Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде "родитель-ребёнок с ЗПР" и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.
Цель курсовой работы - провести экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
Задачи курсовой работы:
- Методы, цели, задачи и содержание исследования
-. Анализ полученных результатов
- Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии
Предмет исследования – представления детей младшего школьного возраста с ЗПР об особенностях ролевого поведения членов семьи.
Объект исследования – дети с ЗПР младшего возраста.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
1.1. Особенности формирования детско-родительских отношений ……...…. 1.2. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста………………….
1.3.Система работы по формированию представлений о семье и поведению членов семьи……………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение представлений детей с ЗПР младшего возраста об особенностях ролевого поведения членов семьи
2.1. Методы, цели, задачи и содержание исследования …………………….. ..
2.2. Анализ полученных результатов ...............…………………………...….. …
2.3.Основные направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии ………………………….....
Заключение ………….……………………………………………………….........
Список литературы…………………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………… …..
Семьи соответствовали уровню «удовлетворительные». Здесь лишь удовлетворительными были жилищные условия (съемные квартиры), культурный уровень и особенности отношений в семье. Оценкой «неудовлетворительно» были отмечены негативные факторы - неблагоприятный психологический климат в семье и вредные привычки у родителей (курение, злоупотребление алкоголем, одного из родителей - отца).
Плохая
информированность матерей о
причинах задержки психического развития
своего ребёнка, неверие и несвоевременное
обращение к специалистам, что
приводит к запаздыванию в оказании
комплексной помощи детям, – все
это выявлялось в ходе структурированной
беседы. В нашем случае беседа показала,
что матери относились к будущему
ребенка пессимистически, это свидетельствуют,
что матери детей с ЗПР менее
склонны устанавливать с детьми
оптимальный эмоциональный
На
первом этапе эксперимента исследовались
конкретные родительские установки
по отношению к детям с ЗПР
в сравнении с семьями, воспитывающими
нормально развивающихся детей,
по методике диагностики родительского
отношения В.В. Столина и А.Я. Варги.
У матерей отмечался избыточный
контроль, который приобретал авторитарные
черты. Кроме того, они неосознанно
вырабатывали вторичную инфантилизацию
у ребенка. Невозможность для
родителей изменения
На
втором этапе изучалось восприятие
матерью ребенка и ее реакция
на детское поведение, которое исследовалось
с помощью методики «Взаимодействие
родитель–ребенок» И.М.
Матери детей с ЗПР выбирают такие характеристики ребёнка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий т.д. Наиболее типичными реакциями этих матерей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличаются противоречивым поведением. С одной стороны, жалеют такого ребёнка, с другой, – негативно к нему относятся.
Гипотеза
специалистов в этой области исследований
подтверждается: стили семейного
воспитания тесно связаны с неадекватным
оцениванием родителями психических
свойств своих детей.
2.2.
Анализ полученных
результатов
Опираясь
на полученные экспериментальные данные,
можно утверждать, что родительские
установки, выявленные в ходе исследования,
не только не компенсируют первичный
дефект, но и формируют вторичные
нарушения в эмоционально-
Матери детей с задержкой психического развития имеют противоречивые установки. С одной стороны, они отвергают ребёнка, с другой – устанавливают симбиотические отношения с ним, оказывают чрезмерную заботу. Отмечается меньшая вербальная активность по сравнению с членами семей с нормально развивающимися детьми (в данных семьях это младшие сестры мальчиков с ЗПР).
Дети
данной категории воспринимаются как
несамостоятельные, упрямые, обиженные,
пассивные и т.д., что свидетельствует
об инвалидизированном образе ребёнка
в сознании родителей. Матери детей
с ЗПР испытывают негативные эмоции,
связанные с выполнением
2.3.
Основные направления
психокоррекционной
работы с семьями,
воспитывающими детей
с проблемами в
развитии
Парадоксальным образом факт наличия в семье проблемного ребенка осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Однако серьезность ситуации родителями все же осознаётся, поэтому они пытаются передать ребенка на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.
Работа
специалиста-дефектолога с
– оказать
квалифицированную поддержку
– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
– создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
– формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Рассмотрим
формы организации
1. Консультативно-
2. Лекционно-просветительская
работа – проведение
3. Индивидуальные
занятия с родителями. Во время
занятий специалист-дефектолог
– демонстрация матери приёмов работы с ребёнком;
–
конспектирование матерью
– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
– чтение матерью литературы, рекомендованной специалистом;
–
реализация творческих
4. Ведение
дневника «События нашей жизни»
(такая форма
Это
специально организованная и
систематическая работа самого
ребёнка, предметом которой
5.Формы
организации занятий с детьми
и их близкими взрослыми могут
быть различными – релаксация,
разыгрывание ролевых ситуаций,
музыкотерапия, библиотерапия,
Для налаживание отношений ребёнка с окружающим миром и людьми хорошие результаты дает игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой. В практику игротерапии предлагается включать такие формы психотерапии, как арттерапию (искусство), песочную терапию, составление рассказов, психогимнастику, элементы психодраммы, телесную терапию, сказкотерапию и др.
Длительность игрового занятия
составляет 20-30 минут. Смена видов
коррекционной работы
Эффективность
внедрения комплексной помощи по
оптимизации детско-
– включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;
– коррекция
недостатков родительского
– сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие умения общения с детьми
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьёй;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3. Организация
режима дня и места для
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Специальная поведенческая программа:
– не прибегайте к физическому наказанию;
– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.
Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
Информация о работе Изучение детей представлений детей с ЗПР о ролях в семье