Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:07, творческая работа
Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.
Социализация проявляется сначала в стихийной и институционально неоформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путем передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе совместной коммуникации представителей разных поколений, действии на общий результат.
Завершается этот локальный процесс полным освоением данного рода деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за этот фрагмент коллективной деятельности. Это связанный комплекс не только знаний и умений по поводу того, как произвести деятельность от начала до конца, какими средствами обеспечивается ее эффективность, но и понимания, зачем ( или в каких случаях) это необходимо, как это влияет на жизнь коллектива, т.е. какова мера участия индивида в совместной жизни и какова общественная цена этой деятельности.
Общая теория социализации, которая существует на даннный момент и продолжает развиваться, нуждается в обогащении в двух существенных направлениях: во-первых, в направлении учета действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и во-вторых, в направлении учета обратных взаимодействий объекта социализации, который как выяснилось может являться все-таки и субъектом, на общество - традиционно рассматриваемого в качестве субъекта, воздействующего на процесс социализации молодежи.
Сегодня рамки образовательной деятельности очерчены явно недостаточно, а это значит что и строгих критериев для оценки получаемых результатов в образовательном процессе тоже нет.
Нет необходимости говорить о мировых традициях и тенденциях в процессе образования. Гораздо важнее понять какие задачи, стоящие перед нашим обществом сегодня , мы хотим решить с помощью образования, с одной стороны, а какие этот процесс позволяет и может решить, с другой стороны. Ответы, которые можно найти в литературе по данной проблеме, так или иначе связывают проблему эффективности образования с проблемой гуманизма и гуманитаризации знания.
Смысл процесса гуманитаризации становится очевидным в более широкой, чем образовательная, рамке. Ведь само образование, которое в данном случае включает и гуманитаризацию как свою часть, является средством, одним из средств, вторичной социализации молодежи, прежде всего. Иначе говоря, молодой человек воспринимается как человек целостно социализирующийся - осваивающий ценности и духовной и материальной культуры в процессе жизнедеятельности в целом, а не только в процессе образования.
Таким образом, абстрактная постановка проблемы гуманитаризации образования человека приобретает конкретно-исторический социально-философский смысл. Появляются объективные критерии оценки социализационной деятельности общества, вклад в нее процесса образования и гуманитаризации в том числе. А когда мы имеем массовый, статистически значимый, результат деятельности системы образования и не обнаруживаем там гуманизма, то тогда сколько бы педагоги ни писали и ни говорили о количестве дидактических единиц и предметов через которые они гуманитаризируют учащегося и гуманизируют среду обитания, мы имеем полное основание говорить о том, что данные попытки всего лишь благие намерения. Здесь важно понять, что гуманитаризация образования не может сделать больше того, что может дать учитель в этих условиях.
Молодой человек, учащийся не рассматривается только через процесс образования, но прежде всего через реальный универсум доступной ему деятельности в процессах первичной и вторичной социализации, в которой-то и проявляются его реальные, а не назывные и приписываемые ему гуманистические и гуманитарные ценности. Становится осмысленным и обоснованным поведение учителя в запускаемых процессах типа гуманизации, гуманитаризации образования и других им подобных.
6
Информация о работе Издержки социализации и проблемы человека в обществе