Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:02, реферат
В настоящее время все более возрастает значимость историко-культурного наследия России. Важной составной частью его являются достижения в области народного просвещения, передовой опыт отечественных педагогов. Подготовка кадров для учебных заведений остается одной из приоритетных задач образования.
Введение 3
1. Развитие понятия «педагогическое образование» в педагогической теории и практике 4
2. Этапы становления педагогического образования в России 15
3. Реформирование педагогического образования в советское время 20
Выводы 24
БИБЛИОГРАФИЯ 25
А.П. Булкин рассматривает образование через призму культуры по П.Сорокину.
Идеациональный тип культуры характеризуется преобладающим положением церкви и ее догматов в жизни общества. Тип личности определяется религиозной идеей. Человек не выделен из коллектива (семья, приход, община, государство) и является объектом насильного воспитания. Обучение носит религиозно-нравственный характер. Идеалистический тип религиозно-светской культуры, основной принцип которой был и сенсорный, и религиозный, частично светский, частично потусторонний - охватывал весь XVIII в. Основные характеристики этапа - постепенное обмирщение культуры, ориентация государства и дворянства на культуру Европы.
Следующий тип культуры - сенсорной, чувственной охватывает XIX-XX вв. В основе ее лежит чувственный принцип во всех его проявлениях. Он нашел отражение в культуре и языке, поэтому появилась необходимость в новом канале ее передачи - системе образования. В советский период перед образованием была поставлена задача воспитания «новой породы людей». Произошел переход от чувственной к идеациональному типу культуры. Пролетарская культура отобрала из общечеловеческих и национальных ценностей только то, что соответствовало классовым интересам пролетариата. Основные ценности пролетарской культуры были зафиксированы в нормативном образе личности. В системе образования новой, пролетарской формы идеационального типа культуры доминирует воспитание. Идеациональному типу культуры соответствует религиозная педагогика (марксистская), задачей которой являлась социализация учащегося. Отличие первого и третьего периода в том, что если на первом этапе человек еще не был выделен из общества, то на третьем его насильно вводили в единственно возможное для него пространство.
Таким образом, различные варианты периодизации, разработанные историками и философами образования, делали акцент на отдельных сторонах образовательного процесса. При объединении в одной таблице периодизации истории российского образования в трактовке А.П. Булкина, а также выделенные этапы становления термина «педагогическое образование», мы видим связь типа культуры, развития теории педагогического образования, целей образования и места учительства в социальной и культурной системе.
Таблица 1
Период | Этапы оформления термина «педагогическое образование» | Характер
культуры |
Цель образования | Источники формирования педагогического сословия |
Идеациональный
(до XVIII в.) |
Религиозный | Душеспасительность | Педагогическое сословие отсутствует, учителями являются священнослужители, носители религиозной культуры | |
Идеалистический (XVIII в.) | Латентный
(XVIII - п.п. XIX в.) |
Религиозно- светский | Практическая подготовка в соответствии с религиозными догмами | Учитель - государственный человек, чиновник |
Соотношение
целей образования,
доминирующего типа
культуры и особенностей
формирования педагогического
сословия России (XVIII-XXI
вв.)
Сенсорный (чувственный) (XIX- XX вв.) | Подготовительный (середина XIX - конец XIX в.) и часть апробационного (начало XX в. до 1917 г.) | Светский | Общее образование | Учительство осознает свою широкую просветительскую функцию, становится мощной общественной силой |
Идеационалъный
(с 1917 г.) |
Апробационный (вторая
часть периода с 1917 г. до 30-х гг. XX в.)
Эволюционный (30-е гг. XX в.- конец XX в.) |
Новая религия (марксизм) | Социализация учащегося | Учительство как носитель новой государственной религии, воспитание «строителя коммунизма» |
Сенсорный
(конец XX- начало XXI в.) |
Инновационный (конец XX - начало XXI в.) | Светский | Воспитание человека культуры | Учительство должно стать гарантом сохранения культуры и цивилизации |
В табл. 1 просматривается зависимость целей образования, роли и места учительства в обществе от доминирующего типа культуры. В логике развития культуры и соответствующей ей динамике развития общего и педагогического образования после сенсорного этапа должен был произойти переход к иному периоду, адекватному либеральным ценностям. Переворот 1917 г. произвел революцию в социокультурном процессе, но в обратном направлении, учительство, приняв на себя функцию носителя образовательного идеала и освоив ее в начале XX в., вернулось к роли транслятора готовых, чуждых истинной науке и образованности ценностей.
Теория педагогического образования в первые годы советской власти связана с именем Н.К. Крупской, которая еще в начале 1920-х гг. озвучила ближайшую задачу – создание сети учреждений педагогического образования, построенной на единых принципах, соответствующей потребностям образования в квалифицированных кадрах и имеющей оптимальное географическое расположение.
Некоторое время в практике советского образования были апробированы новые экспериментальные формы, методы подготовки учительских кадров, осуществлялось это в учебных заведениях инновационного типа (в Академии социального воспитания, на опытных станциях Наркомпроса, в студиях профессионально-педагогической психотехники, в Московском и Ленинградском педагогических институтах). Именно на базе этих заведений были найдены подходы к индивидуализации и технологизации педагогической подготовки. Вводились новые курсы по педагогической технике (постановка голоса, развитие выразительной речи, художественных способностей). Студентов знакомили с такими современными для своего времени методиками, как метод проектов, лабораторный метод, экскурсионный и т. д.
После 1917 г. и до конца 1920-х гг. педагогическое образование осуществлялось в виде двух типов подготовки учителей. Первый – это стационарные педагогические учебные заведения (педтехникумы и пединституты), их деятельность мало отличалась по организации и наполнению от дореволюционных учительских семинарий и институтов. Учебные планы и программы этих учебных заведений разрабатывались на основе принципов, обсуждавшихся на Всероссийских конференциях (1922, 1923 г.). Формы и методы образования пересматривались в соответствии с задачами советской общеобразовательной школы. Провозглашались принципы: связь с жизнью, самостоятельность и активность учащихся, обучение методам научного мышления.[5] В учебные планы пединститутов из экспериментальных учебных заведений были перенесены некоторые курсы, например «практикум саморазвития». Главной особенностью этого периода было отсутствие жесткого контроля за всем ходом учебно-воспитательного процесса, обязательных программ. Вторым типом педагогического образования были краткосрочные курсы. Помимо сугубо профессиональных задач (подготовки к первоначальному обучению) курсанты должны были выступать пропагандистами идеологии новой власти. Такой вид педагогического образования позволил за короткое время подготовить достаточное количество ликвидаторов неграмотности, но с точки зрения качества и перспектив развития педагогического образования он оказал негативное влияние, так как заложил основы новой модели педагогического образования, в которой приоритет отдавался идеологии, стандартизированным программам, утилитарности и административно-командной системе управления. Но данный период был слишком коротким для получения устойчивых и стабильных результатов, отход от демократических нововведений 1920-1930-х гг. был слишком стремительным и радикальным.
Отметим основные вехи в развитии педагогического образования советского периода, которые были связаны с его реформированием. Э. Днепров в книге «Образование и политика» сформулировал уроки дореволюционных реформ, которые сохраняют актуальность не только по отношению к современным попыткам модернизации, но и объясняют традиционные проблемы педагогического образования:
Согласившись с данным тезисом, по отношению к педагогическому образованию, можно сказать, что оно всегда отставало от социальных и политических реформ и от модернизационных процессов в общеобразовательной школе.
Реформирование
педагогического образования
В
истории педагогического
Данные
реформы педагогического
Таким
образом, педагогическое образование
мы можем определить как социокультурный
феномен, становление и развитие
которого происходило как в логике
тенденций российского
Длительность и стабильность существования педагогического образования в России может свидетельствовать о наличии определенной социокультурной обусловленности, а также реализации им общественно значимой миссии.
Информация о работе История становления высшего педагогического образования в России