Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 22:42, курсовая работа
Цель данной работы – изучение специфики и основных этапов развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся литературу по данному вопросу;
Теоретически осмыслить понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность»;
Описать исторический аспект формирования благотворительности и социального добровольчества в России и за рубежом;
Провести сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом аспекте.
ВВЕДЕНИЕ………………………...……………………………...………………......... 3
ГЛАВА I Понятия «социальное добровольчество» и «благотворительность» и предпосылки их развития.……...……………………...……...…………………….
6
Теоретическое осмысление понятия «социальное добровольчество».....……………………………………………….……………….…...
6
Благотворительность как социальное явление…………………………….………………..…………………..…...……….…...
9
ГЛАВА II Особенности развития процессов социального добровольчества и благотворительности в России и за рубежом…..…………………………………...
14
История социального добровольчества в разных странах………...……………………………………………………...…………………..
14
Исторические этапы развития благотворительности в России……………………………………………………….……………………………………………………
16
Исторический аспект развития благотворительности за рубежом………………….……………………………………………………………….
24
Сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом контексте…………………………………………………….….….……………….…….
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………………….…… 37
БИБЛИОГРАФИЯ ...………………………..………………..……………………….
Добрыми
делами, милосердным отношением к
нуждающимся прославился
В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально.
Но традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, особенно брошенным матерями, тогда как народ не оставался безучастным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка», «Живой —не без места, а мертвый —не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
2 этап — с начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных -- в художественные училища. [15]
Екатерина
Великая реализовала замысел
Петра I строительством вначале в
Москве(1763 г.), а потом в Петербурге
(1772 г.) императорских воспитательных
домов для «зазорных младенцев».
Благотворительная деятельность Российского
императорского двора, прежде всего его
женской половины, приобретает в этот
период форму устойчивой традиции.
В
этот же период начинают создаваться
общественные организации, самостоятельно
выбирающие объект помощи и работающие
в той социальной нише, которую государство
не охватывало своим вниманием. Так, при
Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается
государственно-
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
III этап — с 60-х гг. ХIХ в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором был и сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.
Как и в Западной Европе, в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий крут детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Мавриклевна. Уже в 1893 г, в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими. В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также, требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-идиотов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни. [15]
Таким
образом, система общественно-
В этот период благотворительность принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связывается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественное призрение». В1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы. В начале XX в. в России успешно развивалась система социальных служб. В 1902г. действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулаторий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение к благотворительности.
IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности.
Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первой мировой войны, нескольких революций, гражданской войны) резко возросло. Сиротство» беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних — острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали своего решения.
Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспризорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Выли созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.
В этот период активно начала развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т. д.
20-е
гг. пришлось появление целой
плеяды талантливых педагогов
и психологов — как ученых,
так и практиков, в числе которых А. С. Макаренко,
П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л.С. Выготский
и многие другие. Их научные труды, впечатляющие
достижения в практической работе по социальной
реабилитации «трудных» детей и подростков
(Первая опытная станция Наркомпроса,
трудовая колония им. М. Горького и др.)
получили заслуженное международное признание.
Однако система социального воспитания
и педология развивались недолго, фактически
они прекратили свое существование после
печально известного постановления 1936
г. «О педологических извращениях в системе
Наркомпроса». Педологии была инкриминирована
роль «антиленинской теории отмирания
школы», будто бы растворяющей последнюю
в среде. Многие представители этой теории
были репрессированы, а социальное воспитание
и понятие среды дискредитированы и изъяты
из профессионального сознания педагогов
на долгие годы. С 30-х годов, названных
в нашей истории «великим переломом»,
опустился «железный занавес», надолго
отделивший советских ученых и практиков
от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном
государстве произошла подмена общечеловеческих
ценностей на классовые. Провозглашение
утопической идеи построения самого совершенного
и справедливого общества, ликвидации
всех пережитков прошлого, в том числе
и социальных бед, сделало закрытой тему
социальных проблем и систему социальной
помощи нуждающимся детям. Новые социальные
потрясения, связанные с Великой Отечественной
войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение
детей. «Теперь, когда тысячи советских
детей лишились родных и остались без
крова, — писала газета «Правда», — их
нужды должны быть приравнены к нуждам
фронта». Изменяется отношение общественности
к социально обездоленным детям — к ним
стали относиться как к жертвам войны.
Государство пытается решить их проблемы
путем создания школ-интернатов для эвакуированных
детей, расширения сети детских домов
для детей воинов и партизан. Но наряду
с этим фактически возрождается благотворительность
(хотя это слово и не употребляется), которая
проявляется в открытии специальных счетов
и фондов, в перечислении солдатами и офицерами
денег для детей, в передаче личных сбережений
населения на их нужды, В 60- 70 гг. в педагогической
науке и практике наметился явный поворот
в сторону социальной педагогики, создания
и развития ее организационных форм и
институтов, возобновления теоретических
исследований в области педагогики среды,
связанных с разработкой системного подхода
в обучении и воспитании. [15,16]