Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР" и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.
Цель курсовой работы - провести экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
Задачи курсовой работы:
- Методы, цели, задачи и содержание исследования
-. Анализ полученных результатов
- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
Предмет исследования – представления детей младшего школьного возраста с ЗПР об особенностях ролевого поведения членов семьи.
Объект исследования – дети с ЗПР младшего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений ……...…. 1.2. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста………………….
1.3.Система работы по формированию представлений о семье и поведению членов семьи……………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования …………………….. ..
2.2. Анализ полученных результатов ...............…………………………...….. …
2.3.Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии ………………………….....
Заключение ………….……………………………………………………….........
Список литературы…………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………… …..

Работа содержит 1 файл

Изучение прдставлений детей сЗПР о ролях в семье.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи

1.1. Особенности  формирования детско-родительских  отношений ……...….  1.2. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста………………….

1.3.Система работы  по формированию представлений  о семье и поведению членов  семьи………………………………………………………………………. 

Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи

2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования  …………………….. ..

2.2. Анализ  полученных результатов ...............…………………………...….. …

2.3.Основные  направления психокоррекционной  работы с семьями, воспитывающими  детей с проблемами в развитии  ………………………….....

Заключение  ………….……………………………………………………….........

Список  литературы…………………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………  ….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Происходящие  в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической  жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения  и, в частности, на отношение родителей  к детям. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений  в системе семейного функционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического  направлений.

    Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок  с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.

     Актуальность данной темы заключается в том, что значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР" и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.  
      В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего  исследования.  
         Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата. 

         Цель курсовой работы - провести  экспериментальное изучение представлений  детей с ЗПР младшего возраста  об особенностях ролевого поведения членов семьи

    Задачи  курсовой работы:

- Методы, цели, задачи и содержание исследования

-. Анализ полученных результатов

- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии

          Предмет исследования – представления  детей младшего школьного возраста с ЗПР об особенностях ролевого поведения членов семьи.

          Объект исследования – дети  с ЗПР младшего возраста.

        Гипотеза: детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;

    В экспериментальном исследовании принимали  участие две семьи, воспитывающие  ребёнка младшего школьного возраста с задержкой психического развития:

    Выявленные  особенности послужили основой  для последующей разработки практических рекомендаций, которые помогут членам семьи правильно относиться и  адекватно воспринимать ребенка  с особыми образовательными потребностями. 

Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи

2.1. Методы, цели, задачи  и содержание исследования 

    Для исследования родительского отношения  к ребенку с ЗПР применялась  методика диагностики родительского  отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.  Для изучения материнского восприятия ребенка и реакции на его поведение  использовался опросник «Взаимодействие  родитель – ребенок» И.М. Марковской. Диагностика проводилась на основе изучения социально-личностных особенностей детей и их родителей, для чего использовались разнообразные методы и приемы:

    – наблюдения;

    – беседа с родителями;

    – тестирование, сбор анкетных данных, опросники;

    – проективные рисуночные тесты и  др.

1. Наблюдение:

а) за поведением ребёнка в привычной и новой  обстановке, в ситуации ожидания психолого-педагогического  обследования, при этом фиксировались:

формы и средства общения со взрослыми  и детьми;

поведение в привычной и незнакомой обстановке;

использование предметов/игрушек и способы владения ими;

б) за поведением ребёнка в ходе самого процесса психолого-педагогического  обследования, в процессе наблюдения отмечались:

средства  и формы общения с незнакомым взрослым;

способы усвоения общественного опыта;

сформированность  у ребёнка представлений о  себе и т.д.;

использование предложенных в игре предметов;

уровень развития восприятия.

2. В  ходе бесед с родителями выяснялись:

– формы  и средства общения ребёнка с  близким взрослым;

– представления  ребёнка об окружающих людях;

– желания  ребёнка устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками;

– особенности  поведения и эмоционально-волевой  сферы;

– особенности  характера ребёнка;

– проблемы в семье, связанные с воспитанием  ребёнка;

– методы воспитания в семье;

– условия  воспитания, созданные для ребёнка;

– желание  и готовность родителей участвовать  в воспитании ребёнка совместно  со специалистом.

3. Анкетирование  родителей позволило зафиксировать  следующие сведения:

– о  социально-значимых умениях и навыках, сформированных у ребёнка;

– об организации  родителями игрового и рабочего  пространства для ребёнка в семье;

– об ориентировке ребёнка (выполнение простых действий, связанных с поиском «нужных» вещей: принести учебник, достать чашку, поставить стул и т.д.);

– о  поведении ребёнка в различных  жизненных ситуациях.

4. Графический  тест (кинетический рисунок семьи  Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность  выявить восприятие ребёнком  значимости членов семьи, восприятие  им своего места в семье,  его отношения к ней в целом  и отдельным её членам. Данный  рисуночный тест был направлен  на выявление особенностей семейных  взаимоотношений в восприятии  ребёнка.

    Предлагалась  следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось  значение слова «семья», так как  это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой  бумаги (А4), набор цветных карандашей, ластик. После того, как ребёнок  закончил рисунок, ему задавались в  форме беседы следующие вопросы:  «Скажи, кто тут нарисован? Где  они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:

– полнота  изображённой семьи в соотношении  с реальным составом семьи ребёнка;

– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка  на листе бумаги;

– особенности  изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).

    Анализ  рисунков детей позволил выявить  особенности внутрисемейных отношений.

    Рис.1  – проявляются конфликтные отношения: ярко выражена фигура отца –  эмоциональная  нагрузка, проявляемая в рисунке, показывает степень значимости отца, а собственное изображение резко  уменьшено в размерах и находится  в стороне, что свидетельствует  о напряженных взаимоотношениях, недостаточности общения с родителем. Данные признаки предполагают наличие  агрессии, астении, таким образом, нарушение  эмоциональных контактов может  отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями взаимоотношения  родителя (отца) и ребёнка. Однако они, безусловно, обострены напряжённым  отношением к отцу и общим неблагоприятным  самоощущением ребёнка в данной семье.

    Цель  исследования – создание модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического  процесса, формирования в их сознании положительных установок.

    Объект  исследования – специфика детско-родительских отношений при задержке психического развития ребенка.

    Предмет исследования – оптимизация межличностных  отношений в семьях, воспитывающих  детей с ЗПР.

    Выдвинутые  гипотезы:

– детская  патология негативно влияет на материнские  установки, ограничивает способность  матери эффективно общаться с ребёнком и приводит к искажённому восприятию ребёнка;

– степень  нарушения материнского отношения  зависит от тяжести патологии  ребёнка;

– возможна коррекция материнского отношения  к детям с задержкой психического развития посредством организации  индивидуальной и групповой работы, направленной на социальную поддержку  и улучшение эмоционального состояния  матерей, обучения их способам эффективного общения с аномальным ребёнком, вовлечение матерей в программы развития детей.

    Для изучения условий воспитания, обучения и развития детей с ЗПР был  выполнен анализ социальных факторов данных семей, который отражал такие  показатели, как образовательный  уровень родителей, культурный уровень  семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые  условия, взаимоотношения в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Информация о работе Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье