Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы – изучение специфики и основных этапов развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся литературу по данному вопросу;
Теоретически осмыслить понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность»;
Описать исторический аспект формирования благотворительности и социального добровольчества в России и за рубежом;
Провести сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом аспекте.
ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………...………………......... 3
ГЛАВА I Понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность» и предпосылки их развития.……...……………………...……...…………………….
6
Теоретическое осмысление понятия «социальное добровольчество».....……………………………………………….……………….…...
6
Благотворительность как социальное явление…………………………….………………..…………………..…...……….…...
9
ГЛАВА II Особенности развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом…..…………………………………...
14
История социального добровольчества в разных странах………...……………………………………………………...…………………..
14
Исторические этапы развития благотворительности в России……………………………………………………….……………………………………………………
16
Исторический аспект развития благотворительности за рубежом………………….……………………………………………………………….
24
Сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом контексте…………………………………………………….….….……………….…….
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………………….…… 37
БИБЛИОГРАФИЯ ...………………………..………………..……………………….
Хотя в XVI веке правящие монархи делали попытки поставить под свой контроль и реформировать практику благотворительности, а в XVII веке предпринимали дополнительные усилия по ее регулированию, основное бремя реформ ложилось на плечи муниципалитетов, верхушки приходов и церковных властей. Новые европейские государства избирали для себя разное устройство, и, как следствие, благотворительность в них, как и некоммерческий сектор в целом, также были весьма не похожи друг на друга.
Во
Франции и некоторых других странах
с преобладающим католическим населением
и сильной монархической
Если французский опыт развития благотворительности условно разместить на одном конце общеевропейского диапазона, а английский -- на другом, то большинство стран окажутся несколько смещенными к «французскому» полюсу. [26]
В Испании уже в 1798 году Карлосом IV был издан указ, предписывающий распродажу всего недвижимого имущества, принадлежащего больницам и другим благотворительным заведениям.
В 1893 и 1836 годы в Испании были проведены законы, требующие роспуска основанных еще в средневековье благотворительных заведений и запрещающие создание новых, при этом законодатели исходили из убеждения, что забота о благе граждан есть дело государства, а не традиционных благотворительных институтов. Разрыв со средневековым прошлым оказался долгим. Лишь в 1978 году испанская конституция пополнилась статьей, гарантирующей право на создание благотворительных фондов; наступил конец почти двухвековому периоду нетерпимости по отношению к подобным частным заведениям. В Португалии в XIX веке была принята серия законов, препятствующих деятельности религиозных орденов, благотворительность стала светской, традиционные благотворительные учреждения были ликвидированы.
Иная ситуация сложилась в Норвегии, относительно бедной и малонаселенной стране, к тому же долгое время лишенной самостоятельности: до 1841 года она была подчинена Дании, затем объединена со Швецией и лишь 1905 года обрела полную независимость. Некоторые норвежские фонды ведут свое происхождение со Средневековья: в их основе - дары королей или церкви; другие возникли в XVIII веке из относительно небольших наследств, завещанных на образовательные цели или на поддержку бедных семейств - в пределах города или прихода донора-завещателя либо внутри его делового и профессионального окружения. [32]
После Первой мировой войны состояние благотворительных фондов несколько ухудшилось. В 1918-м и последующие годы многие частные благотворительные учреждения были введены в состав организаций, имевших конфессиональную или идеологическую приуроченность, различных благотворительных союзов. В 1930-е годы эти национальные структуры относительно легко встроились в корпоративистское государство национал-социалистов. В это же десятилетие еврейские фонды и рабочие организации были запрещены, затем большинство других фондов лишилось своих активов либо из-за долговременной гиперинфляции и экономической депрессии, либо вследствие разрушений, принесенных Второй мировой войной.
Греция унаследовала богатые филантропические традиции от древности, но именно традицией была обусловлена и зависимость церковных фондов от государственного контроля. В области филантропии здесь никогда не проводилось четкой границы между церковью и государством, между общественным и частным сектором. Частные вложения шли на поддержку общественной деятельности, государственные фонды могли употребляться на церковные нужды, кроме того, частные благотворительные капиталы нередко отдавались в управление соответствующим государственным учреждениям.
В
известном смысле, хотя история себя
никогда не повторяет, структурно настоящая
ситуация частью соответствует тому, что
было в начале века, именно поэтому история
начала века, история становления культуры
благотворительности и милосердия, которые
теперь существуют и в мире теперь представляется
для нас столь же актуальной и интересной.
2.4
Сравнительный анализ
процесса благотворительности
в России и зарубежных
странах в историческом
контексте
Если сравнивать процессы благотворительности в России и за рубежом, можно отметить, что они шли параллельно друг другу, от простейших форм милосердия, которыми занимались частные люди и церковь до государственной поддержки социально незащищенным слоям населения. Но и были различия. В разных странах процесс благотворительности имеет свою историю, специфическую культуру на определение которой влияет множество факторов. В первую очередь, обычно, среди историков принято говорить о влиянии религиозной этики на культуру благотворительности и на филантропию в целом.
В
Древнем Риме, в Афинах богатые горожане
старались помочь людям, которые нуждались
в пище, одежде. В обычае было устраивать
общественные трапезы, раздавать согражданам
деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова,
это не могло рассматриваться как милосердие
и благотворительность, потому что деньги
и пища раздавались не всем, а только тем
гражданам, которые состояли в патриархальном
родстве. Для богатых помощь бедным была
обязанностью, а не добровольной акцией.
Бедняки не просили помощи, они требовали
её как своего законного права. Сам строй
общества требовал благотворительной
деятельности.
Духовные нормы Древнего Рима и Афин сутью
общества отвергали гуманное отношение
к человеку. Об этом свидетельствует рабство,
гладиаторские бои и деспотичные правители
тех времен. Общественные отношения строились
на силе и уме человека, на его умении говорить
и убеждать других.
В
Древней Руси доброта, добродетель
также проявлялась как
С приходом в общественную жизнь христианства
взгляд на человека изменился. Необходимо
отметить то, что все религии основаны
на идее человеколюбия, но христианство
единственная, ставящая человека в центр
мироздания, тем самым дающая начало гуманистическим
традициям.
Владимир Мономах в своём «Поучении» анализирует
подход христианства к человеку. Мотивом
милосердия, по его мнению, является «богобоязнь
и упование на Его милость», а проявлениями
- помощь убогим, почтение духовных служителей
и любовь к ровесникам и старшим.
Другой богослужитель Максим Грек в «Послании
о фортуне» глубже раскрывает сущность
милосердия, он затрагивает такую сторону
как деятельность, отмечает, что сочувствия
и пожелания добра человеку недостаточно,
необходимо помогать ему, поддерживать
в трудную минуту не только словом, но
и делом. Как мы уже говорили, христианство
отрицает насилие и превозносит ценность
человека, но в интерпретации Библии возникает
противоречие. Одной из главных заповедей
Библии является «не убий», но Иосиф Волоцкий
в «Слове об осуждении еретиков» утверждает
необходимость в уничтожении ереси. Он
называет отступников проклятыми, требует
"наказания преступников". Сама религия
превозносит человека и его жизнь, но интерпретаторы
мыслей, изложенных в Библии, проецируя
их на общество и его нормы, искажают смысл
Святого писания и закладывают противоречия.
В средневековый период человек перестал
являться общественной и духовной ценностью,
несмотря на то, что церковь имела большое
влияние на формирование общественных
норм. Важнейшим требованием к добродетели
было удаление человека от мира, то есть
от людей. Также требованиями являлись:
презрение к миру, потребностям человека,
к телу, к радостям и наслаждениям, к земному,
приходящему счастью, к богатству и славе.
Общество способствовало пробуждению
агрессии: это проявлялось в многочисленных
войнах-междуусобицах, в рабовладельчестве.
Оказание помощи человеку порождало долг,
то есть человек, принявший помощь, должен
был помнить о долге помощнику. Постепенно
общественные ценности менялись, что привело
к переходу в эпоху Ренессанса (Возрождения),
отличительной чертой которой стало признание
интересов и прав человека. Возникло такое
понятие как гуманизм, центром которого
является человек. В эпоху становления
буржуазного строя, после Великой французской
революции обострилась борьба против
«фальшивого христианского милосердия».
Специальным декретом милостыня была
объявлена проступком, поэтому всяческая
благотворительная деятельность была
запрещена. На более поздних этапах развития
буржуазного строя филантропия снова
стала в почёте у буржуазии.
Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного
строя, как в России, так и за рубежом большое
значение имело положение человека в обществе.
Отношения высших классов между собой
не носили оттенка гуманности, большую
роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм
не был присущ людям того времени. Люди
же низших сословий напротив проявляли
заботу друг о друге и старались оказывать
поддержку.
Можно сделать вывод, что на разных ступенях
развития общества представления о гуманизме,
милосердии менялись. Апогея гуманистическая
мысль достигла в эпоху Возрождения.
Подводя
итоги вышеизложенного, процесс, лежащий
в основе различных моделей поддержки
и защиты одних слоев общества другим,
как нам представляется, — это процесс
помощи и взаимопомощи в культурно-исторической
общности. Каждый этап изменения парадигмы
помощи и взаимопомощи связан с изменением
субъекта и объекта, институтов поддержки,
идеологии помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя историю развития социального добровольчества и благотворительности, можно сделать вывод о том, они прошли довольно непростой и длинный путь становления в обществе. В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема добровольчества и благотворительности вновь стала актуальной. Меняются масштабы, характер, состав участников добровольческого движения. Появляются новые добровольческие и благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности и добровольчества вызывает потребность в осмыслении этих феноменов - их исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности и социального добровольчества в современном обществе.
История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм добровольчества и благотворительности, создании новых, которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности. [30]
Благотворительность и добровольчество в России представляют собой сложные процессы, имеющие тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющиеся в культурно-исторической перспективе. Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления благотворительности и добровольчества в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам и формам добровольчества и благотворительности, накопленных за тысячелетия общественной жизни. Благотворительность и социальное добровольчество - универсальные общечеловеческие ценности, одни из важнейших атрибутов гражданского общества. Они позволяют обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства, обеспечивают перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Добровольчество и благотворительность все больше становятся инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.
Мы постарались проследить, как происходили изменения форм добровольческой и благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие добровольчества и благотворительности в современном обществе. [32]
Полезным
оказывается анализ исторических корней
и теоретических основ
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые документы
Научно-методическая литература