Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:07, творческая работа
Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.
— Противоречие между потребностями молодёжи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребностями.
— Противоречие между представлениями о социальной справедливости, социальном равенстве и бурно растущей социальной и имущественной дифференциации населения, в том числе молодёжи.
— Противоречие между формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию.В нашей стране ныне наблюдается политическая усталость, апатия молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это – следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодёжных структур.
— Противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей.
Особое влияние на молодое поколение оказывает преступный мир, а распространение его морали, психологии создаёт предпосылки воспроизводства закононепослушания молодых людей. Усугубляется процесс маргинализации молодёжи и детей, которые оказались в положении изгоев общества (бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики и т. п.).
Система управления процессами воспитания может стать достаточно эффективной. Но для этого необходимы следующие условия: объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитет и поведенческие характеристики молодёжи и другие факторы, формирующиеся в период реформ; в её основу должны быть положены принципы демократического общества, а также механизмы оптимального сочетания управления и само управления; своевременно блокировать и устранять факторы, тормозящие реализацию процессов социализации и воспитания молодёжи; иметь научно обоснованную государственную молодёжную политику и эффективные механизмы её реализации.
Разрешение противоречий может осуществляться в разнообразных формах и различными средствами. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности молодого человека не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности.
Выводы.
Во-первых, преобразования у нас осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.
Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания.
В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении общества творчески использовать позитивный социальный опыт
В-четвёртых, перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение.
В-пятых, систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.
Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её реализации.
Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ, 1996.
Молодёжь и вызов времени. Подборка статей.//Свободная мысль1996, №7.
Кризис традиционных форм социализации молодежи
ХХ век отмечен кризисными явлениями во многих направлениях социальной жизни. Не остались в стороне от них и процессы социализации.
В патриархальном обществе, где главной социализующей ячейкой была семья, а низкая производительность труда определяла основное содержание жизни в виде постоянной трудовой деятельности, дети рано приобщались к труду, рано взрослели. Неразвитость социальных институтов предопределяла простоту социальных связей вне семьи, которые лишь в малозначительной степени дополняли семейный процесс воспитания.
Ныне семья как социализующий институт испытывает объективное давление со стороны новых социальных реалий, к которым она оказалась почти не готова. Передав функции социализации обществу и государству, с одной стороны, семья не смогла передать им собственную функцию сопереживания ценностей, а с другой стороны, сегодня своим образом жизнедеятельности, она не подводит и к переживанию ценностей. Эта пропасть - одна из сложнейших проблем современного воспитания. Наступление новых реалий конца ХХ века объективно несет в себе потенциал разрушительных тенденций
Ведущим институтом вторичной социализации в ХХ веке стало образование. Это огромная социальная машина, в которой над миллионными контингентами людей на протяжении десятилетий идет образовательная работа. Высокий уровень производственного потенциала, высокая техническая и социальная оснащенность современной жизни, задачи модернизации или конкуренции многих стран задают сегодня высокие образовательные стандарты. Но их требования все чаще не согласуются с наличными возможностями обществ. Многие страны озабочены сейчас проблемой низкого качества образования. Стало уже привычной нормой признание несоответствия уровня общеобразовательной подготовки значительной части молодежи возросшим требованиям научно-технического прогресса.
Неуклонно растут затраты на образование, оно становится все более дорогим., что увеличивает расслоение общества, делает образование все менее доступным для большого числа населения, превращает его в фактор социальной дискриминации.
Кризис школы свидетельствует о потере ею ориентиров и ценностей образования. Для спасения мировой системы образования ныне предпринимаются колоссальные усилия, но пока все меры оказываются недостаточными и не дают желаемого эффекта. В десятки раз выросли информационные потоки, соответственно, возникают принципиальные трудности соизмеримости информационных возможностей человека и необходимого информационного оснащения его труда и жизни.
Недостаточность ресурсов для обеспечения бесконфликтной социальной политики в обществе находит в образовании свое отражение в факте превращения его в средство социальной дискриминации.
Но это - характеристики и причины системного кризиса образования в мировом масштабе.
Мы видим, что существующая школа уже не удовлетворяет социальный заказ старого общества на "унифицированного", "стандартного" советского гражданина, в силу распада государственности. Но еще не выполняет и новых функций, потому что не ясно, что теперь делать с доставшимися осколками предыдущей системы народного образования.
Под резкую критику сегодня попадает вся система воспитания, которая отторгается и молодежью. Это значит, что школа перестала играть важнейшую социализаторскую роль. Тон задают средства массовой информации, которые обладают наркотизирующим эффектом и способствуют распространению массовой культуры, которая по сути культурой не является. Эти средства создают у молодых людей хаотичное представление о реальности, приводят к раздвоению сознания, а через подражание героям - к росту насилия и т.д.
Сегодня образование не только приведено на грань кризиса, но и само усугубляет свой собственный кризис, а также способствует углублению проблем общества. В частности, оно постоянно вносит свою лепту в проблему конфликта поколений и отчуждения молодежи от ценностей социума, в который ей предстоит вписаться. Школа предъявляет к учению детей определенные требования, предполагая помощь родителей. Родители не могут этому научить, потому что сами они учились по-другому, а позднее, естественно, специально новые нормативы не осваивали.
Когда же появились "другие программы" - там проблема взаимопонимания обнажила критический предел. Когда разные поколения хотя бы учились по одной программе, они в разное время, но проходили один и тот же путь, оказывались сопричастны чему-то общему. На этом строилось взаимопонимание, взаимопомощь, соревновательность, словом, появлялись отношения, связи, узы. Когда же не просто разорвали это единство, то преемственности поколений, следовательно, воспитанию был нанесен огромный ущерб.
И хотя школа все в большей степени (через систему теперь уже дополнительного образования) расширяет свою экспансию в пространство жизнедеятельности ребенка, но результат все дальше отстоит от желаемого.
Но неэффективность социализации понимается школой по-своему, как недостаточность импульса ее воздействия. При этом нельзя еще забывать, что наше действующее ныне учительство - это в недавнем прошлом советские люди, и образование у нас, в силу консервативности этого института, в большой мере еще настроено на воспроизводство если не ценностей, то по меньшей мере методов тех лет. Плюс к тому, отметим, что всякое предшествующее поколение передавало опыт, а сейчас опыт заменился знаниями. Воспитание оттиснуто на второй план и в школе, и на улице.
При дальнейшем развитии этих тенденций, уже в ближайшем будущем можно будет прогнозировать не просто выпадение школы из социализующих институтов, а вырождение школы в фактор негативного влияния на процесс приобщения человека к обществу.
Проблема современного образования сегодня кроется в том, что в периоды социальных модернизаций оно оказывается не в состоянии отрефлексировать свои основания и избрать адекватную линию своего движения. Пытаясь просоответствовать новым общественным реалиям, оно бросается в новации, которые не в состоянии осмыслить с позиций их значения для социума. Результат получается еще хуже - оно становится социально-опасным.
Значительное отставание развития духовной культуры, особенно ее этического компонента от материально-технического прогресса породило кризис духовности и такое состояние сознания, которое А. Швейцер оценил как "трагедию западного мировоззрения". Раньше образованным был человек, который в своем обществе видел свое Я, откуда и происходили гражданственность, ответственность, патриотизм как критерии культурного или образованного человека. А теперь под образованностью понимают " больше знаний, умений, самостоятельности мышления".
Сегодня наша социальность, состояние нашего общества порождают конфликт и протест молодежи, в которых она выступает страдательной и защищающейся стороной. Поставив ее в ситуацию "на выживание", общество перенесло конфликт поколений в совершенно иную плоскость, чем та, где баталии разворачиваются лишь по поводу мнений о длине юбки или цвете галстука.
Особенно обстановку крайнего неблагополучия фиксируют демографические тенденции - падение коэффициента рождаемости, рост коэффициента смертности, сокращение продолжительности жизни, рост числа разводов, бездетных и малых семей и т.п. А это затрагивает именно молодежь как группу населения, которая в первую очередь обеспечивает его воспроизводство, а также как никакая другая зависима от обстановки семейного благополучия. Будет ли она стремиться к воспроизводству тех общественных отношений, которые обрекают ее на столь незавидную судьбу? Можно ли при этом транслировать ей нормы и ценности такого общества?
Это свидетельствует, что необходимо менять систему самых фундаментальных жизнедеятельностных ориентиров. Это, в свою очередь, с необходимостью коснется изменения и самых фундаментальных характеристик социализации.
Преодолеть недоверие молодежи к нашей ценностной системе можно лишь при условии совмещения интересов и возможностей поколений. Не случайно сегодня самым мучительным вопросом является вопрос "чему учить", хотя не снимается с повестки дня и вопрос "как учить". Мы не в состоянии передать новому поколению не только свои прежние социальные ценности - от большинства из них мы сами отказались (далеко не всегда на разумном основании), но даже свой социальный опыт, поскольку он формировался и отбирался в соответствии с ними и не работает в другой системе - ни деятельностной, ни аксиологической.
Развал прежней социальности, усугубляющий сейчас многие негативные процессы, может, со временем, стать злом и благом на пути строительства нового общества. Культ богатства и насилия, красивой (и незаработанной) жизни прорастает ныне на почве люмпенизированного сознания современного духовного пролетария, и в первую очередь всходит буйными всходами в молодых душах, раскрытых на восприятие (поскольку в них еще не изжита позиция ученичества) и лишенных мудрых запретов и ограничений.
В частности, чтобы не потерять уже на старте, прямо сегодня необходимо вписывать в систему транслирования ценностей понимание, что воплощением цивилизованности, на деле, являются не преуспевающие "бизнесмены удачи", чьи образы навязываются сегодня средствами массовой информации, а, по крайней мере, люди, глубоко озабоченные состоянием жизни общества, среды обитания человека, тенденциями развития своей большой и малой родины, выстраивающие свою деятельность в соответствии с социальными, нравственными и экологическими ценностями.
Сейчас образование, по идее, становится чуть ли не единственным институтом (за исключением семьи), который еще должен понять опасность этой редукции (или нереализованной возможности развития) и защитить наших детей от стихии распространения природного человека. Для того, чтобы оно было в состоянии выполнять свою миссию, необходимы 2 группы факторов - целевых и средственных. В первую входят факторы осознания этой опасности, своей институциональной, профессиональной, должностной, личностной, гражданской причастности к ее поощрению (даже своим бездействием) или изживанию, мобилизация готовности действовать активно, решительно, но адекватно, мудро и взвешенно. Во вторую входят факторы, которые потребуются для реализации этой позиции, - их очень много, а потому срочно нужны целевые комплексные программы, включающие в себя исследования и проекты (социологические, социально-психологические, педагогические, различные содержательно-теоретические и др.), управленческие и орг-деятельностные разработки (в том числе специально по средствам массовой коммуникации), внедренческие процедуры и т.п.
Информация о работе Издержки социализации и проблемы человека в обществе