Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР" и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.
Цель курсовой работы - провести экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
Задачи курсовой работы:
- Методы, цели, задачи и содержание исследования
-. Анализ полученных результатов
- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
Предмет исследования – представления детей младшего школьного возраста с ЗПР об особенностях ролевого поведения членов семьи.
Объект исследования – дети с ЗПР младшего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений ……...…. 1.2. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста………………….
1.3.Система работы по формированию представлений о семье и поведению членов семьи……………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования …………………….. ..
2.2. Анализ полученных результатов ...............…………………………...….. …
2.3.Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии ………………………….....
Заключение ………….……………………………………………………….........
Список литературы…………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………… …..

Работа содержит 1 файл

Изучение прдставлений детей сЗПР о ролях в семье.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

    Семьи  соответствовали уровню «удовлетворительные». Здесь лишь удовлетворительными  были жилищные условия (съемные квартиры), культурный уровень и особенности  отношений в семье. Оценкой «неудовлетворительно»  были отмечены негативные факторы - неблагоприятный  психологический климат в семье  и вредные привычки у родителей (курение, злоупотребление алкоголем, одного из родителей - отца).

    Плохая  информированность матерей о  причинах задержки психического развития своего ребёнка, неверие и несвоевременное  обращение к специалистам, что  приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям, – все  это выявлялось в ходе структурированной  беседы. В нашем случае беседа показала, что матери  относились к будущему ребенка пессимистически, это  свидетельствуют, что матери детей с ЗПР менее  склонны устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт  по сравнению с матерями нормально  развивающихся детей.

    На  первом этапе эксперимента исследовались  конкретные родительские установки  по отношению к детям с ЗПР  в сравнении с семьями, воспитывающими нормально развивающихся детей, по методике диагностики родительского  отношения В.В. Столина и А.Я. Варги. У матерей отмечался избыточный контроль, который приобретал авторитарные черты. Кроме того, они неосознанно  вырабатывали вторичную инфантилизацию у ребенка. Невозможность для  родителей изменения собственных  ожиданий и установок по отношению  к ребенку, с одной стороны, и  изменения эмоционального статуса  ребенка, с другой, – приводит к  неприятию ребенка матерью.

    На  втором этапе изучалось восприятие матерью ребенка и ее реакция  на детское поведение, которое исследовалось  с помощью методики «Взаимодействие  родитель–ребенок» И.М.Марковской. Негативное восприятие отмечается  у матерей детей с ЗПР.

    Матери  детей с ЗПР выбирают  такие  характеристики ребёнка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий т.д. Наиболее типичными реакциями  этих матерей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличаются противоречивым поведением. С одной стороны, жалеют такого ребёнка, с другой, – негативно  к нему относятся.

    Гипотеза  специалистов в этой области исследований подтверждается: стили семейного  воспитания тесно связаны с неадекватным оцениванием родителями психических  свойств своих детей. 

2.2. Анализ полученных  результатов 

     Опираясь  на полученные экспериментальные данные, можно утверждать, что родительские установки, выявленные в ходе исследования, не только не компенсируют первичный  дефект, но и формируют вторичные  нарушения в эмоционально-личностном развитии детей.

     Матери  детей с задержкой психического развития имеют противоречивые установки. С одной стороны, они отвергают  ребёнка, с другой – устанавливают  симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Отмечается меньшая вербальная активность по сравнению  с членами семей с нормально  развивающимися детьми (в данных семьях это младшие сестры мальчиков  с ЗПР).

     Дети  данной категории воспринимаются как  несамостоятельные, упрямые, обиженные, пассивные и т.д., что свидетельствует  об инвалидизированном образе ребёнка  в сознании родителей. Матери детей  с ЗПР испытывают негативные эмоции, связанные с выполнением родительской роли. Они отличаются сниженным фоном  настроения, пессимистическим восприятием  своей жизни, часто демонстрируют  раздражение в адрес ребёнка.  

2.3. Основные направления  психокоррекционной  работы с семьями,  воспитывающими детей  с проблемами в  развитии 

     Парадоксальным  образом факт наличия в семье  проблемного ребенка осложняет  мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они  пытаются передать ребенка на попечение  специалистов. Активно же содействовать  и обеспечивать преемственность  коррекционных мер дома не столько  не хотят, сколько не считают важным.

     Работа  специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой  развития, имеет целью:

– оказать  квалифицированную поддержку родителям;

– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

– создать  условия для активного участия  родителей в воспитании и обучении ребёнка;

– формировать  адекватные взаимоотношения между  взрослыми и их детьми.

     Рассмотрим  формы организации коррекционно-педагогического  процесса. Наиболее подходящими формами  организации коррекционно-педагогической работы, являются:

1. Консультативно-рекомендательная  работа – включает первичное  психолого-педагогическое обследование  специалистами, консультативные  посещения, повторные психолого-педагогические  обследования. Положительным результатом  таких консультаций считаю то, что родители, прислушавшись к  рекомендациям и почувствовав  возможность получения реальной  поддержки, возвращались за помощью.

2. Лекционно-просветительская  работа – проведение лекционных  занятий для получения необходимых  теоретических знаний по различным  вопросам воспитания и обучения  детей. По желанию родителей  возможно проведение лекций, посвящённых  медицинским аспектам развития  ребёнка. Посещая эти занятия,  родители приобретают не только  знания, но и поддержку друг  друга, понимание того, что они  не одиноки, что есть другие  семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие,  снимает напряжение.

3. Индивидуальные  занятия с родителями. Во время  занятий специалист-дефектолог использует  личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и  поддержку положительных личностных  качеств родителей, что необходимо  им для успешного сотрудничества  со своим ребёнком. При этом  необходимо учитывать состояние  родителей, и поэтому он должен  начинать работать только тогда,  когда поймет, что родители смогут  его «услышать». Индивидуальная  работа с родителями совместно  с их детьми включает следующие  формы:

 –  демонстрация матери приёмов  работы с ребёнком;

 –  конспектирование матерью занятий,  проводимых педагогом;

 –  выполнение домашних заданий  со своим ребёнком;

 –  чтение матерью литературы, рекомендованной  специалистом;

 –  реализация творческих замыслов  матери в работе с ребёнком.

  4. Ведение  дневника «События нашей жизни» (такая форма психокоррекционной  работы представлена в разработках  Е.Л.Гончаровой, О.И.Кукушкиной, а также  Е.Г.Дементьевой).

 Это  специально организованная и  систематическая работа самого  ребёнка, предметом которой являются  события его собственной жизни,  отражённые в доступных ему  знаковых формах. Цель этого направления  – наладить сотрудничество и  сотворчество между родителями  и детьми.

5.Формы  организации занятий с детьми  и их близкими взрослыми могут  быть различными – релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия, вокалотерапия и др. Наиболее  используемым направлением работы  с детско-родительской группой,  является игротерапия. 

     Для налаживание отношений ребёнка  с окружающим миром и людьми хорошие  результаты дает игротерапия в форме  терапии отношений, где игра выступает  своеобразной сферой. В практику игротерапии  предлагается включать такие формы  психотерапии, как арттерапию (искусство), песочную терапию, составление рассказов, психогимнастику, элементы психодраммы, телесную терапию, сказкотерапию и  др.

       Длительность игрового занятия  составляет 20-30 минут. Смена видов  коррекционной работы позволяет  избежать переутомления детей.  Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

     Эффективность внедрения комплексной помощи по оптимизации детско-родительских отношений  в семьях с ребёнком с задержкой  психического развития подтверждается следующими положениями:

– включение  в психолого-педагогический процесс  и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;

– коррекция  недостатков родительского отношения  позволяет установить теплый эмоциональный  фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;

– сплочение  родительской группы, вследствие осознания  общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает  существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и  отношений между семьёй и внешним  окружением.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

Развитие  умения общения с детьми

1. Изменение  поведения взрослого и его  отношения к ребёнку:

– стройте  взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании  и доверии;

– контролируйте  поведение ребёнка, не навязывая  ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте  ребёнку категорических указаний, избегайте  слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами  много раз;

– для  подкрепления устных инструкций используйте  зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность  и недисциплинированность ребенка  не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте  на том, чтобы ребёнок обязательно  принёс извинения за поступок.

2. Изменение  психологического микроклимата  в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите  досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация  режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка  и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная  поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию;

– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень  низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны  к поощрениям;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания  на другое время;

– не давайте  ребёнку поручений, не соответствующих  его уровню развития, возрасту и  способностям;

– помогайте  ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый  трудный этап;

– не давайте  одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

     Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения  «через тело»:

Информация о работе Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье