Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:07, творческая работа
Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.
Конечно, в полном объеме и на должном уровне эта задача посильна только государству. Но уже в плане местной инициативы можно и нужно работать со всеми социализующими институтами - и в первую очередь, с системой образования , средствами массовой информации, культурными учреждениями и т.п. И в том числе обратить внимание на деятельностный потенциал самой молодежи.
http://www.ucheba.ru
Издержки социализации.
Для условий социализации характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека.
Виды и типы жертв: реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами- категориями людей.
Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.
Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.
Названные типы реальных жертв далеко не всегда представлены в чистом виде. Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе.
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни ~ неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения - противоправное поведение и др.).
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т.д.).
Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Объективные факторы виктимизации:
Фактором виктимизации человека могут стать природно- климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека. Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей.
Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат.
Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет.
Во многих странах имеются большие или меньшие группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации.
В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения войны, стихийные бедствия, депортации целых народов или социальных групп и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом. Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений как появление потерянных поколений, т.е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием вьетнамского синдрома, афганского синдрома, комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида) и т.д.
Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы (например, по преодолению афганского синдрома). Другой вариант - преобразование общественно-политического строя и изменение социально-психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.
Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии.
Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.
Субъективными предпосылками того, станет ли человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, в первую очередь и главным образом, его индивидуальные особенности как на индивидном, так личностном уровнях От этого зависит и и субъективное восприятие человеком себя жертвой. На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.
Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность-
Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е. то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации.
Коррекционное воспитание - создание условий приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.
Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наиболее тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме.
С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития.Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил Адлер, центрация на полезной стороне жизни, что ведет к формированию чувства собственной ценности.
В связи с этим, необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться.
Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале включает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценностных ориентаций ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди правонарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.
Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.,1999.
С.П. Иваненков,
кандидат философских наук
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом обостряют проблемы социализации молодежи, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей.
В наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы.
Одним из важнейших объективных обстоятельств, сдерживавших длительное время у нас в стране исследование проблем социализации молодежи было то, что пока был простор для экстенсивного экономического развития, социализующие процессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку было обеспечено сравнительно стабильное и неизменное "расширенное воспроизводство" общественной жизни.
Затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем социализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием.
При рассмотрении современных проблем молодежи ключевыми словами становятся "крах идеалов","катастрофа воспитания","крах ценностей человека и человеческого", "крах гуманизма" и т.д. Существует много вариантов определения социализации, но все они тяготеют к пониманию этого процесса как процесса, благодаря которому люди усваивают и научаются подчиняться социальным нормам. Но методологическое единство различных исследователей по поводу того ЧТО есть такое социализация в принципе сменяется на полное разноголососие по поводу того КАК она осуществляется. Мне представляется наиболее плодотворной позиция, развиваемая в рамках идеи социального конструирования реальности, где социализация рассматривается как социальное конструирование.
П.Бергер и Т.Лукман, главные представители этого направления, выделяют две основные формы социализации первичную и вторичную, при этом решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация: "При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают...»
Семья все-таки остается сегодня основным институтом первичной социализации, но она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации как института вторичной социализации
А вот третий, традиционно-упоминаемый в джентльменском наборе институтов вторичной социализации, - школа (учитель) оказывается далеко на последнем месте и практически не значимым (в субъективном плане) фактором. Конечно же, в объективном плане школа дает знания, умения и т.д., но меньше всего она является местом, где молодой человек может проявить свои способности и где ему интересно. Проблема для образования здесь сотоит в том,что "первичная социализация не может происходить без эмоционально заряженной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная социализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно протекать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми. ГРУБО ГОВОРЯ, НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ СВОЮ МАТЬ, НО НЕ УЧИТЕЛЯ.
Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Действительное же усвоение индивидом социального опыта, включает в свою структуру момент активного приспособления к окружающему миру не только в стенах школы, но в первую очередь за ее стенами, адаптацию как "автоматическое" воспитание определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в определенной социальной среде со своими ценностями, нормами и образцами.
Под влиянием последних исследований процесса социализации в значительной мере изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе. Они уже не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодежи, которые в то же время порождают и результаты, которые независимы от воспитательных воздействий. Под влиянием этого социологического подхода осмысленная современная педагогика, образовательная практика учитывает социальные условия, в которых проходит воспитательное воздействие.
Информация о работе Издержки социализации и проблемы человека в обществе