Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:43, реферат
На протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время", она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.
История развития педагогики.
История педагогики в СССР и в Украине.
1. Понятие цели воспитания.
2. Средства и методы воспитания
3. Основные социальные институты воспитания
Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Одесский
Национальный Университет имени
И.И. Мечникова
Контрольная работа
по педагогической психологии.
Вариант
№ 3.
факультета психологии
Одесса
– 2011
План.
История
развития педагогики.
История педагогики
в СССР и в Украине.
1.
Понятие цели воспитания.
2. Средства и методы воспитания
3. Основные социальные институты воспитания
Список
литературы
История развития педагогики.
На протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время", она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.
Обратимся к обыденной аналогии, чтобы уточнить сказанное. Плотник, прежде чем приступить к изготовлению скамейки, сначала имеет ее общий образ в своем сознании. По мере работы уточнялись детали, проверялось качество материала, действовала мысль плотника, рождалась фантазия... Общий образ скамейки принимал конкретные черты под влиянием текущих обстоятельств (Ему сказали: "Какой вы мастер!.." Кто-то сказал: "А хорошо бы повыше спинку!.." Ему принесли краску: не нужно ли?--)- Работа плотника имела программу и методику в соответствии цели, однако созданный продукт отличается от идеального представления о результате деятельности в силу широкой свободы творчества, представленного именно общим характером цели. Плотник творил в пределах цели. Если бы эти пределы были узкими, он ограничил бы сам себя в восхождении к творчеству.
Вспомним великого мыслителя К. Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове..."
Итак, цель воспитания должна иметь общий характер, чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель — исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога.
Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".
Существуют и национальные варианты формул целей воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. О своеобразии формулировок целей воспитания свидетельствуют опубликованные документы различных стран. Немецкие авторы формулируют цель воспитания, как подготовку человека, "способного поступать продуктивно с сознанием ответственности". В публикациях американских авторов встречается такая формулировка целей воспитания, как воспитание "хорошего гражданина США". В послевоенной Японии велась борьба двух представлений о стратегии воспитания: должно ли воспитание и образование развивать только способности или формировать всесторонне развитую личность? В одном из документов провозглашалась цель воспитания японской молодежи как формирование в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.
Технократизм и экономический фетишизм породили формулировку цели воспитания следующего порядка: "Личность, способная достичь карьеры".
Ход исторического развития и высокая культура опровергают такого рода решения проблемы цели путем постановки одного единственного вопроса: что есть средство и что есть содержание жизни? Карьера. Успех, добро, истина, красота, всестороннее развитие — это все область средства жизни. И ничто из этого не может заместить собою цель жизни человека. А значит, и не может выступать в роли цели воспитания.
Цель современного воспитания — "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".
Что касается истории педагогики СССР и Украины.
А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Он родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.
А. С. Макаренко восторженно
встретил Великую Октябрьскую социалистическую
революцию. В период гражданской войны
и иностранной интервенции в южных украинских
городах скопилось огромное число беспризорных
подростков, органы Советской власти начали
создавать для них специальные воспитательные
учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен
к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было
поручено организовать колонию для малолетних
правонарушителей.
Героическая история создания и расцвета
этой колонии изображена А. С. Макаренко
в “Педагогической поэме”. К ее написанию
он приступил в 1925 г. Все произведение
по частям было опубликовано в 1933—1935 гг.
Центральная проблема педагогической
практики и теории А. С. Макаренко — организация
и воспитание детского коллектива, о чем
говорила и Н. К. Крупская.
Октябрьская революция выдвинула актуальную
задачу коммунистического воспитания
коллективиста, и естественно, что идея
воспитания в коллективе занимала умы
советских педагогов 20-х годов.
А. С. Макаренко разработал законченную
теорию организации и воспитания детского
коллектива и личности в коллективе и
через коллектив. Макаренко видел главную
задачу воспитательной работы в правильной
организации коллектива. “Марксизм,—
писал он,— учит нас, что нельзя рассматривать
личность вне общества, вне коллектива”.
Важнейшим качеством советского человека
является его умение жить в коллективе,
вступать в постоянное общение с людьми,
трудиться и творить, подчинять свои личные
интересы интересам коллектива.
А. С. Макаренко:
Творческий опыт А. С. Макаренко, как и его педагогические произведения, является прекрасным убедительным доказательством превосходства советской педагогики перед буржуазными теориями воспитания.
Очень важное значение
имело принятое в декабре 1943 г. постановление
СНК СССР о введении всеобщего обязательного
обучения детей с 7-летнего возраста, которое
ликвидировало разрыв между дошкольными
учреждениями и школой. В целях осуществления
всеобщего обязательного обучения были
приняты меры к обеспечению школ учителями.
Были в школу возвращены учителя, работавшие
не по специальности; увеличена нагрузка
более квалифицированным учителям; было
принято специальное решение о развитии
системы заочного педагогического образования,
создавались краткосрочные курсы.
Среди советских педагогов
послевоенного периода видное место принадлежит
Василию Александровичу Сухомлинскому
(1918—1970). Талантливый практик и теоретик
он всю жизнь проработал в сельской школе.
Обобщение теоретического наследия советской
педагогики и собственного практического
опыта позволило ему написать работы,
явившиеся важным вкладом в арсенал средств
и методов социалистического воспитания.
При жизни им было опубликовано свыше
30 отдельных работ и около 600 статей. Из
книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную
известность среди педагогической общественности
СССР и многих стран мира получили такие
работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание
гражданина”, “Павлышская средняя школа”,
“Методика воспитания коллектива”, “Сто
советов учителю”, “Разговор с молодым
учителем школы”.
Основное внимание в своей деятельности
В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у
подрастающих поколений коммунистической
гражданственности. Разработке этой основной
темы в той или иной степени были посвящены
все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской
и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко
проанализировал с современных позиций
процесс умственного, нравственного, трудового
и эстетического формирования Личности
в различные периоды детства и юности.
Он показал, какие огромные воспитательные
возможности предоставляет окружающая
детей реальная действительность, особенно
в условиях сельской местности.
Активный последователь и продолжатель
идей А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский
внес много нового в методику работы с
коллективом и отдельным учеником, при
этом он учитывал новые условия нашей
жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения
семьи и школы, отличные от тех, которые
существовали 40—50 лет назад.
Глубоко и оригинально разрабатывал В.
А. Сухомлинский вопросы воспитательного
воздействия традиций, фольклора, природы
и многие другие.
В последние годы в связи
с экономическим и социальным развитием,
бурным развитием науки и техники в социалистических
странах осуществляется переход на новое
содержание образования. Изменены учебные
планы и программы, с привлечением ученых,
методистов и учителей пересмотрены и
созданы новые учебники. В них усилен теоретический
материал, возрос удельный вес знаний
из области математики, естественных наук
и техники, много внимания уделено политической
и гражданской подготовке учащихся. Укрепляется
связь с предприятиями, введена производственная
практика учащихся.
Имеются большие успехи в области внедрения
в процесс обучения технических средств.
Используется радио и телевидение, организованы
систематические учебные телевизионные
передачи, включающие ряд циклов по отдельным
учебным процессам. Они имеют целью расширить
общий кругозор детей, дать им представление
о важнейших идеях и методах современной
науки, ознакомить с мировыми достижениями
научного прогресса, с выдающимися деятелями
своей родины. Проводятся эксперименты
по программированному обучению и применению
обучающих машин.
Информация о работе История развития педагогики. Цели и методы педагогики