Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:02, реферат
В настоящее время все более возрастает значимость историко-культурного наследия России. Важной составной частью его являются достижения в области народного просвещения, передовой опыт отечественных педагогов. Подготовка кадров для учебных заведений остается одной из приоритетных задач образования.
Введение 3
1. Развитие понятия «педагогическое образование» в педагогической теории и практике 4
2. Этапы становления педагогического образования в России 15
3. Реформирование педагогического образования в советское время 20
Выводы 24
БИБЛИОГРАФИЯ 25
Таким образом, в научно-педагогической литературе мы встречаем использование понятия в нескольких значениях: как синоним «подготовки учителей»; как обозначение специальных учебных заведений педагогического образования; как обозначение психолого-педагогического блока учебно-воспитательного процесса семинарий и институтов.
Период
экспериментов в советской
Совершенно выпадает из традиционного для своего времени подхода к труду и подготовке учителя работа М.М. Рубинштейна, в которой практически каждое положение звучит актуально и может быть применимо к современному педагогическому образованию. Но этот подход не получил поддержки и развития в советское время. М.М. Рубинштейн отмечал, что в подготовке учителя нужно:
М.М. Рубинштейн выделил две ошибки в подготовке учителя - педагогический энциклопедизм и пагубная мысль, что в задачи педагогического образования входит задача исчерпать все вопросы и дать вполне за вершенного педагога. М.М. Рубинштейн писал об опасной тенденции педагогического образования (которая характерна для всех этапов истории): сужение образования учителя до пределов методики обучения. Современный учитель мыслится не только как учитель данной школы, но и как культурный центр, проводник новых методов и новых культурных завоеваний. В стране, где государство очень редко отказывалось от монополии на образование, по его мнению, кроме государственной миссии, миссии данных условий и данного времени, у учителя есть неотменная миссия - культурная, идущая дальше и глубже времени. Эти и многие другие положения концепции Рубинштейна вполне применимы к современному видению смысла и содержания педагогического образования, но в тот период не могли быть применимы в реалиях советской системы.
С 1960-1970-х гг. в советской педагогике особое внимание стали уделять личности учителя. Персонификация качеств учителя приобретает идеологическую окраску: советский педагог должен любить детей, ему должны быть присущи гуманность, чуткость, терпимость, требовательность, высокая сознательность, чувство долга и т. д. В этот период цели педагогического образования стали ассоциироваться с подготовкой учителя, обладающего требуемым набором личных, профессиональных характеристик. Е.В. Кузьмина применительно к основным видам деятельности вычленила соответствующие педагогические способности. Педагогическая деятельность в 1970-е гг. чаще всего рассматривалась как решение педагогических задач.
Новым в теории педагогического образования стало обращение внимания на подготовку будущих учителей к творческой составляющей в деятельности педагогов, особое внимание в образовательном процессе уделялось сочетанию теории и практики. Отмечалось, что для творческой деятельности учителя особо важны педагогические способности: педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, понимать точку зрения ученика, его интересы и потребности, проектировать развитие его личности, педагогический такт. Все это объединялось в интегральные качества учителя, такие как направленность, знания, способности, умения, особенности характера.
Итогом развития теории и практики педагогического образования в советский период стала разработанная в конце 1980-х гг. комплексная целевая программа «Учитель советской школы». В программе были определены специально организованные условия, которые делают процесс подготовки и формирования личности учителя советской школы в определенной мере управляемым: единство воспроизводства и функционирования педагогических кадров, преемственность довузовского, вузовского и послевузовского этапов формирования личности учителя; ориентация педагогического образования на обобщенную модель личности учителя; психологическая диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности и научно обоснованный отбор молодежи в педагогические учебные заведения; формирование у студентов мотивационно-целостного отношения к педагогической профессии. Функциональная полнота содержания педагогического образования, обеспечивающая профессиональную компетентность, коммунистическое мировоззрение, идейную стойкость, социальную активность, гражданскую ответственность и другого качества личности учителя; взаимосвязь методологической, специальной, общепедагогической, психологической, профессионально-этической, дидактической и методической подготовки учителя; осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний, формирование у студентов современного стиля целостного научно педагогического мышления, готовности к профессиональному самообразованию; реализацию задачного подхода, предполагающего вооружение студентов первоначальным опытом практических отношений в сфере избранной профессии, приобщение их к решению педагогических задач; обеспечение системообразующих функций общественно-политической и непрерывной педагогической практики в ее единстве с теоретической под готовкой студентов; изучение и критериальная оценка динамики общего и профессионального развития студентов; ускорение профессиональной адаптации молодого учителя; управление качеством подготовки специалиста. Обширный комплекс условий, основная часть которых носила организационно-управленческий характер, были ориентированы на решение задачи подготовки современного учителя.
В своем историческом развитии понятие «педагогическое образование» изменялось вслед за социокультурными процессами в мире и российском обществе, новыми тенденциями развития научной мысли, педагогической науки и практики. Только в последние годы ученые приблизились к истинному смыслу педагогического образования, которое становится элементом общей культуры члена современного общества. В.А. Козырев говорит о педагогическом образовании как гуманитарном образовании, ориентированном на потребности человека. Е.П. Белозерцев определяет профессиональную воспитанность как гармонию духовно-нравственной и мотивационной сфер учителя, фундаментальных знаний и адекватных способов поведения в педагогической деятельности. [6].
Педагогическое образование должно быть обращено к проблемам человека, его развития, становления как личности (это в равной степени относится как к студентам педагогических учебных заведений, так и к их будущим ученикам). Педагогическое образование, рассматривая целостного человека, должно интегрировать в себе комплекс знаний, описывающих эти процессы, раскрывающих механизмы разнообразных влияний (экономические, культурные, социальные), изучающих внутренние возможности человека.
Педагогическое
образование как явление
Еще один важный аспект педагогического образования - это повышение квалификации педагогов, которое, являясь частью педагогического образования, имеет собственную специфику.
Таким образом, педагогическое образование с точки зрения теории – это раздел педагогической науки, разрабатывающий вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов; в образовательной практике — это система и процесс непрерывного профессионального образования педагога, результатом которого является создание уникального профессионального сообщества.
Современные тенденции, закрепленные в теории педагогического образования, предельно широкий культурологический контекст рассмотрения задач профессионального образования подняли в очередной раз вопрос о целесообразности сохранения его как самостоятельной системы. Современная практика большинства развитых стран показывает, что подготовку учителей могут успешно осуществлять и классические университеты, учреждения среднего образования. Но при использовании данных подходов в России необходимо учитывать несколько факторов.
Периодизация
педагогического образования
П.Ф. Каптерев одним из первых разработал периодизацию российского образовательного процесса, в основе которой лежат приоритетные источники формирования национального педагогического самосознания. В его классификации три периода: церковный (до Петра I); государственный (от Петра I до Александра II); общественный (с середины XIX в.). В данной периодизации название этапов отражает главные силы в образовании, институты, формирующие национальные педагогические идеалы и ответственные в данное время за социальный заказ образованию.
Историки советского периода выделяли этапы российского образования в соответствии с принятым в отечественной историографии социально-экономическим критерием и политическими (революционными) событиями. Например, Н.А. Константинов и В.Я. Струминский выделяют в особый период развития отечественного образования - революцию 1905-1907 гг.
Ряд авторов при выделении этапов опираются на синтез количественно-качественных показателей, политических событий (А.Г. Вигдоров, Ф.Ф. Королев, Б.К. Тебиев и др.). Э.Д. Днепров, обосновывая периодизацию, выделяет этапы эволюции взаимоотношений общества и государства в процессе формирования образовательной политики. В его подходе прослеживается связь социокультурной истории России и теории и практики образования. Первый этап - переплетение государства и общества в форме служилого государства при Петре I (создание служилой школы); начало ломки социального консенсуса, отчуждение общества от государства во второй половине XVIII в. и ответ на это в виде политики «просвещенного абсолютизма»; сохранение относительного единства общества и правительства в начале царствования Александра I и раскол этого единства в годы николаевского застоя; временное восстановление сотрудничества общества и правительства в «период великих реформ» 1860-х гг., разрыв и противостояние 1870-1880-х гг.; усиление противоречий общества и власти на рубеже XIX-XX вв. и прямая их схватка в начале XX столетия. [4].
Л.Г. Борисова, Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко выделяют пять образовательных революций и соответственно пять этапов в развитии образования:
Исследователи философии отечественного образования А.А. и П.А. Гагаевы рассматривают образовательный процесс как культурно-исторический феномен. Критериями выделения этапов в их периодизации стал уровень осмысления культурно-исторических оснований педагогического процесса в России, а также характер их аксио- и гносеологической трактовки:
А.П. Булкин исследует историко-культурный процесс в России с точки зрения концепции трех типов социальных отношений К. Маркса (личной зависимости (архаичная культура), личной независимости (индустриальная), свободной индивидуальности (постиндустриальная)). Каждому типу отношений, по его мнению, соответствует своя система образования и личностный образец.
Информация о работе История становления высшего педагогического образования в России