История развития педагогики. Цели и методы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

На протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время", она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.

Содержание

История развития педагогики.
История педагогики в СССР и в Украине.
1. Понятие цели воспитания.
2. Средства и методы воспитания
3. Основные социальные институты воспитания
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пед психология Microsoft Word.docx

— 41.29 Кб (Скачать)
 

  Министерство  образования и науки Украины

  Одесский  Национальный Университет имени  И.И. Мечникова 
 
 

  Контрольная работа

    по педагогической  психологии.

  Вариант № 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                              Выполнила:

                                                                                                         студентка 3 курса

       факультета психологии

                                                                                                     Афаринова А.В.

                                                                                              Проверила:

                                                                                                       Кириченко О. Н. 
 
 
 
 
 
 

  Одесса  – 2011  

  План. 

История развития педагогики. 

История педагогики в СССР и в Украине. 

1. Понятие цели воспитания. 

2. Средства и методы воспитания

3. Основные социальные институты воспитания

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  История развития педагогики.

  На протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время", она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.

  Обратимся к  обыденной аналогии, чтобы уточнить сказанное. Плотник, прежде чем приступить к изготовлению скамейки, сначала имеет ее общий образ в своем сознании. По мере работы уточнялись детали, проверялось качество материала, действовала мысль плотника, рождалась фантазия... Общий образ скамейки принимал конкретные черты под влиянием текущих обстоятельств (Ему сказали: "Какой вы мастер!.." Кто-то сказал: "А хорошо бы повыше спинку!.." Ему принесли краску: не нужно ли?--)- Работа плотника имела программу и методику в соответствии цели, однако созданный продукт отличается от идеального представления о результате деятельности в силу широкой свободы творчества, представленного именно общим характером цели. Плотник творил в пределах цели. Если бы эти пределы были узкими, он ограничил бы сам себя в восхождении к творчеству.

  Вспомним великого мыслителя К. Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове..."

    Итак, цель воспитания должна иметь общий характер, чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель — исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога.

  Цель всестороннего  воспитания личности как нормативная  установка законодательного характера  была введена в ранг требований государственной  политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании  других стран, входивших в блок социалистического  содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла  в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела  интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".

  Существуют  и национальные варианты формул целей  воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. О своеобразии формулировок целей воспитания свидетельствуют  опубликованные документы различных  стран. Немецкие авторы формулируют  цель воспитания, как подготовку человека, "способного поступать продуктивно  с сознанием ответственности". В публикациях американских авторов  встречается такая формулировка целей воспитания, как воспитание "хорошего гражданина США". В послевоенной Японии велась борьба двух представлений  о стратегии воспитания: должно ли воспитание и образование развивать  только способности или формировать  всесторонне развитую личность? В  одном из документов провозглашалась  цель воспитания японской молодежи как  формирование в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.

  Технократизм и экономический фетишизм породили формулировку цели воспитания следующего порядка: "Личность, способная достичь карьеры".

  Ход исторического  развития и высокая культура опровергают  такого рода решения проблемы цели путем постановки одного единственного  вопроса: что есть средство и что  есть содержание жизни? Карьера. Успех, добро, истина, красота, всестороннее развитие — это все область средства жизни. И ничто из этого не может  заместить собою цель жизни человека. А значит, и не может выступать  в роли цели воспитания.

Цель современного воспитания — "Личность, способная  строить жизнь, достойную Человека". 

Что касается истории педагогики СССР и Украины.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Он родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей. 
Героическая история создания и расцвета этой колонии изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933—1935 гг. 
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская
 
Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов. 
 
А. С. Макаренко разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,— писал он,— учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

А. С. Макаренко:

  • впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
  • говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не ест”. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. 
  • считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу”. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.
  • уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. 
  • разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания.
  • создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.

Очень важное значение имело принятое в декабре 1943 г. постановление СНК СССР о введении всеобщего обязательного обучения детей с 7-летнего возраста, которое ликвидировало разрыв между дошкольными учреждениями и школой. В целях осуществления всеобщего обязательного обучения были приняты меры к обеспечению школ учителями. Были в школу возвращены учителя, работавшие не по специальности; увеличена нагрузка более квалифицированным учителям; было принято специальное решение о развитии системы заочного педагогического образования, создавались краткосрочные курсы. 

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”. 
 
Основное внимание в своей деятельности В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности. 
 
Активный последователь и продолжатель идей А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад. 
 
Глубоко и оригинально разрабатывал В. А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

В последние годы в связи с экономическим и социальным развитием, бурным развитием науки и техники в социалистических странах осуществляется переход на новое содержание образования. Изменены учебные планы и программы, с привлечением ученых, методистов и учителей пересмотрены и созданы новые учебники. В них усилен теоретический материал, возрос удельный вес знаний из области математики, естественных наук и техники, много внимания уделено политической и гражданской подготовке учащихся. Укрепляется связь с предприятиями, введена производственная практика учащихся. 
 
Имеются большие успехи в области внедрения в процесс обучения технических средств. Используется радио и телевидение, организованы систематические учебные телевизионные передачи, включающие ряд циклов по отдельным учебным процессам. Они имеют целью расширить общий кругозор детей, дать им представление о важнейших идеях и методах современной науки, ознакомить с мировыми достижениями научного прогресса, с выдающимися деятелями своей родины. Проводятся эксперименты по программированному обучению и применению обучающих машин.

Информация о работе История развития педагогики. Цели и методы педагогики