Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР" и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.
Цель курсовой работы - провести экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
Задачи курсовой работы:
- Методы, цели, задачи и содержание исследования
-. Анализ полученных результатов
- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
Предмет исследования – представления детей младшего школьного возраста с ЗПР об особенностях ролевого поведения членов семьи.
Объект исследования – дети с ЗПР младшего возраста.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений ……...…. 1.2. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста………………….
1.3.Система работы по формированию представлений о семье и поведению членов семьи……………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования …………………….. ..
2.2. Анализ полученных результатов ...............…………………………...….. …
2.3.Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии ………………………….....
Заключение ………….……………………………………………………….........
Список литературы…………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………… …..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
1.1. Особенности
формирования детско-
1.3.Система работы
по формированию представлений
о семье и поведению членов
семьи…………………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1. Методы,
цели, задачи и содержание
2.2. Анализ
полученных результатов .......
2.3.Основные
направления
Заключение
………….………………………………………………………....
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие
в последнее время политические
преобразования, изменения в социально-
Для
формирования гармоничной личности
ребёнка и развития у него адекватной
самооценки рядом с ним должны
находиться любящие и понимающие
его взрослые. Значимость семьи становится
особенно важной при формировании личности
ребенка с задержкой
Актуальность данной темы заключается
в том, что значимость семьи становится
особенно важной при формировании личности
ребенка с задержкой психического развития
(ЗПР). От характера установления связей
в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР"
и от понимания значимости семейного коллектива
будет зависеть первичная социализация
личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для
специалистов, работающих с детьми данной
категории, особенно актуальными стали
задачи активного привлечения семьи в
специальное образовательное пространство,
включения родителей в коррекционно-педагогический
процесс. Это осуществимо лишь при условии
знания специфики детско-родительских
отношений, складывающихся в этих семьях.
Однако исследований по этому вопросу
недостаточно, что и обусловило выбор
темы и формулировку проблемы: необходимость
создания модели работы с родителями,
вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического
процесса в условиях специализированного
учреждения, формирования в их сознании
положительных установок. Решение данной
проблемы и составило цель нашего исследования.
Научная новизна
работы заключается в том, что в ней получены
дополнительные данные о специфике детско-родительских
взаимоотношений при ЗПР. Это позволили
определить основные направления коррекционной
психолого-педагогической работы по нормализации
внутрисемейного микроклимата.
Цель курсовой работы - провести
экспериментальное изучение
Задачи курсовой работы:
- Методы, цели, задачи и содержание исследования
-. Анализ полученных результатов
- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
Предмет исследования –
Объект исследования – дети с ЗПР младшего возраста.
Гипотеза: детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;
В экспериментальном исследовании принимали участие две семьи, воспитывающие ребёнка младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
Выявленные
особенности послужили основой
для последующей разработки практических
рекомендаций, которые помогут членам
семьи правильно относиться и
адекватно воспринимать ребенка
с особыми образовательными потребностями.
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1.
Методы, цели, задачи
и содержание исследования
Для исследования родительского отношения к ребенку с ЗПР применялась методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Для изучения материнского восприятия ребенка и реакции на его поведение использовался опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской. Диагностика проводилась на основе изучения социально-личностных особенностей детей и их родителей, для чего использовались разнообразные методы и приемы:
– наблюдения;
– беседа с родителями;
– тестирование, сбор анкетных данных, опросники;
– проективные рисуночные тесты и др.
1. Наблюдение:
а) за поведением ребёнка в привычной и новой обстановке, в ситуации ожидания психолого-педагогического обследования, при этом фиксировались:
формы и средства общения со взрослыми и детьми;
поведение в привычной и незнакомой обстановке;
использование
предметов/игрушек и способы
б) за поведением ребёнка в ходе самого процесса психолого-педагогического обследования, в процессе наблюдения отмечались:
средства и формы общения с незнакомым взрослым;
способы усвоения общественного опыта;
сформированность у ребёнка представлений о себе и т.д.;
использование предложенных в игре предметов;
уровень развития восприятия.
2. В
ходе бесед с родителями
– формы и средства общения ребёнка с близким взрослым;
– представления ребёнка об окружающих людях;
– желания ребёнка устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками;
– особенности
поведения и эмоционально-
– особенности характера ребёнка;
– проблемы в семье, связанные с воспитанием ребёнка;
– методы воспитания в семье;
– условия воспитания, созданные для ребёнка;
– желание и готовность родителей участвовать в воспитании ребёнка совместно со специалистом.
3. Анкетирование
родителей позволило
– о социально-значимых умениях и навыках, сформированных у ребёнка;
– об организации родителями игрового и рабочего пространства для ребёнка в семье;
– об ориентировке ребёнка (выполнение простых действий, связанных с поиском «нужных» вещей: принести учебник, достать чашку, поставить стул и т.д.);
– о поведении ребёнка в различных жизненных ситуациях.
4. Графический
тест (кинетический рисунок семьи
Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность
выявить восприятие ребёнком
значимости членов семьи,
Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось значение слова «семья», так как это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей, ластик. После того, как ребёнок закончил рисунок, ему задавались в форме беседы следующие вопросы: «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:
– полнота изображённой семьи в соотношении с реальным составом семьи ребёнка;
– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка на листе бумаги;
– особенности изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).
Анализ рисунков детей позволил выявить особенности внутрисемейных отношений.
Рис.1
– проявляются конфликтные
Цель
исследования – создание модели работы
с родителями, вовлечение их в разные
формы коррекционно-
Объект
исследования – специфика детско-
Предмет исследования – оптимизация межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.
Выдвинутые гипотезы:
– детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;
– степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребёнка;
– возможна
коррекция материнского отношения
к детям с задержкой
Для изучения условий воспитания, обучения и развития детей с ЗПР был выполнен анализ социальных факторов данных семей, который отражал такие показатели, как образовательный уровень родителей, культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.
Информация о работе Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье