История развития педагогики. Цели и методы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

На протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время", она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.

Содержание

История развития педагогики.
История педагогики в СССР и в Украине.
1. Понятие цели воспитания.
2. Средства и методы воспитания
3. Основные социальные институты воспитания
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пед психология Microsoft Word.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

Большими тиражами выходят в переводах советские педагогические книги, постоянным спросом среди учительства и трудящихся пользуются книги Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Проводятся обсуждения книг выдающихся деятелей советской педагогики и просвещения, создаются кружки учителей по изучению истории советской школы и педагогической мысли. Глубоко и разносторонне изучается развитие прогрессивной педагогики своей родины и других стран. 
 
Огромное значение для обмена опытом педагогов социалистических стран имеют международные педагогические конференции, семинары, встречи учителей и научных работников. 

    1. Понятие цели воспитания.

Одной из фундаментальных  проблем в педагогической науке  является проблема целеполагания (нецелесообразной деятельности нет). Существуют разные подходы к определению цели воспитания:

1.Социальный подход.

Цель воспитания - это представление об идеальном  воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.

2.Психологический  аспект цели воспитания

Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при  передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому система воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Это динамическая иерархия воспитательных целей. Можно выделить три системы воспитательных ценностей:

А) трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшее существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию.

Б) социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении.

В) антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его  индивидуальности, потребность в  самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превышения ценностей  в элементарный эгоизм.

В реальной практике видно стремление объединить сильные  стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.

Для описания единой системы воспитательных целей необходимым  является понятие "позиция личности". Позиция личности - совокупность устойчивых избирательных ценностных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Позиция описывается через параметры: направленность личности, область функционирования, активность, устойчивость. Для практики особую важность имеют частная позиция (нравственная, религиозная, деловая, эстетическая).

3. Культурологический  аспект цели воспитания. Воспитание  как социокультурное воспроизводство  человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития  личности.

Формирование полноценной позиции личности, введение её в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический  аспект цели воспитания.

В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация  цели:

А) по возрасту

Б) по социальным условиям

В) по реализованным  целям.

Функция учителя  состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического  процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику.

Проблема педагогического  целеполагания подлежит решению  на всех уровнях функционирования воспитательно - образовательных систем. Её¸ рассматривают как системообразующий компонент педагогической политики государства. Цель воспитания подрастающего поколения - прерогатива государства. Государственная, то есть официально закреплённая в законодательстве, цель воспитания выражена как "всестороннее, гармоническое развитие личности". Термин "всестороннее " включает в себя ряд ведущих параметров формирования личности (интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие - это согласование без односторонности, развитие всего спектра достоинств личности). Гармоническое развитие означает: гармонию с окружающим миром и природой, с другими людьми, с самим собой. Цель "всестороннего гармонического развития личности" зародилась ещё в античной педагогике. Но как государственная цель она была впервые введена в ранг требований государственной политики СССР, как написано выше.

2. Средства и методы  воспитания.

Метод воспитания - это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе, другими словами - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядны пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Разделение средств  и методов на воспитательные и  образовательные весьма условно, а  порой даже искусственно, поэтому  будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как  минимум, пять групп методов воздействия  на личность:

  1. убеждение;
  2. упражнения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка.

Прием выступает  как элементарное звено педагогического  процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных  педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов  убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.

Выделяют следующие  наиболее важные формы организации  педагогического воздействия:

  1. учебный процесс;
  2. внеаудиторная работа;
  3. семейное воспитание;
  4. воспитательная деятельность молодежных организаций;
  5. воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).

Рассмотрим названные  выше методы воздействия на личность.

1. Убеждение

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и  волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости  от направленности педагогического  воздействия убеждение может  выступать как доказательство, как  внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с  помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

2. Упражнение и приучение

Упражнение - это  планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и  регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный  педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим, который  приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается  на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и  закрепление умения и навыков.

3. Обучение

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам  на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

.4. Методы стимулирования

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Стимулированием могут выступать: соревнование, поощрение, наказание.

    3. Основные социальные институты воспитания

    Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

    1) продолжающие род (брак и семья);

    2) распределительные  (или экономические);

    3) регулирующие (религия,  политические системы).

    Данная классификация  основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

Существует большое разнообразие классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида институтов — экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.

Важным, необходимым социальным институтом является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинства примитивных обществ — единственный реально функционирующий институт (например, у многих народов Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты — образование, здравоохранение, воспитание и др.

В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов:

1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения.

3. Воспроизводства  и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные  и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.

Информация о работе История развития педагогики. Цели и методы педагогики