История развития ритмической гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя особенно, когда у современных детей резко возросло внимание к телевидению и компьютерным играм. Это способствуют ограничению двигательной активности детей и ведет, в свою очередь, к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных функциональных отклонений, таких, как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес и ожирение, близорукость и т. д.

Работа содержит 1 файл

Моё физра.docx

— 55.93 Кб (Скачать)

Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы педагога в старшей группе.

Главными задачами физического  воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование  движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной  формой создания у детей правильного  понимания характера движений. Для  дошкольного возраста упражнения, выполненные  с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.

По исследованиям Мануйловой Т.П. дети даже в раннем возрасте стремятся  ритмично двигаться под музыку. Это  связано с естественной потребностью детей в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно, если они сочетаются с музыкой и  элементами игр. Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию. Как показывает практика, ритмическая  гимнастика доступна даже детям 3-4 лет, а дети 5-6 лет способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять  упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом и ритмом музыки.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.

В процессе занятий ритмической  гимнастикой решаются общие задачи - развитие физических качеств, обучение технике основных и специфичных  движений, воспитание определенных качеств  характера личности - и специальные  задачи:

• коррекция ориентировки в пространстве, техники выполнения движений, нарушений опорно-двигательного  аппарата;

• профилактика нарушений  сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорной систем;

• компенсация нарушенных функций за счет сохранных анализаторов.

Освоение ритмической  гимнастики требует координационных  способностей и находится в тесной взаимосвязи с другими их проявлениями:

 • кинестетической  способностью, способностью к дифференцированию,  точности воспроизведения и отмериванию  пространственных, силовых и временных  параметров движения;

• способностью к сохранению равновесия - статического и динамического;

• способностью к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в соответствии с задуманной программой действий или изменившейся в ходе ее реализации;

• способностью к управлению темпоритмовой структурой (целесообразная последовательность движений и акцентированных моментов двигательного действия);

• способностью к ориентации в пространстве, определению и  изменению положения тела в пространственно-временном  поле.

 

    3. Методические рекомендации по проведению и организации занятий ритмической гимнастикой с детьми

 

В настоящее время ритмическая гимнастика —  одна  из  самых  популярных

форм занятий массовой физической культурой.  Положительное  влияние  занятий ритмической гимнастики на  организм  подтверждается  рядом  отечественных  и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу  организма  от сна к бодрствованию, настраивает  центральную  нервную  систему  на  рабочий ритм,  подготавливает  организм   к   предстоящей   активной   деятельности.

Содержание ритмической  гимнастики  составляют  общеразвивающие  упражнения, поэтому допустимо  ее  проведение  с  детьми  дошкольного  возраста.  Однако следует  помнить  о  возрастных  особенностях  детей,  двигательном  режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений.

  • Упражнений ритмической гимнастики отличаются следующими формами:

1. Общеразвивающие упражнения, которые представляют собой многократно  повторяемые движения отдельными  частями тела и их сочетания.

2. Упражнения художественной  гимнастики и элементы хореографии  (пружинные движения, волны, взмахи). Они применяются, в основном, как  дополнение к общеразвивающим  упражнениям и тоже, как правило,  характеризуются многократной повторяемостью. Использование танцевальных элементов  на занятиях ритмической гимнастикой  - непременное условие их эмоциональности,  красочности, привлекательности.  Однако не следует ставить  перед ритмической гимнастикой  задачи обучения танцам.

3. Ходьба и бег. Если  позволяют условия, упражнения  в ходьбе лучше проводить с  продвижением по периметру зала. Чаще используется ходьба на  месте или с небольшими продвижениями  в различных направлениях, с дополнительными  движениями руками, туловищем, головой.  Применяются такие виды, как перекатный  шаг, пружинный шаг, острый  шаг, приставной шаг и др. Выполнение  различных движений на фоне  ходьбы хорошо организует занимающихся, стимулирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, является средством восстановления после выполнения беговых и прыжковых серий.

В беговых сериях используют бег с поворотами, с изменениями  частоты шагов, с дополнительными  движениями руками, плечами, головой, хлопками, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад и многие другие варианты. Наиболее удобно использовать варианты бега на месте.

4. Прыжки. Они включаются  либо в сочетании с беговыми  упражнениями, либо как отдельные  серии упражнений. Применяются всевозможные  сочетания прыжков на одной  и двух ногах, в стойках ноги  врозь, в выпадах, с поворотами, с продвижениями в различных  направлениях. Прыжки дополняются  движениями рук, туловища, головы. В занятиях ритмической гимнастикой  прыжки часто сочетаются с  танцевальными движениями.

5. В занятиях могут  быть использованы простейшие  варианты акробатических упражнений, выполняемых по типу общеразвивающих  (перекаты, стойки на лопатках  и др.).

Все движения ритмической  гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

  • упражнения для рук и плечевого пояса
  • упражнения для мышц шеи и туловища
  • упражнения для ног и мышц всего тела

С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой  для дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные  виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

В работе с детьми дошкольного  возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:

В форме физических занятий  оздоровительно-тренирующего характера (комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).

В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных  занятий (этот вариант возможен в  среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжается 10-30 минут).

При проведении утренней гигиенической гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).

Проводят ритмическую  гимнастику в зале, в котором предварительно делаются влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей — облегченная, на ногах  матерчатые тапочки или махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались. Воспитатель  одет в спортивную форму - так удобнее показывать упражнения, особенно из исходных положений сидя и лежа.

Каждый комплекс ритмической  гимнастики используется в течение 2—3 месяцев. Упражнения следует разучивать во время утренней гимнастики, на физкультурных  занятиях, отдельные элементы —  на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр («Делай, как  я», «Зеркало»).

Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводную часть  составляют упражнения, непосредственно  воздействующие на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической  гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и  бега. Таких вариантов может быть не более четырех. Затем следуют  общеразвивающие упражнения. Здесь  достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации  движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.

В начале основной части  следует серия упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в  стороны; упражнения для мышц шеи: различные  наклоны головы, сопровождающиеся пружинистым  приседанием или ходьбой на месте  без отрыва носков ног от пола. Некоторые  упражнения могут иметь несколько  вариантов, в которых движения постепенно усложняются. Выполняются эти упражнения из одного и того же исходного положения.

Следующая серия упражнений — нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные  наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При  выполнении детьми упражнений особое внимание обращается на осанку.

Затем следует партерная  серия упражнений из исходных положений  сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Все  упражнения рекомендуется выполнять  в умеренном темпе, так как  они требуют наибольшей затраты  энергии.

Заканчивается основная часть  танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Можно использовать различные виды бега и прыжков, приведенные в разделе “Музыкально-ритмические движения” “Программы воспитания и обучения в детском саду” и программе “Пралеска”. Особое внимание воспитателю следует обращать на дыхание детей. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление, цель которых — обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используются такие упражнения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений лежа на спине, на животе, стоя на коленях и т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми глазами.

Фантазия и творчество воспитателей при составлении комплексов не ограничивается. Желательно упражнениям  давать свое название. Это помогает детям правильно осмыслить характер их выполнения. Кроме того, комплексы  можно связать единым содержанием  или связать с сезонами года («Кошкин  дом», «В осеннем парке», «На катке» и др.). С учетом индивидуальных способностей детей группы, условий детского сада в комплексы можно вносить  различные изменения. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.

Для определения уровня физической подготовки занимающихся можно провести тестирование, и на основе этого  составить 3 комплекса ритмической  гимнастики для детей с хорошим, средним и удовлетворительным физическим развитием. Один комплекс можно выполнять в течение 2-3 месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизмениться, усложниться. Некоторые комплексы могут быть использованы при проведении спортивных праздников и развлечений, дней здоровья, праздничных утренников и др.

  • 4. Музыкальное сопровождение на занятиях ритмической гимнастикой

 

Музыка является обязательным элементом занятий ритмической  гимнастикой и в данном случае носит лидирующий характер, определяя  ритм и темп движений. Являясь одним  из определяющих факторов стимулирующим  движения, музыкальная фонограмма повышает эмоциональность и эффект всего  занятия в целом. Музыка помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. И еще одна важная роль музыки - это привлечение к занятиям физической культурой большего числа детей от самых маленьких до старшеклассников.

Информация о работе История развития ритмической гимнастики