Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:20, реферат
Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя особенно, когда у современных детей резко возросло внимание к телевидению и компьютерным играм. Это способствуют ограничению двигательной активности детей и ведет, в свою очередь, к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных функциональных отклонений, таких, как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес и ожирение, близорукость и т. д.
Введение
Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя особенно, когда у современных детей резко возросло внимание к телевидению и компьютерным играм. Это способствуют ограничению двигательной активности детей и ведет, в свою очередь, к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных функциональных отклонений, таких, как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес и ожирение, близорукость и т. д.
Поэтому необходимо использовать все возможные средства и методы воспитания, уделяя важное значение физическому воспитанию. Одним из таких методов работы с детьми является гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением.
При выполнении гимнастических упражнений мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, улучшает деятельность пищеварительной системы, повышает активность детей.
Однако многими исследованиями доказано, что не только здоровье стоит за физической культурой. Правильное формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, для наивысшего раскрытия и проявления потенциальных возможностей каждого человека, его способностей и талантов.
К великому сожалению многие воспитатели все чаще сталкиваются с негативным или безразличным отношением детей к двигательной деятельности. Стимулирование желания детей заниматься физическими упражнениями, создание эмоционального комфорта - важная и непростая задача современных специалистов.
Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на развитие детей, важное место занимают различные формы гимнастики.
Ритмическая гимнастика, главными составляющими которой являются образные или подражательные физические упражнения, музыка, и элементы игры, открывает для этого огромные возможности. Это связано с воздействием, как на физическое, так и на психическое состояние ребенка: хорошее самочувствие, жизнерадостность и подтянутость. Главный же результат ритмической гимнастики - воспитание потребности детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению, красоте.
1. История развития ритмической гимнастики
Мало кто знает, что корни ритмической гимнастики берут свое начало в глубокой древности. Чтобы выжить в борьбе с природой, первобытному человеку нужны были ловкость, сила, выносливость. Такие качества он развивал в начале во время охоты, рыбной ловли. Позже, занимаясь земледелием, скотоводством, человек использовал с этой целью определенные, многократно повторяемые движения - физические упражнения.
При первобытнообщинном строе
подготовка к охоте, сбору урожая,
другим важным событиям отмечалась различными
ритуалами, включавшими ритмичные
имитационные движения. Во время совместного
выполнения их членами рода или племени
развивалась согласованность
По мере классового расслоения
общества и развития государств возникала
необходимость военной
Высоко ценили ритмичные движения эллинские философы. Например, Лукиан считал, что телесный ритм захватывает сознание как исполнителей, так и зрителей и раскрывает соотношение между красотой телесной и духовной, воздействует на чувства, воспитывает человека.
Военизированные ритмические танцы включались в спартанскую систему подготовки молодых воинов и были довольно сложными. Так, танцующий имитировал метание копья или поединок с противником. Одновременно манипулировал щитом, защищаясь от реальной угрозы - летящих в него камней, которыми пытались поразить его взрослые зрители. Такие танцы развивали ловкость, выносливость, быстроту движений и другие качества, необходимые воину.
С переходом к феодальным
общественным отношениям античная культура
постепенно приходила в упадок. Церковь
насаждала аскетизм, проповедовала
отречение от жизненных благ, в
том числе и от физической культуры.
Даже детские игры, танцы рассматривались
как греховные. Изменения коснулись
и военного дела. Теперь тяжело - вооруженному,
закованному в латы воину нужны
были сила и устойчивость. Такие
качества, как ловкость, быстрота и
выносливость, которые вырабатывались
с помощью ритмизированных
В эпоху Возрождения физическая культура переживает новый подъем. Получают распространение игры с мячом, верховая езда, фехтование, гребля, устраиваются различные состязания. Ритмизированные движения продолжают развиваться в танцах, которые превращаются в самостоятельный вид искусства. На рубеже Х1У-ХУ веков Доменико да Пьяченца (да Ферара) издает трактат "Об искусстве танцевать и водить хоры", в котором на основе народного танца и греческих традиций закладывает основы балетной хореографии. Затем появляются подобные труды Г. Эбрео, Ф. Карозо и других. Искусство танца и в этот период используется как средство обучения благородным манерам, воспитания изящества и легкости движения, развлечения.
Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была предшественницей всех ритмических, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.
Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и сегментов тела в течении 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.
Родоначальником направления, объединявшего колоритность, и ритм движения был оперный певец Ф.Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением.
Профессор Женевской консерватории Жак-Далькроз (1865-1950) – композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.
В отношении к этой гимнастике было немало и скептиков, писавших, например: “Ритмическая гимнастика – дрессированный пляс. Эта гимнастика умерщвляет в душе человека волю к свободному самоопределению. ” Однако негативные отзывы не помешали бурному росту её популярности. Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бегом, лёгкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.
Различные ритмопластические системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 г, в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики. Возникшие в России студи пластики, свободного танца, ритмики и т. п. Разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.
Одну из этих студий, а
именно «Московские классы пластики»,
закончила Л.Н. Алексеева — создательница
системы гармонической
Первый опыт занятий ритмической гимнастикой относится к 20-ым годам. В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля) опубликованном в “Известиях Всероссийского центрального комитета” указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших факторов физического развития детей. В 1923 году по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского была организована “студия пластического движения”, руководимая З.Д. Вербовой, где готовили преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов.
Большой вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях и начальных школах в 80 годы внесла Л.В. Карманова. Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлению комплексов ритмической гимнастики; особенности методики проведения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на органиам. Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца. Ритмическая гимнастика определена в физическом воспитании как часть более широкого понятия – аэробика.
К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев. А кислород, как известно, – необходимый элемент существования живой материи. Детям же кислород, в силу роста, нужнее, чем взрослым.
Физиологические особенности
дошкольников подтверждают это положение.
Интенсивность окислительных
Ритмическая гимнастика –
одна из разновидностей оздоровительно-развивающего
направления в гимнастике. По своему
содержанию и используемым средствам
ритмическая гимнастика – своеобразный
синтез гимнастики и йоги, классического
балета и аэробики, народного танца
и диско. Однако при любом отношении
используемых средств гимнастика является
основной и доминирующей частью занятия.
Лишь при таком условии
Свобода, естественность, отсутствие
всякого напряжения – вот что
должно быть характерно при выполнении
детьми музыкально-ритмических
На шестом году жизни ребёнок
физически крепнет, становиться
подвижным, успешно овладевает основными
движениями, у него хорошая координация
движений при ходьбе, беге, прыжках.
Совершенствуются процессы нервной
высшей деятельности: развивается способность
анализировать, обобщать, делать простейшие
умозаключения, улучшается произвольная
память. Дети 5-6 лет способны осмыслить
указания педагога и, опираясь на имеющийся
опыт, без показа выполнить некоторые
музыкально-ритмические