История развития ритмической гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя особенно, когда у современных детей резко возросло внимание к телевидению и компьютерным играм. Это способствуют ограничению двигательной активности детей и ведет, в свою очередь, к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных функциональных отклонений, таких, как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес и ожирение, близорукость и т. д.

Работа содержит 1 файл

Моё физра.docx

— 55.93 Кб (Скачать)

Однако, для того, чтобы  она оказывала именно такое воздействие, необходимо соблюдение нескольких условий.

Можно кратко сформулировать основные требования к подбору музыкальной  фонограммы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста:

• музыка должна быть удобна для выполнения упражнений и доступна восприятию ребенка;

• запись должна быть чистой с хорошо выраженным ритмом;

• целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и ¾ для конкретного возраста;

• учитывать смысловое  содержание песни.

Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику, должна положительно влиять на эмоциональное состояние  детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор  музыки определяется характером каждого  упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.

Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н.А. Ветлугина отмечает ”…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремиться выразить ее содержание” Музыка должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слух, музыкальную память. Она, как известно, сама по себе поднимает настроение и даже способна оказывать целебное воздействие. Музыка задает ритм. Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей.

Для того чтобы правильно  подобрать музыкальное сопровождение, следует руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение должно обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный  вкус. Следует обратить внимание на содержание музыкального произведения – ту идею, мысль или чувство, которое композитор передает звуками музыки.

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные  произведения. Естественно, что их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и  темп, метр динамика, характер звукопроизношения. Эти элементы определяют выразительность  содержания музыкального, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических  движений.

В практике иногда встречается  бездумное импровизирование маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, бега, исполнения плясок. На самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм, а не ритм музыки, как результат определенного, организованного распределение звуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами этих звуков. Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленьких исполнителей, т. к. именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкального искусства. Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмысленны, эмоционально окрашены.

Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться о стилевом единстве и общности содержания музыки. Ни в каком случае не следует смешивать в одном комплексе музыку различных направлений. Вообще при подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песен, понятных детям, а также произведения. Рекомендуемые “Программой воспитания и обучения в детском саду”, программой “Пралеска ” и др. программами.

Особое внимание следует  обратить на народную музыку. Она обладает исключительным богатством жанров, художественных образов, выразительных средств. Здесь есть и медленные мелодии, плавные мелодии, танцевальные мелодии средних темпов, зажигательные плясовые мелодии. Народная музыка создает необходимый эмоциональный подъем у занимающихся и имеет большое воспитательное значение.

Значительное место в  музыкальных фонограммах, сопровождающих занятие по ритмической гимнастике, отводится эстрадной музыке. Такая  музыка типично танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий пульсирующий ритм и широкое использование  электронных эффектов и синтезаторов. Музыка этого направления можно  для занятия ритмической гимнастикой. Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с формой музыкального произведения, т. е. фразами, предложениями, периодами, частями.

В подготовительной части  задается темп, под который можно  выполнять движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют чёткий отсчет на 2 или 4 четверти. В основной части  занятия музыка используется умеренных  или медленных темпов, причем не только на 2, но и 4 четверти. На прыжковой  и беговой серии упражнений темп аккомпанемента убыстряется. Этот момент является кульминационным на занятии, что необходимо подчеркнуть и музыкой – выбрать для него самые интересные, занимательные мелодии. В заключительной части, в которой упражнения направлены преимущественно на расслабление мышц, либо на чередования напряжения с расслаблением и выполняются лежа или сидя музыка должна быть плавной, выразительной.

Но задача ритмической  гимнастики не только в том, чтобы  дать нагрузку, а затем привести его в норму. Важно, чтобы занимающиеся ушли из зала в приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интересным музыкальным произведением.

Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться следующей  справкой:

Медленный темп - 40-60 движений в минуту (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление).

Умеренный темп - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махи ногами).

Средний темп – 80-90 движений в минуту (большинство танцевальных движений).

Быстрый темп – 100-15- движений в минуту (махи, бег)

Очень быстрый темп – 160 и  более движений в минуту (бег, быстрые  танцы).

  

  • 5. Особенности применения предметов

Одним из неоспоримых достоинств ритмической гимнастики, выгодно  отличающих ее от других видов физкультурно - оздоровительной деятельности, является то, что при организации занятий  не требуется особых материальных затрат, в том числе дополнительного  дорогостоящего оборудования такого, как степы, слайды, тренажеры и  т.д. Но существует возможность использования  простейшего нехитрого оборудования, наверняка имеющегося в любом  образовательном учреждении. Поскольку  основным содержанием ритмической  гимнастики являются общеразвивающие  упражнения, то, как и в любом  виде гимнастики, эти упражнения можно  выполнять с предметами: гимнастическими  палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного  размера, самодельными предметами и  многим другим.

Применение этих и других пособий позволяет значительно  разнообразить общеразвивающие  упражнения, повысить эмоциональный  фон занятий и повысить интерес  детей к физическим упражнениям. Использование на занятиях предметов  дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.

Предметы помогают выполнять  движения точно и позволяют выработать правильный мышечный тонус, который  сохраняется у ребенка в дальнейшем при выполнении таких упражнений без предмета.

Перекладывание предметов  из одной руки в другую способствует развитию "ручной умелости", готовит  ребенка к овладению графикой письма. Многими исследователями  установлено, что лучшее развитие речевой  функции детей происходит при  стимуляции тонких манипуляторных движений пальцев, что объясняется законами взаимодействия корковых концов двигательного  и речевого анализаторов.

Упражнения с гимнастической палкой и обручем являются отличным средством для формирования осанки, приучения к пространственной точности движений, развитию и совершенствованию  координации движений.

При выполнении упражнений с гимнастической палкой успешно  развивается гибкость и повышается точность отдельных положений и  движений, так как она придает  упражнениям характер конкретных заданий (положить, достать, дотянуться, поднять).

Использование  мешочков с  песком (500 гр) является хорошим средством для развития силовых способностей детей. При изготовлении мешочков необходимо учитывать плотность и фактуру ткани. Очень скользкая ткань не позволит захватывать мешочки ногами, удерживать на голове, а тонкая и рыхлая - будет пропускать песок.

Прежде чем в занятия  ритмической гимнастики включать упражнения с предметами, с которыми дети еще  не знакомы, надо дать возможность освоиться  с ними. Например, предложить поиграть с игрушкой, покатать мяч или обруч, подвигаться с палками или  флажками, побросать в корзины  мешочки с песком и т.д. Если не сделать этого, то дети будут отвлекаться  на занятиях: начнут рассматривать  и ощупывать незнакомый предмет, играть с ним, плохо слушать педагога и не выполнять его задания.

Начинать использовать предметы на занятиях ритмической гимнастикой  лучше с 5 лет, т.е. со старшей группы детского сада. Известно, что всевозможные упражнения с погремушками, кубиками, флажками и другим оборудованием  начинают применять в более раннем возрасте. Это объясняется тем, что  в паузах между упражнениями педагог  может проконтролировать и подкорректировать  правильность хвата предмета, исходное положение и т.д. Не всегда это  удается сделать в ритмической  гимнастике, где упражнения выполняются  поточным способом, т.е. без пауз, очень динамичны, требуют большого внимания и определенной ловкости.

Очень важно если у занимающихся будет необходимый двигательный опыт занятий ритмической гимнастикой, т.е. они будут владеть поточным способом выполнения упражнений. Поэтому  комплексу с предметами должен предшествовать обычный комплекс (без предметов), чтобы дети могли адаптироваться к этому виду деятельности и к  нагрузке.

Следует отметить, что упражнения с предметами, и особенно с гимнастическими  палками и мячами, требуют строгой  организации порядка, дисциплины. Нужно  заранее готовить предметы и продумывать  способы их раздачи, сбора. Особенно актуально при работе с детьми предупреждать стихийную манипуляцию  предметами, своевременно указывая, где  и как следует их держать. Необходимо обеспечивать безопасное расположение занимающихся с учетом движений предметами, увеличивать интервал и дистанцию  при построении в сравнении с  упражнениями без предметов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, ритмическая  гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы  организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, на способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г. – 112 с.
  2. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г. – 118 с.
  3. Кузьменко, М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / М. В. Кузьменко; Моск. гос. акад. физ. культуры. – М. : Книга и бизнес, 2007. – 116 с.
  4. Кузьменко, М. В. Ритмическая гимнастика в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие / Е. Е. Биндусов, М. В. Кузьменко; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2004. – 84 с.

 

  1. Лескова, Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду : пособие для воспитателя / Г. П. Лескова. – М. : Просвящение, 1981. – 160 с.

 

  1. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 384 с.

 

  1. Раевская Е.П., Руднева С.Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г. – 151 с.
  2. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г. – 206 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

Институт повышения  квалификации и переподготовки

Факультет переподготовки специалистов образования

Кафедра педагогики и психологии непрерывного образования

 

 

 

реферат

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЗОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 
 

Выполнил:

слушатель группы Д2(13)

Савельева Татьяна Федоровна

 

Проверил:

 

Доктор педагогических наук

Шебеко В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Информация о работе История развития ритмической гимнастики