История социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

С. Т. Шацкий - создатель прообразов первых в России социально-педагогических центров. Ему принадлежит идея организации в 1905 году первого детского общества "Сетлемент". Он исходил из тех организационно-педагогических принципов, что обыкновенные учебные детские учреждения организуются на основе требований, которые предъявляют детям общество и государство, не считаясь с детской природой и потребностями этого возраста. Работа же клуба, напротив должна вестись исходя из "игры детских инстинктов".

Содержание

. Социально-педагогические эксперименты С.Т. Шацкого в школе для подростков «Сетлементы» и трудовой колонии «Бодрая жизнь»..............……3
2. Социально-педагогическое значение педагогической системы Марии Монтесори…………………………………………………… …………………...7
3. Развитие социальной защиты детей на Украине. Декрет о создании «Совета защиты детей» (1919)………………………………...………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Новый метод порвал со старыми традициями. Как утверждает М.Монтессори, он уничтожил скамью, - ибо ребенок не должен больше сидеть неподвижно и пассивно слушать уроки учительницы; он уничтожил и кафедру, ибо учительница не должна больше давать коллективных уроков, что было обычным при старых системах. В этой внешней перемене проявляется глубочайший переворот, смысл которого в том, чтобы предоставить ребенку свободу действовать согласно его естественным наклонностям, не связывая его какими-либо установленными обязанностями или программой, предвзятыми правилами (философскими или педагогическими), исходящими из принципов, установленных традиционно в старых школьных понятиях.

Монтессори поставила перед собой задачу организовать среду, соответствующую потребностям деятельного ребенка. Она первым делом обратила внимание на окружающую среду, на обстановку. Необходимость ее очевидна: если место отмененных уроков заменяет непосредственная деятельность самого ребенка, то нужно предоставить этой деятельности внешний материал, при помощи которого она может проявляться.Она превращает классы в настоящие «Дома ребенка», меблированные соответственно росту и силам существ, их населяющих.

Основными результатами обучения в таких садах считаются реальные жизненные и социально - психологические умения, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь. Несмотря на популярность Монтессори-педагогики, однозначного отношения к ее методикам не существует. Многие педагоги и родители отмечают грандиозные успехи, которые были достигнуты детьми, посещающими сады Монтессори.

 

 

3. Развитие социальной защиты детей на Украине. Декрет о создании «Совета защиты детей» (1919)
      4 февраля 1919 года – издается Декрет об учреждение Совета защитников детей. Тем самым при правительстве – Совете Народных Комиссаров РСФСР – был создан Государственный совет защиты детей под председательством наркома просвещения А.В. Луначарского. Совет постановил:

1. Совет защиты детей имеет своим Председателем Народного Комиссара по Просвещению. В состав его кроме Председателя (представителя Народного Комиссариата по Просвещению) входят по одному представителю от следующих Народных Комиссариатов: Социального Обеспечения, Здравоохранения, Продовольствия и Труда.

2. Совету защиты детей предоставляется право налагать «вето» через соответствующие Народные Комиссариаты на распоряжения ведомств, не входящих в Совет, если таковые распоряжения ведут к явному ущербу для детей.

3. Считая дело снабжения детей пищей, одеждой, помещением, топливом, медицинской помощью, а равно эвакуацию детей в хлебородные губернии, одной из важных государственных задач, Совет Народных Комиссаров поручает Совету защиты детей:

а) согласовать деятельность входящих в него Комитетов по эвакуации детей хлебородные губернии, а равно объединять их планы общественного детского питания и снабжения, в целях включения такового путем непосредственного сношения с подлежащими Народными Комиссариатами в общегосударственный план;

б) следить за точным выполнением той части установленного таким образом плана, которая касается питания и снабжения детей.

4. Совету защиты детей предоставляется право издавать обязательные постановления, касающиеся охраны здоровья детей, успешной организации их питания и снабжения и вменяется в обязанность следить за неуклонным выполнением их.

5 марта 1920 года – по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создания специальной детской милиции, на скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечения, организации приемников.

27 января 1921 год – по предложению Ленина Президиум ВЦИК издал постановление, согласно которому при ВЦИК образовывалась «Комиссия по улучшению жизни детей». Председателем был избран Ф. Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС, ВЧК.

1920 год – Сибирь, Поволжье, Прикамье, Урал – засуха, голодом охвачено население в 25 миллионов. При наркомате образования создается ДЧК – Детская чрезвычайная комиссия, которая разрабатывает концепцию работы по борьбе с голодом: создание столовых, приемников, эвакуация детей.

В хлебные губернии вывезено 150 тысяч человек и примерно 100 прибыло неорганизованным порядком. Но голод 1920 г., в Поволжье показал, что обычными, гражданскими мерами Совет защиты детей не способен справляться со своими обязанностями. По указанию председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского при всех губернских, уездных и городских чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем были созданы группы содействия детским учреждениям. Чекисты обследовали эти учреждения, выявляя недостатки в их работе, а также местные отделения Совета защиты детей и вместе с администрацией принимали необходимые меры по улучшению их работы.

В конце 1920 г. Ф. Э. Дзержинский предложил А.В. Луначарскому и В.И. Ленину объединить усилия различных государственных учреждений и общественных организацией в борьбе с детской беспризорностью.

И 27 января 1921 г., постановлением правительства при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете под председательством Ф.Э.Дзержинского была учреждена особая Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК). В ее состав вошли представители ВЦСПС (центральных органов профсоюзов), наркомов просвещения и рабоче-крестьянской инспекции, здравоохранения, ЦК комсомола, женотдела и отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б) и: Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК).

1922 год – борьба с последствиями голода, реэвакуация детей, открытие стационарных учреждений.

1923 год – переход к плановой работе. В Москве на борьбу с беспризорностью брошено 15000 педагогических работников.

1924 год – в марте состоялась Первая московская конференция по борьбе с беспризорностью.

В ноябре собирается IV съезд заведующих губотделами по борьбе с беспризорностью. К этому времени приходит понимание той опасности для государственного строя, которую несут с собой дети, брошенные на улицу.

Создаются общества «Друзья детей», которые занимались организацией ночлежек, приютов, рабочих мастерских, летних лагерей отдыха и детских площадок для беспризорников.

Создаются органы СПОН – социально-правовой охраны несовершеннолетних, занимающиеся профилактикой  новой беспризорности. При ЦИКСССР создаются фонды имени Ленина по помощи беспризорным детям.

1925 год – в стране 200 тысяч беспризорников, из них 90 тысяч нуждаются в немедленной помощи.

Компания по усыновлению детей, разгрузка детских домов. Общества «Друзей детей» созданы в 17 губерниях, они имеют свои клубы, столовые, чайные, приюты. Государство выделяет 50 млн. рублей на борьбу с беспризорностью. В детских домах 241 тысяча детей, что 55% от общего числа сирот. Создание губернских комиссий помощи детям. При Президиуме Моссовета с помощью районных бюро «Друзей детей» проводилась кампания по организации площадок для беспризорных.

1926 год – Декрет об учреждении Совета защиты детей.

1927 год – на Пленуме ВЦИК отмечены большие успехи в борьбе с беспризорностью. Выделено еще 7 млн. рублей.

Принят трехлетний план по борьбе с беспризорностью.

После образования Деткомиссии при ВЦИК Дзержинский распорядился мобилизовать на борьбу с беспризорностью весь личный состав ВЧК: руководители периферийных комиссий по борьбе с контрреволюцией получили указание о создании совместно с органами, отвечающими непосредственно за организацию помощи детям, и широкой общественностью ее местных отделений. Непосредственно под руководством Ф. Дзержинского разрабатывалась перспективная стратегия борьбы с беспризорностью, но параллельно с образованием местных комиссий принимались и неотложные меры по детскому призрению.

Ликвидация беспризорности требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, их лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. 

Уже в 1921 г. в голодавших губерниях Поволжья через Деткомиссию было направлено одежды и питания для 5 млн. детей, 150 тыс. из них было эвакуировано в более благополучные районы, более 200 тыс. были приняты на содержание частями Красной Армии, подразделениями ВЧК, профсоюзами, крестьянскими организациями.

В том же году Деткомиссия при ВЦИК сотрудничала с фондом помощи норвежского полярника Фритьофа Нансена, а также с Американской организацией помощи (АРА), но вскрытое в конце 1921 г. активное использование АРА разведкой в подрывной деятельности привело к свертыванию ее деятельности в РСФСР.

Наряду с проведением Всероссийских недель беспризорного и больного ребенка требовалось и создание специальных детских учреждений: приемников-распределителей (временного пребывания), детских домов, «коммун» и детских «городков». Последние представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, фабрично-заводских училищ (ФЗУ) с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.

Через 200 созданных в 1921 г., приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тыс. детей.

В отличие от детских домов, рассчитанных на детей до 12 – 14 лет, организовывавших их воспитание и обучение, трудовые коммуны принимали подростков старших возрастов, где наряду с общеобразовательным велось и их трудовое обучение, широко применялись принципы трудового самообеспечения и самоуправления.

В настоящее время Национальный фонд социальной защиты матерей и детей «Украина – детям» реализует ряд программ и проектов, которые направлены на решение актуальных вопросов относительно улучшения социального положения и здоровья детей в Украине, всестороннего развития интеллектуальных, физических, творческих способностей подрастающего поколения.

Законодательство Украины «О социальной защите детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы», регулирует правоотношения, связанные с предоставлением материальной, социальной и правовой помощи детям-сиротам, детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Гласными основами государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа являются:

1) создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье;

2) воспитание и содержание детей по принципу родственности;

3) содействие усыновлению детей, создание системы поощрения и поддержки усыновителей;

4) обеспечение приоритета форм устройства;

5) защита имущественных, жилых и других прав и интересов таких детей;

6) создание надлежащих условий для их физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки детей к самостоятельной жизни;

7) обеспечение права на здоровое развитие;

8) обеспечение социально-правовых гарантий;

9) создание условий для предоставления психологической, медицинской и педагогической помощи;

10) формирование системы социальной адаптации;

11) обеспечение свободным выбором сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала нуждам и желаниям личности ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, а также лица из их числа и запросам рынка работы;

12) надлежащее материально-техническое обеспечение независимо от формы устройства и содержание детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, содействие в предоставлении реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями.

Мероприятия социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа гарантируются, обеспечиваются и охраняются государством.

Государственные социальные стандарты для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа устанавливаются независимо от того, где такой ребенок или лицо находится на содержании и воспитании, на равные, не меньшему чем установленный прожиточный минимум для лиц соответствующего возраста.

Государственные социальные стандарты и нормативы устанавливаются относительно:

1) минимального материального обеспечения, расходов на питание, одежду и обувь;

2) обеспечения жильем равному, не менее чем установленные в Жилищном кодексе Украины нормативами;

3) обеспечения жильем таких детей после завершения их воспитания в разных формах устройства после достижения 18-него возраста, если они не имеют своего жилья соответственно жилым нормативам или имеют жилье с характеристиками, низшими, чем установленные жилые нормативы;

4) минимального стандарта относительно обеспечения гарантированного первого рабочего места, которое не может быть изменено по желанию работодателя на протяжении трех лет с момента начала такой работы, а в случае невозможности предоставления такого рабочего места – установление денежной компенсации на этот период, которая выплачивается лицу из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, за счет средств государственного или местных бюджетов;

Информация о работе История социальной педагогики