложенные нами практические рекомендации были ориентированы на
– снижение симбиотической зависимости ребенка с ЗПР от матери с целью нормализации отношений с другими членами семьи;
– включение
членов семьи в психолого-
Таким
образом, разработанные практические
рекомендации, направленные на формирование
конструктивных отношений в системе
«родители – ребенок с ЗПР»
позитивно изменяют характер взаимодействия
ребенка в семейном коллективе.
Заключение
Проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
1. Ученые,
исследующие проблемы семьи и
детства, отмечают тревожную
2.
Семейное воспитание содержит
значительный педагогический
3. Тип
детско-родительского
Список литературы
1.
Венгер А.Л. Психологические
2.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О
детях с отклонениями в
3. Клюева
Н.В. Психолог и семья:
4. Крючева
Я.В. Семинар для родителей,
имеющих детей с ЗПР// Наука.
Техника. Инновации. Материалы
докладов региональной научной
конференции студентов,
5. Крючева
Я.В. Семья глазами ребенка
с ЗПР //Образование в 21 веке.
Материалы всероссийской
6. Мастюкова
Е.М., Московкина А.Г. Семейное
воспитание детей с
7. Семья
в психологической
8. Психология
детей с задержкой
ПРИЛОЖЕНИЯ
Терапевтические игры
Детско-родительская игра-сказка «МИР НАОБОРОТ» (снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого)
«Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают, и однажды к нему пришёл гном-волшебник, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, - предложил волшебник. – Для этого надо нам вместе произнести заклинание:
Прыг-скок. Ой, смотрите, кто живёт
В мире всё наоборот? Дети стали управлять,
Мам в колясочках катать. Если надоест нам чудо,
Скажем вместе: Прыг отсюда!
Услышав
заклинание «Прыг-скок», дети начинают
ухаживать за родителями, командовать,
воспитывать, наказывать. А родители
слушаются или капризничают…
Игры для релаксации
Игра «ДОЖДЬ В ЛЕСУ» (релаксация, развитие чувства эмпатии)
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
Детско-родительские игры
1. Игра
«ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ» (
Каждая
семья получает «волшебные
2. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЁНКА»
Один
из родителей завязывает себе
глаза и ощупывает каждого
играющего ребёнка. Дети
[1] Депривация – лишение, утрата (англ.)
[2] Интериоризация
(лат. interior – внутренний) – процесс
преобразования внешних
[3] Эмпатия
– ощущение понимания и
[4] Сензитивность
– от лат. sensus – чувство, ощущение.
Информация о работе Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье